Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Армянская тема в зарубежном роке

Где только не обнаружишь армянский след! И рок-музыка в этом смысле не исключение. Вспомнить хотя бы огромное число рок-музыкантов с армянскими корнями, играющих в известнейших группах. Ну и, конечно, интереснее находить отзвуки армянского мелоса, знакомые мотивы или просто упоминания Армении в творениях зарубежных рок-групп, порой с первого взгляда ничем не связанных с нашей страной.

Из них первой в хронологическом порядке является рок-группа “The Who”, в свое время занимающая в Англии третье место после “The Beatles” и “The Rolling Stones”. Психоделической песней Джона Кина “Armenia City in the Sky” открывался их классический альбом “The Who Sell Out” 1967 года. Армения в этой песне представляется как некое нереальное место “в небесах”, где можно забыть о всех мирских горестях и заботах. Трудно сказать, что послужило толчком к созданию этой песни, тем более, что расхожее у наших соотечественников мнение, будто ее исполнитель Пит Тауншенд имеет армянское происхождение, не подтверждается. Кстати, чуть позже “The Beatles”, вдохновленные “Джорджией” Р. Чарлза, запели о соседней Грузии…
В 1969-ом на своем альбоме “Middle Eastern Rock” американский рок-музыкант Джон Берберян представил композицию с восточными тонами- “Flying Hye” (“Летающий армянин”). В ее записи использовались как гитара, бас, так и народные инструменты- уд, деф. Успех у песни был большой, и не странно, что даже сегодня, спустя десятилетия, ее используют многие ди-джеи радио США.

Конец 1970-х- эпоха зарождения панк-культуры, а одна из ее основоположниц- известная авангардистка из Германии Нина Хаген. В 1982-ом она выпустила одно из популярнейших своих произведений- композицию “Born in XIXAX”, более известную под неофициальным названием “Radio Yerevan”. Дело в том, что в начале композиции панк-дива кричит на английском: “This is Radio Yerevan” (“Это Радио Ереван”). Поговаривают, будто у нее тоже по отцовской линии есть армянские корни, но это тайна, окутанная мраком…
Новая волна интереса к Армении хлынула после спитакского землетрясения 1988 г., когда с участием величайших звезд рока был записан благотворительный сборник “Rock Aid Armenia”. Одним из активнейших инициаторов этого и некоторых других проектов выступил экс-вокалист “Deep Purple” (известно оригинальное исполнение группой “Танца с саблями” Хачатуряна в начале 1973 г.) Ян Гиллан, в мае 1990 г. со своей группой посетивший Армению. Послушав здесь игру армянского духового инструмента дудука, Гиллан сразу решил включить ее в свою концертную программу. В середине его ереванского выступления вдруг погас свет, и на сцене рядом с Гилланом и британскими рок-музыкантами появились Ара Геворгян (клавишные) и Арсен Григорян (дудук). Эксперимент был принят на “ура”, но его продолжения, к сожалению, так и не последовало. Вскоре дудуком заинтересовались Питер Гэбриел, Майкл Брук и другие.
В последнее время к армянской теме часто обращается американская группа “System Of A Down”. Это и не удивительно: ведь все музыканты группы- армяне. Проблеме геноцида посвящена их песня “P.L.U.C.K.”. Любопытным экземпляром армянской фольклорной музыки является песня “Arto” из второго альбома группы, где партию перкуссий исполняет популярный артист Арто Тунчбояджян. Завораживающая, глубоко впечатляющая мелодия никого не оставляет равнодушным. Вообще, как утверждают некоторые критики, их музыка часто по драйву напоминает армянские застольные песни, ритмику дхола и мелодическую напряженность зурны.

Естественно, к армянской теме нередко обращаются и российские рок-группы.
Первыми среди них были Армен Григорян и его легендарный “Крематорий”. Еще в 1986-ом он написал песню “Себастия”, посвященную трагическим событиям 1915-23 гг. В другой песне “доисторического” периода поется о том, как “армяне все очень любят коньяк”. Лидер группы в своих интервью отмечает, что в их музыке можно найти армянские элементы. К примеру, суперхит “Безобразная Эльза” начинается “электрическим” вариантом танца “кочари”.
Мелодию армянского дудука в песне “Северный цвет” (2001 г.) использовала другая легенда русского рока- Борис Гребенщиков. В роли приглашенного музыканта выступил Дживан Гаспарян.
Аркадий Семенов- бывший участник московской группы “Вежливый отказ”, автор острополитических композиций, в частности- посвященных армянскому вопросу (“Карабах-н-ролл” из альбома “План спасения Константинополя” 1996 г., оформленного картами Великой Армении).
Популярные кавер-версии армянских народных песен представляют молодые московские группы “Дети Пикассо” (“Яман”, “Им гала”, “Сона Яр”) и “Плацента” (“Им перин”).
В заключение хочется вспомнить некоторые армянозвучные имена зарубежных рок-групп: “Hai” (“Армянин”, Аргентина), “George Garabedian & His Royal Armenians” (“Джордж Гарабедян и его королевские армяне”, США), “Zanger” (“Колокола”, Иран), “Аракс” (Россия). И конечно, альбом питерских “Улиц” под названием “Армянская кислота”, который вошел в десятку лучших рок-альбомов России 1996 г.

Ашот Григорян 

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении