Праздники Армянской АпостольскойА в г у с т
7 суббота
Свв. 200 патриархов Третьего вселенского собора в Ефесе
Третий вселенский собор, созванный в 431 году византийским императором Феодосием
II, состоялся в столице Малой Азии Эфесе и проходил в обстановке ожесточенной
борьбы православной церкви со сторонниками учения Нестория – бывшего Константинопольского
патриарха. Несторий проповедовал, что Иисус Христос родился человеком и стал
всего лишь «обителью Божества», а Дева Мария, в свою очередь, была не Богородицей,
а лишь «человекородицей». Епископ Кирилл Александрийский добился от собора осуждения
учения Нестория. Собор принял выдвинутую Кириллом формулировку, по которой «из
двух естеств, Божества и человечества, един Еммануил, един Господь Иисус Христос,
един истинный Сын Бог и вместе человек, не человек обоготворенный, подобный
тем, кои благодатию соделываются причастниками божественного естества, но истинный
Бог, Который ради нашего спасения явился в человеческом образе».
Значение Третьего вселенского собора тем более велико для Армянской церкви,
что в вопросе христологии она принимает Эфесское вероисповедание, по которому
божественная и человеческая природы Христа соединены (но не слиты) в Его Лице
и составляют одну соединенную и неразделимую личность.
Спустя двадцать лет в 451 г. император Маркиан созвал в городе Халкидоне Четвертый
вселенский собор для пересмотра формулировок первых трех соборов. Восточные
церкви – Армянская, Сирийская и Эфиопская остались верны формулировкам первых
трех вселенских соборов, не считая возможным пересматривать их в зависимости
от изменения политической ситуации в ведущих державах.
Собор положил начало расколу в церкви, которая разделилась на два крыла: Древние
Восточные церкви остались на позициях первых вселенских соборов, а против них
стали выступать Католическая и Ортодоксальная церкви.
14 суббота
Шохакат: Озарение
Св. Эчмиадзина по видению Григора Просветителя
Праздник Шохакат (Озарения) связан с мистическим видением Григора Просветителя,
которому в 302 г. было явление Христа в окружении небесных сил. Господь направил
луч света на языческое капище у царского дворца в столичном Вагаршапате и повелел
возвести на его месте храм. Св. Григор разрушил капище, а над ним возвел христианскую
церковь и освятил ее во имя Богородицы в августе 303 года. Неподалеку от храма,
который стал кафедральным, он возвел другую церковь, которую назвал Шохакат.
С целью увековечения видения св. Григора кафедральный собор в ХV в. получил
название «Эчмиадзин» – «Нисшел Единородный».
15 воскресенье
Верапохумн Сурб Аствацацни.
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Богородицы – один из пяти главных праздников Армянской церкви. Этот
день, посвященный уходу из жизни Девы Марии, отмечается начиная с V века. А
в конце VI в. византийский император Маврикий официально утвердил праздник Успения
Богородицы.
Последнее упоминание о Богородице в канонических текстах содержит книга «Деяний
святых апостолов». Ее автор св. Лука описывает, как после Воскресения Христова
Мария пребывала в молитве вместе с Его учениками и ученицами. По преданию, архангел
Гавриил явился Марии с вестью о том, что вскоре она усопнет и через три дня
будет взята на небо. Мария «воспряла духом» и поднялась на Масличную гору для
молитвы. А в третьем часу дня ее комнату озарил ослепительный свет, и Христос
в окружении ангелов нисшел принять душу матери.
Богослов I-II вв. Игнатий Богоносец писал о Марии, ссылаясь на рассказы очевидцев:
«Она в гонениях и бедах всегда была весела, в нуждах и нищете не огорчалась,
на оскорблявших ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой
в благополучии, милостивой к бедным и помогала им, как и чем могла, была наставницей
в благочестии и всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что
сама была исполнена смирения. О ней рассказывали люди, достойные доверия, что
по ее святости в наружности ее соединились естество ангельское с человеческим».
Богородицу изначально призывали как заступницу перед Иисусом Христом ради отпущения
грехов. В Армянской церкви главнейшими заступниками после Богородицы считаются
Иоанн Предтеча, первомученик христианской церкви дьякон Стефан и креститель
Армении Григор Просветитель.
Благословение винограда
После литургии в день Успения в армянских церквях совершается обряд благословения
винограда.
По освященной традиции первый урожай всегда приносился в храм – для благословения
от Господа. Традиция имеет древние корни и является благодарностью Творцу за
дарованные людям земные блага. Священнослужитель читает соответствующие фрагменты
из Библии, троекратно благословляет виноградную лозу, после чего плоды раздаются
прихожанам. В старину обряд совершался в прицерковном винограднике или в саду
одного из служителей.
Вино для литургии также изготавливается из винограда. Во время Последней вечери
Иисус взял чашу с красным вином и, возблагодарив, подал ее апостолам со словами:
«Пейте из нее все; ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая
во оставление грехов». Иисус нередко образно сравнивал Себя с сыном виноградаря
и с виноградной лозой: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь.
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую
плод, очищает, чтобы более принесла плода. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает
во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви
собирают и бросают в огонь, и они сгорают».
16 понедельник
Поминовение усопших
В годичном цикле Армянской церкви существует ряд дней, посвященных поминовению
усопших. Согласно канонам, утвержденным патриархами церкви, усопших следует
поминать в первый понедельник после каждого из пяти Великих праздников.
Поскольку Рождество Христово (6 января) является неподвижной датой, то этот
принцип к нему не применим и поминовение проходит 7 января. Остальными обязательными
днями поминовения являются первый понедельник после Воскресения Христова, Преображения
Господня, Успения Богородицы и Воздвижения Креста Господня.
Рубрику ведет Армен Меружанян
|