Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Праздники Армянской Апостольской

А в г у с т

7 суббота
Свв. 200 патриархов Третьего вселенского собора в Ефесе

Третий вселенский собор, созванный в 431 году византийским императором Феодосием II, состоялся в столице Малой Азии Эфесе и проходил в обстановке ожесточенной борьбы православной церкви со сторонниками учения Нестория – бывшего Константинопольского патриарха. Несторий проповедовал, что Иисус Христос родился человеком и стал всего лишь «обителью Божества», а Дева Мария, в свою очередь, была не Богородицей, а лишь «человекородицей». Епископ Кирилл Александрийский добился от собора осуждения учения Нестория. Собор принял выдвинутую Кириллом формулировку, по которой «из двух естеств, Божества и человечества, един Еммануил, един Господь Иисус Христос, един истинный Сын Бог и вместе человек, не человек обоготворенный, подобный тем, кои благодатию соделываются причастниками божественного естества, но истинный Бог, Который ради нашего спасения явился в человеческом образе».
Значение Третьего вселенского собора тем более велико для Армянской церкви, что в вопросе христологии она принимает Эфесское вероисповедание, по которому божественная и человеческая природы Христа соединены (но не слиты) в Его Лице и составляют одну соединенную и неразделимую личность.
Спустя двадцать лет в 451 г. император Маркиан созвал в городе Халкидоне Четвертый вселенский собор для пересмотра формулировок первых трех соборов. Восточные церкви – Армянская, Сирийская и Эфиопская остались верны формулировкам первых трех вселенских соборов, не считая возможным пересматривать их в зависимости от изменения политической ситуации в ведущих державах.
Собор положил начало расколу в церкви, которая разделилась на два крыла: Древние Восточные церкви остались на позициях первых вселенских соборов, а против них стали выступать Католическая и Ортодоксальная церкви.

14 суббота
Шохакат: Озарение
Св. Эчмиадзина по видению Григора Просветителя

Праздник Шохакат (Озарения) связан с мистическим видением Григора Просветителя, которому в 302 г. было явление Христа в окружении небесных сил. Господь направил луч света на языческое капище у царского дворца в столичном Вагаршапате и повелел возвести на его месте храм. Св. Григор разрушил капище, а над ним возвел христианскую церковь и освятил ее во имя Богородицы в августе 303 года. Неподалеку от храма, который стал кафедральным, он возвел другую церковь, которую назвал Шохакат.
С целью увековечения видения св. Григора кафедральный собор в ХV в. получил название «Эчмиадзин» – «Нисшел Единородный».

15 воскресенье
Верапохумн Сурб Аствацацни.
Успение Пресвятой Богородицы

Успение Богородицы – один из пяти главных праздников Армянской церкви. Этот день, посвященный уходу из жизни Девы Марии, отмечается начиная с V века. А в конце VI в. византийский император Маврикий официально утвердил праздник Успения Богородицы.
Последнее упоминание о Богородице в канонических текстах содержит книга «Деяний святых апостолов». Ее автор св. Лука описывает, как после Воскресения Христова Мария пребывала в молитве вместе с Его учениками и ученицами. По преданию, архангел Гавриил явился Марии с вестью о том, что вскоре она усопнет и через три дня будет взята на небо. Мария «воспряла духом» и поднялась на Масличную гору для молитвы. А в третьем часу дня ее комнату озарил ослепительный свет, и Христос в окружении ангелов нисшел принять душу матери.
Богослов I-II вв. Игнатий Богоносец писал о Марии, ссылаясь на рассказы очевидцев: «Она в гонениях и бедах всегда была весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорблявших ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и помогала им, как и чем могла, была наставницей в благочестии и всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что сама была исполнена смирения. О ней рассказывали люди, достойные доверия, что по ее святости в наружности ее соединились естество ангельское с человеческим».
Богородицу изначально призывали как заступницу перед Иисусом Христом ради отпущения грехов. В Армянской церкви главнейшими заступниками после Богородицы считаются Иоанн Предтеча, первомученик христианской церкви дьякон Стефан и креститель Армении Григор Просветитель.

Благословение винограда
После литургии в день Успения в армянских церквях совершается обряд благословения винограда.
По освященной традиции первый урожай всегда приносился в храм – для благословения от Господа. Традиция имеет древние корни и является благодарностью Творцу за дарованные людям земные блага. Священнослужитель читает соответствующие фрагменты из Библии, троекратно благословляет виноградную лозу, после чего плоды раздаются прихожанам. В старину обряд совершался в прицерковном винограднике или в саду одного из служителей.
Вино для литургии также изготавливается из винограда. Во время Последней вечери Иисус взял чашу с красным вином и, возблагодарив, подал ее апостолам со словами: «Пейте из нее все; ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Иисус нередко образно сравнивал Себя с сыном виноградаря и с виноградной лозой: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».

16 понедельник
Поминовение усопших
В годичном цикле Армянской церкви существует ряд дней, посвященных поминовению усопших. Согласно канонам, утвержденным патриархами церкви, усопших следует поминать в первый понедельник после каждого из пяти Великих праздников.
Поскольку Рождество Христово (6 января) является неподвижной датой, то этот принцип к нему не применим и поминовение проходит 7 января. Остальными обязательными днями поминовения являются первый понедельник после Воскресения Христова, Преображения Господня, Успения Богородицы и Воздвижения Креста Господня.

Рубрику ведет Армен Меружанян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении