Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

«Пусть песня твоя живет у людей на устах!»»

То, чем я хочу поделиться с Вами, уважаемые ценители искусства, составляет малую часть творческой деятельности видного современного армянского композитора, заслуженного деятеля искусств Армянской ССР, Владилена Александровича Бальяна.

Творческая линия жизни композитора, чьи неповторимые выразительные мелодии живут в народе не увядая, органично сочетается со второй, не менее значительной просветительской и организационной деятельностью этого большого мастера.
Монтень однажды записал: «Мужество – это терпенье. Тот, кто не подвержен случайностям и трудностям, не может притязать на честь и радость, вознаграждающие за смелый поступок». Владилен Александрович Бальян не изменяет себе и своим духовным принципам. Он предан художественным традициям армянской национальной культуры. Каким же душевным богатством надо обладать, чтобы убедить людей, сплотить, выдержать и довести намеченное до цели? Неоспоримо, любовью к людям, благоговея к музе, литературе, к знаниям вообще.
Предъюбилейные дни в Москве для Владилена Александровича Бальяна, думаю, были волнительными и далеко не легкими. Поражали видимое спокойствие, выдержка, расстановка и четкость действий. Его благотворное влияние на всех участников концерта дало ощутимые результаты. Прекрасно подготовленный юбилейный вечер в Посольстве Республики Армения в Российской Федерации открыл атташе по культуре Посольства – Мансурян Егия Тигранович.
Прозвучало приветствие Посла Республики Армения Смбатяна Армена Багратовича в адрес юбиляра и ко всем присутствующим гостям.
В своем поздравительном слове академик Российской Академии наук Самвел Самвелович Григорян, вплетая в общую канву поэтическую легенду о Ромео и Джульетте, акцентируя наше внимание на крылатом выражении «красота спасет мир», прекрасно рассказал о роли композиторского творчества Владилена Бальяна, подчеркнув, что большинство его произведений в основе своей несут тематику любви, живо и искренне воплощенную в музыке.
Вспомнилась «Дума» Николая Ивановича Гнедича:
«Кто на земле не вкушал
жизни на лоне любви,
Тот бытия земного возвышенной цели не понял;
Тот предвкусить не успел
сладостной жизни другой:
Он, как туман, при рождении
гибнущий, умер, не живши»
По словам выдающейся поэтессы Сильвы Капутикян: «Владилен Бальян – композитор, великолепно чувствующий вкус и аромат Поэзии». Однажды Ованеc Шираз сказал: «Песня для того, чтобы она летела, песня должна иметь два крыла – слово и мелодию». Эти поэтические строки великого Шираза отозвались в душе, и перо композитора моментально «рождает» песню, которая обрела два мощных крыла.
«Любовь моя тайной останется
И яр (любимый) мой
пусть тайной останется.
Пусть не знают даже тропы,
Куда влекут меня мои стопы…»
Учитель Владилена Бальяна, легендарный Татул Тигранович Алтунян, включает эту песню в репертуар Государственного ансамбля песни и пляски Армении, считая ее редкой по своей лирической проникновенности. Народный артист СССР, композитор Эдвард Мирзоян пишет: «Любовь пусть останется тайной» удостоилась самой высшей награды из всех возможных – славы высокого названия народной песни».
Два крыла оказались столь мощными, что песня перелетела в страны Европы и Океании. В спюрке нет ни одной юношеской души, которая бы не отозвалась на эту песню. Она известна и любима в Англии, Австрии, Болгарии, Уругвае, Аргентине, Ливане, Египте. Помнится, рассказывает Владилен Бальян, в Германии , в Дрездене, переводчица по имени Астрид, желая сделать сюрприз армянской делегации, запела на армянском эту песню, выученную ею на посиделках в общежитии.
В юбилейном вечере этот шедевр прозвучал в трех разных исполнениях – виолончелиста Эмина Мартиросяна, обаятельной Анны Аглатовой, лауреата первой премии вокального конкурса Della Voce и саксофониста Александра Закарьяна.
Перед поездкой в Америку известного вокального дуэта – сестер Лисициан – Рузанны и Карины Владилен Бальян делает вариант «Лирической» специально для их ансамбля и посвящает им. Правомерность высоких оценок, данных этой песне многими видными деятелями культуры, подтверждается тем фактом, что «Лирическая», написанная пятьдесят лет назад, и сегодня любима народом. «Удивительная песня «Любовь пусть останется тайной» не стареет, когда бы ее ни слушал», - пишет композитор, народный артист СССР, профессор Александр Арутюнян.
Французская фирма «Шан дю Монд», прислав своего представителя в Армению (в те далекие 50-е), вручает в Союзе композиторов благодарственное письмо от Генерального директора фирмы композитору Владилену Бальяну и первую пластинку из антологии, вышедшей во Франции, куда вошла песня «Любовь пусть останется тайной».
На каких бы ответственных постах ни находился Владилен Бальян, то будучи директором хореографического училища, главным редактором Гостелерадио Армении, директором Армянской филармонии, всюду считал своим долгом исполнять миссию музыкального проповедника качественно, совестливо, исключая полумеры, порой не считаясь с бюрократическими установками и принимая решения вопреки. Часто приходилось ему выслушивать и нечто подобное: «Вы что, автономное государство?».
Масштаб деятельности композитора не перестает удивлять и восхищать. Будучи необыкновенно инициативным, добросовестным, пунктуальным, увлекаемый какой-то неведомой силой, Владилен Бальян поднимает культуру, постоянно разветвляя ее притоки...
Преследуя благородную цель духовного обогащения и просветительского воспитания в деле приобщения молодого поколения к миру искусства, Владилен Бальян открывает «Филармонию школьника», на открытии которой присутствовал композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Свое восхищение по этому поводу выражают в приветственных телеграммах Квартет им. Комитаса, Сурен Кочарян, Павел Лисициан, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская.
Прежде чем продолжить перечисление бальяновских заслуг, зачитаем телеграмму, посланную Владилену Бальяну из Москвы: «Приглашаем на пост директора-распорядителя театра им.Станиславского и Немировича-Данченко. Квартирой обеспечиваем».
«Из Армении никуда не уеду», - заявляет Бальян и приступает к созданию первого в Армении Музыкального Дома-музея Александра Афанасьевича Спендиарова. «Бесконечно рады открытию в Ереване Дома-музея. Приветствуем Вас. Святослав Рихтер и Нина Дорлиак.»
«Владилен Бальян – армянский Луначарский». И ведь действительно, он постоянно двигает вперед искусство, обогащая его новыми идеями и придавая ему новые формы воплощения. В этом удачном сравнении – поразительное чутье скрипача Авета Габриэляна, которому принадлежат эти слова, которые оказались как никогда точными. Вспоминает народный артист СССР Оганес Чекиджян: «Для нас смелое решение Владилена Бальяна превратить церковь «Аменапркич», находящуюся в Гюмри (Ленинакане), в Концертный зал, было приятной неожиданностью»; а народная артистка СССР Гоар Гаспарян, подчеркивая красоту зала и великолепную акустику, пишет: «Я счастлива. Пусть долгим будет ее служение музыкой своему народу» «Ты соль Армении, Гюмри…», - пишет Ованес Шираз. Преддверием к написанию этих исторических слов послужил знаменательный случай, когда академик Геворк Гарибджанян, пригласив Владилена Бальяна возглавить музыкально-культурную жизнь второго по величине города республики, предложил создать песню, посвященную Ленинакану. Слова Шираза к песне о Гюмри были исполнены такой образной символики, что очень трудно было перевести их на «язык» музыки.
Плод долгих трудов, наконец, был заслуженно вознагражден, и «Гюмри-Ленинакан» стала (по решению городских властей) своеобразным гимном города, которым в Гюмри встречали гостей.
7 декабря 1988 год - землетрясение… За несколько минут до его зловещего начала по репродуктору города звучала «Гюмри-Ленинакан»:
«Ты соль Армении, Гюмри,
Красноречив и остроумен.
Ты сито справедливости, Гюмри.
Наивный ты мудрец – Гюмри!».
«Гюмри-Ленинакан» стала прощальной песней для жертв этого трагического дня.
В кинофильме «Песни Владилена Бальяна» есть фрагмент, в котором этот Гимн с большим чувством исполняет Рубен Матевосян. Мы видим на экране кадры города до землетрясения. Звучит «Гюмри-Ленинакан». В руках слушателей, сидящих в зале, появились платки.
Владилен Бальян в своем творчестве обращался к поэзии многих великих поэтов: Егише Чаренца, Аветика Исаакяна, Ваана Терьяна, Паруйра Севака, Леси Украинки, Евгения Евтушенко, Миколы Нагнибеда, Сильвы Капутикян, белорусского поэта Кастуса Кириенко. В Москве был выпущен сборник композитора «Мои песни любви» на слова этих известных поэтов.
Приветствия юбиляру прозвучали от народных артистов СССР, профессоров Павла Герасимовича Лисициана, Зары Александровны Долухановой, народных артисток Армении Рузанны Лисициан и Карины Лисициан. Блестящее поэтическое приветствие в адрес композитора прозвучало от солиста Москонцерта Арамаиса Абрамяна.
В этом году вышла вторая книга о Владилене Бальяне («Композитор и его мир»). Автор книги – музыковед, пианистка Тамара Степановна Ованесян. Страницы прекрасной книги знакомят нас со сказочной галереей известных людей, с которыми общался Владилен Бальян. Здесь и интереснейшие встречи со всевозможными шутливыми историями, и бесконечная вереница приглашенных музыкантов на гастроли в Армению. Известный английский композитор Бенджамин Бриттен, которому в Армении был посвящен фестиваль, концерты певца Питера Пирса, крупнейшего скрипача столетия Исаака Стерна, легендарного Шарля Азнавура, впервые приехавшего на Родину.
Владилен Бальян осуществляет массу проектов, один из которых (его заветная мечта) - цветной витраж по эскизам великого художника Мартироса Сарьяна, который он устанавливает в Малом концертном зале Армянской филармонии.
Возвращаясь к юбилейному вечеру, хочу особо отметить солистку Большого театра, лауреата Международного конкурса – Карину Сербину-Мкртчян. Ее знакомство с Владиленом Александровичем произошло на телеконкурсе «Романсиада», где Карина Сербина была удостоена Первой премии, исполнив романс «Вернись». На вечере в Посольстве прозвучал этот романс, с которым Карина покорила публику экспрессией, яркостью исполнения, раскрыв свои великолепные вокальные возможности.
Как всегда ярко выступил журналист Роберт Баблоян – с приветственной речью к юбиляру. Сколь колоритна народная песня «Дрдо», которую неподражаемо исполнила Шагане Закарьян, передав всю остроту искрящегося ритма!
Телекадры знакомят слушателей с эстрадными песнями Владилена Бальяна. И в этом жанре ему не изменило верное художественное чутье в выборе литературного первоисточника. Арташес Айрян поет песню влюбленного мальчика «Viva Таня» на стихи Е.Евтушенко, своеобразная «Песня первой любви»; две песни: «Желание» на слова Е. Евтушенко и «Всё для тебя» на слова Е.Чаренца проникновенно, с внутренним тонусом, исполнил Рубен Степанян. «Романсы без слов» были выразительно сыграны трио в составе: Микаэль Айрапетян (фортепиано), Арман Аракелян (скрипка), Эмин Мартиросян (виолончель).
Приятное впечатление оставило выступление концертмейстеров Наталии Богдановой и Оксаны Домановой.
Думаю, не ошибусь, подчеркнув, что выступление выпускницы училища при Российской Академии музыки Анны Аглатовой (руководитель – народная артистка Армении Рузанна Павловна Лисициан) оставило неизгладимое впечатление. Ей аккомпанировала великолепная пианистка Антонина Кадобнова. Анна, блестяще исполняя куплеты Адель из оперетты Франца Легара «Веселая вдова», была неотразима. Нельзя было не поддаться ее очарованию, когда она, кружась в танце с веером и продолжая петь, вовлекла юбиляра своей артистичной «ворожбой» в эту сценку. В туре сценического вальса дуэт Анны Аглатовой и Владилена Бальяна сверкнул, восхищая всех присутствующих.
Приветствия сменялись концертными выступлениями, а они, в свою очередь, фрагментами телевизионных документальных кадров.
К сожалению, не было возможности показа такого значимого сочинения, как «Поэтория». В 80-ых годах это произведение, в основу которого легла поэма Чаренца «Неистовые толпы» (гимн человеческому прогрессу и анафема всему косному), исполнялось Академической хоровой капеллой им. А.А. Юрлова с оркестром Гостелерадио Армении под управлением народного артиста Армении Рафаэля Мангасаряна.
Блестящий почти трехчасовой юбилейный вечер завершил Брас-квинтет Большого театра. В 2001 г. свое произведение Бальян написал специально для этого состава медных духовых: Алексей Корнеев и Георгий Плескач – трубы; Алексей Раве – валторна, Анатолий Федотов – тромбон, Иван Габов – туба. Прекрасно исполнив Интродукцию из мюзикла «Невеста для Назара», они вернули нас ко времени незабвенного валторниста Ремира Петровича Матикяна – их руководителя, солиста оркестра Большого театра, ушедшего из жизни 3 июня 2003 года.
Композиторский багаж Владилена Бальяна значителен. Среди многочисленных песен и романсов в вокально-инструментальном творчестве мастера есть и моно-опера: «Шестнадцать новелл о любви» 1992 года, обрамленная поэзией великих – Ваан Терьяна и Сильвы Капутикян.
Народно-патриотическое торжество, ежегодно отмечающееся по случаю героического сражения в селе Муса-лер, открывается одноименной песней Бальяна, признанной в 1995 году лучшей на конкурсе.
За заслуги в многолетнем безупречном творческом служении искусству Владилен Александрович Бальян награжден медалью «Мовсеса Хоренаци», которую вручил ему Президент Армении.
Нет никаких сомнений, что Музыка – это божественный дар человечеству, без которого жизнь была бы бесцветной.
Дорогой Владилен Александрович! Мы, служители Вечному Искусству, почитатели Вашего таланта, желаем Вам, неутомимому Человеку, влюбленному в свой народ и его культуру, неувядающей бодрости, здоровья и творческого горения на многие лета.

Нана Габриэлян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении