«Мгновенная история. Фотопортреты современников»Именно так называлась фотовыставка работ Александра Георгиевича Награльяна, проходившая в течение недели в «Московском доме национальностей» и приуроченная к празднику – Дню России. А точнее – к Дню принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (1990 г.)
...Кому из нас в нашем короткоштанном детстве не мечталось иметь фотоаппарат,
именуемый тогда «лейкой» (ныне – «мыльницей»)?
Кто из нас сейчас, расчесывая седину или поглаживая лысину, не гордится пожелтевшими
своими снимками или портретами своих юных безусых современников?
И не случайно, что в названии выставки поставлено слово «современник». Автору
представленных работ уже за 60, и изображенные на них лица – его современники.
И назывались все они «советский народ». Исчезло понятие «советский», но народ
тот же остался, и братские отношения между нами и наше сегодняшнее теплое, родственное
отношение к этим людям независимо от того, какой они национальности и за какой
административной границей они прописаны и живут.
Почти об этом же в своем выступлении говорила дважды Герой Советского Союза
летчик-космонавт Светлана Савицкая.
Выставку открыл первый заместитель директора Дома г-н Мордовин Б.А., отметив
высокое качество представленных работ и многонациональный состав портретов.
А их было 55. И все – лица. Ни одного пейзажа, ни одного натюрморта. И ни одной
обнаженной фигуры, которыми заполнены многие аналогичные вернисажи и почти все
мужские журналы и даже детские энциклопедии под рубрикой сексуального воспитания.
Александр Награльян, вот уже более 40 лет знакомый нам по высокопрофессиональным
снимкам, публикуемым в «Огоньке», «Советском спорте», «Вечерней Москве», «Литературной
газете», да и в других нелитературных изданиях, предложил своему зрителю портреты
советских своих современников, но не сегодняшних. Хотя, конечно, многие из них
здравствуют и могли бы присутствовать на открытии, как Светлана Савицкая.
Характерная особенность большинства работ – это раскрытие образа через деталь,
через частное к общему, к главному. Скажем, если грудь в орденах, в Золотых
звездах – то это дважды Герои Советского Союза, маршалы Буденный, Савицкий,
Баграмян, если на шее бабочка – то это народные артисты Рубен Симонов и Муслим
Магомаев, женщина с коромыслом – это крестьянка, мужчина у станка – рабочий.
Правда, были и исключения – женщина с двумя Золотыми звездами Героя и шестью
орденами Ленина – это доярка Малинина; правда, были портреты артистов без бабочек
– Вахтанг Кикабидзе и Армен Джигарханян.
Я уже не хочу перечислять героев по национальному признаку, их тоже предостаточно.
Вот чего не хватало на этой выставке – так это ликов спортивных чемпионов, да
и автопортрета самого портретиста.
Правильно подметил в своем выступлении Президент Международной ассоциации содействия
культуры И.А.Черкасов:
– Эта выставка – больше, чем просто пытливый взгляд фотохудожника Александра
Награльяна на людей, являющихся частью сложной картины жизни. Это также общие
воспоминания, ассоциации, переживания, надежды и мечты, ставшие достоянием истории.
Озвучил весь этот праздник прекрасный струнный квартет имени П.И. Чайковского.
Под занавес своей заметки так и хочется обыграть армянскую фамилию фотомастера
и сказать: творчество Награльяна – на грани совершенства. С чем мы его и поздравляем!
Роберт Баблоян
|