Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Диалог глухого с немым

Минувшая неделя, к сожалению, только подтвердила наши предположения о том, что сколь-нибудь результативные переговоры между парламентской оппозицией и правящей коалицией, на данном этапе, невозможны.

Дело в том, что руководство «партии власти» в лице президента Роберта Кочаряна, видимо, полагает, что процесс консультаций/переговоров нужен для достижения как минимум двух тактических целей:
- продемонстрировать Совету Европы, что власть готова к диалогу с оппозицией в рамках известной резолюции N1374 ПАСЕ от 28 апреля с.г. Это обстоятельство должно стать разменной картой президента и его политических союзников в июне с.г., когда ПАСЕ подведет первые итоги выполнения вышеупомянутой резолюции;
- проведение консульта-ций/переговоров между властью и оппозицией либо постоянно распространяемая информация/дезинформация о них в электронных СМИ, подконтрольных президенту, должны сбить митинговую волну оппозиции.
По положению на сегодняшний день можно констатировать, что вышеупомянутые цели, по крайней мере на данном этапе, вполне могут быть достигнуты.
Что касается оппозиции, то она, на наш взгляд, никогда не питала каких-то особых иллюзий в связи с этими переговорами, тем более что совершенно очевидно нежелание президента и его соратников идти хоть на какие-то уступки своим оппонентам. Под уступками следует понимать прекращение политических репрессий, освобождение политических заключенных, допуск оппозиции в эфир электронных СМИ, вещающих на всю страну, восстановление прав граждан на свободное передвижение и реализацию конституционных прав на проведение публичных мероприятий и т.д. Тем не менее, готовность к диалогу с правящей элитой (напомним, что формально президент Р.Кочарян в диалоге не участвует, но именно он принимает конечные политические решения) также может быть представлена оппозицией ПАСЕ как «добрая воля». В случае неудачи на консультациях все может получить достаточно тривиальное объяснение - власти отказываются выполнять требования резолюции ПАСЕ. В самом деле, заявление президента Роберта Кочаряна о том, что Совет Европы - не Политбюро, решения которого Армения была обязана в свое время исполнять, больше похоже на приговор для коалиции, говорит о той «красной линии», которую провел действующий президент для своих политических соратников.
Что предлагает обсудить правящая коалиция:
- определение возможности согласованного принятия ключевых статей Конституционных реформ;
- определение возможности принятия изменений в Избирательном кодексе, полностью соответствующих международным критериям;
- разработка методов действенного участия оппозиции в антикоррупционной борьбе;
- разработка графика выполнения резолюций ПАСЕ номер 1367 и 1374.
При этом она отказывается признать наличие политического кризиса в Армении и предлагает ограничиться обсуждением сложившейся ситуации и путей выхода из нее.
Коалиция полагает, что в стране нет кризиса, так как все политические институты власти выполняют свои конституционные функции. Другое дело, как они выполняют свои функции. Например, на заседании Национального Собрания 12 мая при реальном присутствии 66 депутатов 80 (!) голосами «за» был принят Отчет Контрольной Палаты парламента за 2003 год, а 79 (!) голосами «за» был принят в первом чтении «Семейный кодекс» и т.д. Если законодательный орган может функционировать в подобном режиме, то не совсем ясно, для чего коалиции нужна парламентская оппозиция.
Отсюда возникает естественный вопрос, а насколько реально правящая коалиция заинтересована в:
1) «согласованном принятии ключевых статей Конституционной реформы», когда она, в вышеупомянутом режиме работы, может принять все нужные ей и президенту статьи без каких-либо консультаций с оппозицией;
2) «принятии изменений в Избирательном кодексе, полностью соответствующих международным критериям», когда она вполне самостоятельно, без участия оппозиции, может принять нужный только ей и президенту документ, противоречащий международным критериям, как это произошло с законом «О проведении собраний, шествий, митингов и демонстраций», который, как известно, удостоился самой негативной оценки европейских экспертов;
3) «разработке методов действенного участия оппозиции в антикоррупционной борьбе», когда для всех экспертов более чем очевидно, что главным условием борьбы с коррупцией является политическая воля «партии власти» Армении. Фактов коррупции, о которых постоянно сообщается более чем достаточно: в неподконтрольной властям прессе, в Отчетах парламентской Контрольной Палаты, в Отчетах временных парламентских комиссий 1998г (председатель Петрос Макеян) и 2000г (председатель Давид Локян). Почему нет результатов? Ответ один - дело тут не в «методике антикоррупционной борьбы», а в отсутствии политической воли у «партии власти», так как существующей методики и законодательной базы вполне достаточно для того, чтобы сделать первые реальные, а не имитационные, шаги в борьбе с коррупцией;
4) «разработке графика выполнения резолюций ПАСЕ номер 1367 и 1374». Как было указано выше, поскольку президент страны считает, что Совет Европы - не Политбюро, решения которого надо было в свое время выполнять, следовательно, для чего нужен какой-то график для выполнения каких-то резолюций какой-то ПАСЕ?
Круг замкнулся. Мы имеем дело с диалогом глухого и немого. При этом мы с пониманием относимся к стремлению спикера Национального Собрания Артура Багдасаряна продемонстрировать свое политическое влияние на ситуацию и «добрую волю». В части журналистских кругов Армении все больше склоняются к мнению, что отношение партий парламентского большинства к диалогу с оппозицией весьма различно. Если Республиканская партия и «Оринац еркир»/«Страна законности» потенциально могли бы вступить в серьезный диалог с оппозицией, то позиция АРФ-Дашнакцутюн достаточно жесткая. С одной стороны, эта традиционная армянская партия стоит сегодня ближе других политических сил к Р.Кочаряну, а с другой стороны, одновременно, она находится в наибольшей политической зависимости от действующего президента.
Что касается дальнейшего развития политических процессов в Армении, то мы предполагаем, что в ближайшие 2-3 месяца они будут характеризоваться:
- снижением митинговой активности оппозиции, которая, впоследствии, вновь возрастет (возможно существенно) осенью нынешнего года;
- усилением вмешательства во внутриполитические процессы ряда западных государств (прежде всего Франции и США) и международных организаций (Совет Европы, ОБСЕ). Последние будут требовать от официального Еревана, с одной стороны, выполнения взятых на себя международных обязательств, а с другой стороны, добиваться односторонних уступок в вопросе Нагорного Карабаха или размещения на территории Армении своих военных объектов. Последнее обстоятельство, скорее всего, создаст немалые проблемы во взаимоотношениях Москвы, Тегерана и Еревана;
- используя сложившуюся ситуацию, Москва попытается установить контроль над очередным стратегическим объектом армянской экономики, например, армянским пакетом акций «АрмРосгазпрома». В Кремле давно поняли, что для продления своего пребывания в президентском кресле Р.Кочарян и дальше готов торговать экономической независимостью своей страны. Это обстоятельство, почти наверняка, будет использовано Россией сполна.

Давид Петросян, Ереван

 

Содержание номера




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении