Подлинная история города ШушиАвтор монографии «Шуши: нововыявленные этнографические надписи об истории города» Грачик Арутюнян на протяжении уже нескольких лет переписывает надписи старых кладбищ и историко – архитектурных памятников Шуши.
«Моя цель – по возможности спасти от забвения останки прошлого, тем самым не
дать возможности посторонним фальсифицировать нашу историю. Надписи на могильных
плитах являются важным источником информации о бурных событиях не столь давнего
прошлого, которые по сей день, к великому сожалению, не удостоились должного
внимания исследователей, они дополняют истинными фактами историю края, несмотря
на то, что о Шуши писалось очень много», - говорит Грачик Арутюнян.
По утверждению исследователя, в исторической цитадели армянства Нагорного Карабаха
– городе Шуши имеется несколько старых кладбищ – 5 армянских, 1 русское, 1 армяно-русское,
1 персидское.
«Русское кладбище занимает примерно 3 тысячи квадратных метров от внешней стороны
стен Шушинской крепости. В целом здесь 80 могил. Надгробные плиты, имеющие различные
виды и формы, датированы 19-20 веками. По надписям на них, к примеру, можно
узнать, что согласно заключенному в 1805 году в лагере царской армии на берегу
реки Курак договору, в Шуши был дислоцирован 6-й пограничный полк под командованием
Лисаневича. Привлекает внимание расположенный посередине кладбища огромный надгробный
камень прямоугольной формы и высотой примерно в 2,5 метра, который установлен
на могиле полковника Федора Семенова, сына коменданта Шуши и следующего командира
вышеуказанного полка. Камни свидетельствуют о том, что возглавляемое им подразделение
под общим командованием графа Ивана Федоровича Паскевича приняло участие в целом
ряде сражений и дошло до берегов Евфрата», - рассказывает Грачик Арутюнян.
На кладбище наряду с военными были захоронены и проживавшие тогда в городе гражданские
лица – госслужащие, работники суда, почты, системы образования, а также полицейские.
Это - титулярный советник Емельян Целовальников, судебный пристав Василий Афанасьев,
мировой судья Борис Фишер, военный комендант, полковник Илья Цумфорд – «доблестный
воин и верный слуга Царю и Отечеству» (как высечено на камне), унтер-офицер
Иван Привалов, «убитый во время беспорядков 12 июля 1906 года, исполнил свой
долг верной службой и полег с честью в борьбе кровавой, разнимая армян и татар,
царю тем службу сослужив», командир 6-го пограничного полка русской армии, полковник
Федор Семенов, титулярный советник Григорий Дмитриев, жена государственного
советника Дескупа – Аннет Александровна, Федор Анацкий, сопровождавший государственную
почту в Горис и убитый во время «армяно-таджикской межнациональной стычки»,
рядовой 3-й роты 154-го Дербентского полка Никифор Перухалов, полячка Ядвига
Загорская и др.
«Внимательно изучив русское кладбище города Шуши, я пришел к выводу, что оно
имело такую же плачевную судьбу, что армянские и другие христианские кладбища.
Многие могилы были разрушены и разграблены мусульманами, в руках которых город
определенное время находился. Перед нами предстают полуразрушенные надгробные
памятники и отдельные их фрагменты, сдвинутые с места или вовсе перевернутые
плиты, выкорчеванные или разбитые кресты. История стала жертвой конфессиональной
непримиримости», - с сожалением констатирует Грачик Арутюнян.
Исследователь отметил, что он изучил бы и азербайджанское кладбище, однако в
Шуши старого азербайджанского кладбища нет.
«Недавно мне довелось прочесть книгу профессора Назима Ахундова «Карабах –наме»
на азербайджанском языке, - говорит Грачик Арутюнян. - Она составлена на основе
работ персидских и других восточных авторов. Многие подробности, приведенные
восточными авторами, подтверждаются этнографическими надписями. Однако то, что
непосредственно принадлежит перу Ахундова, полностью искажает истину. Например,
говоря о второй русско-персидской войне, он указывает, что начальником Шушинской
крепости был Гянджумага Хандамиров. Между тем, надпись на надгробном камне сына
одного из потомков известной фамилии Хандамирянцев другая - «Гянджум Ага Хандамирянц».
Кстати, поручик Гянджум Ага Хандамирянц во время русско-турецкой войны командовал
боем на подступах Ереванских ворот Шушинской крепости, завершившимся блестящей
победой русского полка, - говорит Г.Арутюнян. - Наряду с другими фальсификациями
Ахундов в своей книге искажает историю шушинской церкви Казанчецоц, называя
ее афганской и обвиняя армян в изменении ее вида при реставрации и затем и в
присвоении церкви. Однако выявленные в последнее время факты доказывают, что
церковь построена местными армянами, а архитектором является коренной житель
Шуши Симон Тер-Ягубянц, который похоронен на старом городском армянском кладбище
вместе с супругой и сыном. На могиле стоит большой памятник с металлическим
крестом (единственный на территории всех христианских могил города), который
сохраняется до сих пор, правда, в несколько искривленном виде. Любопытно, что
многие надписи на могильных плитах в Шуши сделаны в стихотворной форме, что,
кстати, начисто опровергает утверждения Ахундова о том, что в Шуши не было армянских
поэтов. В целом из этнографических надписей можно сделать вывод, что Шуши был
известен не только на Кавказе, но и в цивилизованной Европе, занимая определенное
место в ее культурной жизни. Они свидетельствуют о том, что интеллигенция города
получила образование в Санкт-Петербурге, Берлине, Париже и других ведущих европейских
городах. Надписи также говорят, что Шуши имел крепкие торгово-экономические,
духовные и культурные связи с внешним миром, был в свое время одним из центров
Кавказа. Все это сознательно обходится Ахундовым в его книге. Своими фальсификациями
и искажениями азербайджанский профессор практически разжигает межнациональную
рознь, что непозволительно никому, независимо от национальной принадлежности».
По словам Грачика Арутюняна, установлено, что в Шуши проживало более 170 династий.
Представители династий Шахназарянов, Жамгарянов, Чгнаворянов, Мелик-Пашаянов,
Паранджановых, Хандамирянцев, Джилавянов, Бабаян – Тамирянцев, Тарумянцев, Ерамишянцев
и многих других были известны далеко за пределами края, в передовых европейских
и российских кругах.
Карабахский исследователь готовит к изданию вторую книгу по этнографическим
надписям, которая содержит гораздо более богатый материал и в несколько раз
больше по объему – 50 печатных листов (500 страниц). Она содержит в себе схему-карту
историко-архитектурных памятников и литографических надписей старых кладбищ
города периода 1701-1905 годов. Весь собранный материал – порядка 987 надписей
– дает конкретные сведения об истории, культуре, искусстве, торговле, быте и
т.д. города Шуши. Однако для осуществления идеи автору необходима спонсорская
поддержка. А потому он обращается к представителям армянской общины России с
просьбой помочь с изданием книги.
Ашот Бегларян, Степанакерт
|