Парад Параджанова в МосквеПараджанов... Эта фамилия давно пишется и произносится без имени и отчества.Параджанов... Эта фамилия давно стала произноситься как устоявшееся имя, под которым (для просвещенного горожанина) подразумевается большой индивидуальный мир. Надземный и подводный. Знакомый, познанный и незнакомый, неизученный, содержание которого намного превосходит содержание уже известного и почти расшифрованного наземного мира.
В профессиональной гильдии киномира нам, их современникам, известны подобные
имена. Их немного: Феллини, Антониони, Пазолини, Тарковский...
И вот юбилей — 80 лет — без юбиляра!
Я об этом узнал из гигантского светящегося рекламного экрана, что на Смоленской
площади.
...В историческом здании бывшего Екатерининского дворца (ныне Культурного Центра
Вооруженных сил РФ) с 23-28 марта прошла юбилейная неделя, посвященная 80-летию
Сергея Иосифовича Параджанова.
В красиво убранном Колонном зале Екатерининского дворца нет привычных для посетителей
театров длинных рядов стульев с обозначенными номерами. Сегодня здесь — большая
гостиная со множеством столов, за столом — гости. На столе — угощение: вино
«Арени», сухофрукты и... гранат. Гранат лежит на скатерти, как открытая пасть
незнакомого мифического зверя со множеством ярко-красных зубов.
Оговорюсь, что гранат — этот восточный фрукт - с юных лет был излюбленным атрибутом
— спутником всей жизни и творчества великого Мастера — «продукта» Востока. И
дело не только в названии всемирно известного фильма «Цвет граната», не только
в его живом и графическом присутствии в многочисленных коллажах самого Параджанова
(даже свою дачу, что была недалеко от Мцхеты, он назвал «Гранатом»), а в философии
восприятия этого уникального по форме и вкусу античного деликатеса!
Итак, открытие Недели. На сцену друг за другом поднимаются послы Армении, Грузии
в РФ, представитель посольства Украины, выдающиеся мастера театрального и киноискусства
Юрий Любимов, Софико Чиаурели, супруга и сын Параджанова, друзья маэстро — Кора
Церетели, Завен Саркисян, Вл. Наумов, Инна Генс и многие другие.
Был дан большой и интересный концерт. В концерте принимали участие Тамара Гвердцители,
Лариса Кадочникова, Вардан Маркосян, а также — грузинский ансамбль танца «Халиси»
и армянский танцевальный ансамбль «Цветы Армении».
Концерт вели в красочных нарядах XIX века артисты театра Луиза и Владимир Габбе
(он же — основатель и художественный руководитель Московского художественного
театра «Параджановское фойе»).
Юбилейная неделя была продумана и проведена так мудро и организованно, чтобы,
с одной стороны, была возможность представить многогранность таланта юбиляра,
с другой — показать работы, планы сегодняшних деятелей театра и кино для дальнейшего
исследования и реализации неосуществленных замыслов великого кинорежиссера и
сценариста.
Так, в один из дней юбилейной недели писатель и кинорежиссер Левон Григорян
представил на суд читателей и зрителей свои новые работы: «тонкоплечую» книжку
«Эрос Параджанова» и документальный фильм «Орфей спускается в ад», горячо принятый
просвещенной аудиторией.
Гости Недели во все ее дни имели возможность познакомиться не только с многочисленными
коллажами Вл. Габбе, но и с творчеством народного художника СССР Николая Никогосяна
— «Бюст Параджанова», заслуженного художника России Сурена Мальяна — скульптурные
композиции «Саят-Нова» и «Посвящение Параджанову», автора кукол Надежды Гуревич
и художника Фридона Асланяна — «Портрет Параджанова».
Апофеозом юбилейных мероприятий была премьера постановки «Параджанов» — притча,
возведенная в образ, — так назвал свою работу Владимир Габбе. Материалом для
нее послужили разработки сценария Маэстро «Исповедь».
В этом своеобразном, очень музыкальном спектакле впервые на московской сцене
прозвучал красивый и чистый голос певицы из Ванадзора Каринэ Абовян, обильно
исполнявшей грустно-сладкие песни Саят-Новы.
К месту сказать, что со сцены прозвучала и армянская, и грузинская, и украинская
речь. И это не случайность. Ведь великий Маэстро родился, учился и много лет
жил и работал в Тбилиси, ведь великий Маэстро женился на украинке, недолго жил
и ставил всемирно известные фильмы на Украине, а сегодня покоится в армянской
земле. Конечно, каждый из представителей этих республик хотел «приписать» Параджанова
к себе, к своей родине, но...
Да, были страсти, но с улыбкой, а не со сдвинутыми бровями. Точку в холодном
споре поставил Владимир Рубенович Габбе. Он прочел отрывок из книги Левона Григоряна:
«Открывая выставку своих работ в Ереване, в Музее народного творчества, Параджанов
сказал: «Я специально выбрал этот маленький музей — там в подвале, под каменными
плитами этого зала находятся армянские ковры, хурджины и хачкары. Там мои корни,
сокровища, которые питали меня всегда и везде»... Странник снова, теперь уже
навсегда, вернулся в Армению, зов далеких предков ему все ближе и ближе...»
Я бы к приведенной цитате из книги со своей стороны добавил, что Сергей Параджанов,
он же Саркис Параджанян, был художник интернациональный и благодарный народам,
на чьей гостеприимной земле жил и творил. Он подарил украинцам — «Тени забытых
предков», грузинам — «Легенду о Сурамской крепости», армянам — «Цвет граната»,
а всему миру — все перечисленное и все, вместе взятое, осуществленное и задуманное.
Роберт Баблоян
|