Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Армянское дворянство вчера и сегодня

История армянского дворянства такая же древняя, как и история армянского народа в целом. Корни ее уходят в древнейшую родо-племенную формацию, когда протоармянские племена, отделившиеся от древнеарийской общности, выделяли из своей среды предводителей-вождей для управления своим обществом, защиты своей территории и организации походов на врагов. Так, постепенно сложился высший класс армянского общества – азаты, также именуемые азнуаканами или азнавурами.

В переводе с современного армянского слово «азат» дословно означает «свободный», однако термин по всей видимости имеет более древнее значение и, вероятно, восходит к арийскому yazata, «божественные», «имеющие божественное происхождение», «достойные поклонения». Многие, если не большинство древнеармянских аристократических кланов возводили свое происхождение либо к божествам древнеармянской веры, либо к героям-патриархам армянского народа. Например, княжеские роды Ваевуни и Мехнуни вели свое происхождение соответственно от Ваагна и Михра, божеств огня, войны и небесного света, справедливости. Род Арцруни считал своим предком Санасара, сына эпического Мгера из Сасна Црер, то есть того же древнеармянского божества Михра. Целая плеяда аристократических родов Армении считала своим общим прямым первопредком Айка Наапета, патриарха-родоначальника армянского народа; согласно традиции, от праотца Айка и его потомков произошли княжеские роды Хорхоруни, Бзнуни, Мандакуни, Манавазян, Ангехеа (Ангех тун), Варажнуни, Апахуни, Арран тун и другие.
В историческом контексте армянская аристократия как особый социальный институт появилась уже ко времени государства Аратта и Ванского царства (Арарат, Урарту). Хотя в большинстве своем армянская аристократия состояла из собственно армянских фамилий, однако исторические хроники свидетельствуют и о значительном иноземном вливании в дворянское сословие.
Армянская аристократия всегда была важной составной частью армянского общества. Об этом свидетельствует также смысловая эволюция термина «нахарар» (naharar). Первоначально этот термин использовался для обозначения наследственных правителей области, но именно в значении «правитель», «областеначальник». Примерами подобных наследственных служб-нахарарств были аспетутюн (венцевозложение, традиционно принадлежавшее роду Багратуни), спарапетутюн (верховное командование армянской армией, традиционно принадлежавшее роду Мамиконян), и азарапетутюн (финансовая и налоговая службы двора, прерогатива родов Гнуни и Аматуни), и малхазутюн (царская охрана, прерогатива рода Хорхоруни). Однако в ходе наследственного закрепления гаваров или определенных придворных служб за тем или иным дворянским родом термин «нахарар» изменил свое первоначальное значение и стал обозначать «аристократа», «дворянина». Наряду с данной версией, существует и другая версия интерпретации термина naharar, основанная на «nah» и «arar», т.е. «первосозданные», «первородные».
Смысловая эволюция термина «нахарар» происходила параллельно с наследственным закреплением за родами гаваров Великой Армении. Наряду с этим, появляется традиционная родовая символика, которая в большинстве своем уходит корнями в древнейшие родо-племенные верования и тотемы армянских кланов. Достоверно известно, что наиболее распространенными символами были орел, лев и горный баран.
Нахарарские фамилии древней Армении записывались в так называемые «Гахнамаки» и «Зоранамаки» - официальные грамоты, которые перечисляли роды в зависимости от критериев почета и значимости. «Зоранамак» основывался на сугубо военной мощи того или иного рода, в то время как «Гахнамак» составлялся на основе политико-экономической значимости родов и вляния на царский двор. С «Гахнамаками» и «Зоранамаками» связаны два других понятия армянской аристократии – «бардз» (bardz) и «патив» (patiw). «Бардз» (дословно «подушка») – это место, которое занимал предводитель рода за царским столом, будь то во время совета или во время застолий; родоначальники восседали на специальных подушках, отсюда и название. «Бардзы» (места за столом, но фактически и соответствующее положение знати при царском дворе) распределялись в зависимости от «патива», то есть «достоинства», «чести», «почета» рода.
Сословие азатов-нахараров имело внутрисословное деление. Во главе дворянской пирамиды стоял царь – арка (arqa). Само слово arqa происходит от общеарийского корня, сохранившегося в аналогах правителей в других индоевропейских языках: arxatos (греческ.), raja (индоарийск.), regnum (regia) (латинск.), roi (французск.). Вторыми по значимости после царя были бдешхи (bdeshx), полузависимые правители больших приграничных областей Великой Армении. На третьей ступени аристократического сословия стояли собственно князья. Князь (ishxan) имел свою вотчину (hayreniq) и резиденцию (dastakert, в более позднее время darpasner, буквально «врата»). Во главе княжеского рода (клана) стоял родовладыка – танутер (tanuter). Позже, в Киликийском Армянском Королевстве появились перенятые из Европы тонкости деления дворянского сословия, такие как paron (барон), ter или sinior (сеньор), berdater (владыки крепостей). В Киликии также появились рыцари, которые тоже причислялись к дворянскому сословию. Изменились также некоторые внешние атрибуты, скажем, если в Великой Армении при обращении к дворянину было принято использовать слова «тиар» (tiar) или «тэр» (ter), то в Киликийской Армении наряду с этими обращались также словом «парон» (отсюда и современное армянское «господин»). Позднее, в Арцахе периода Хамсы («Пятикняжества») титулу «ишхана» соответствовал «мелик». А с вхождением восточной Армении (Карабаха, Эриваньской и Карсской областей) в состав Российской империи среди армянского дворянства распространяются титулы, обычаи и социальные институты российского дворянского сословия.
История армянского дворянства, как и история армянского народа, полна драматизма. Иногда, во время междоусобных войн, истреблялись целые роды. Многие аристократические роды погибли во время войн с иноземными захватчиками – арабами и турками. Последние, осознавая, что армянское государство держится на аристократии, вели активную политику на уничтожение армянского дворянства. Несмотря на это, некоторые дворянские роды пережили эту трагедию и продолжили свою деятельность. Часть потомков армянского дворянства добилась высоких чинов при иноземных царских и королевских дворах. Так, потомки армянских Арцруни (Закариды) стали влиятельными вельможами при грузинском дворе, а грузинская ветвь армянских нахараров Багратуни взошла на престол и стала правящим домом в Грузии. Целая плеяда армян по происхождению наследственно управляла византийским престолом. В результате династических браков потомки армянского королевского рода Лусинянов (Лузиньянов), правившего в Киликии и на Кипре, слились с представителями западноевропейской королевской династии Савой (Савуа), правившей в Италии. Другие же потомки нахарарских родов дали начало средневековым армянским дворянским династиям, таким как Закаряны, Прошяны, Кюрикяны, Орбеляны, Арцруни-Махканабердские, Торникяны и др. Последние крупицы армянской государственности были сохранены полузависимыми князьями-меликами Арцаха, известными как меликства Хамсы («пять княжеств»), вплоть до вхождения восточной Армении в состав Российской империи.
Российские императоры либо признавали титулы армянских аристократов, либо сами возводили в дворянское достоинство видных деятелей армянского происхождения, при этом активно использовали потенциал армянского дворянства. Но справедливости ради надо признать, что роль России в судьбе армянского дворянства не была столь однозначно положительной. В то время как большинство грузинских дворянских родов сохранило свои позиции после присоединения Грузии к Российской империи, традиционная армянская аристократия не получила такого же широкого и всеобщего признания со стороны российской короны. Это объясняется рядом причин, среди которых основными были факт наличия у грузин своей государственности ко времени присоединения к России, а также то, что, в отличие от армян-григорианцев, грузины были православными по вере. В любом случае недальновидная политика России в этом вопросе имела тяжелые последствия не только для армянской аристократии и армянского народа в целом, но и для самой России.
Аристократическая традиция в Армении претерпела новый удар в годы большевизма, когда армянское дворянство было упразднено как сословие и подверглось систематическим гонениям. Многие представители дворянства были репрессированы, сосланы в колонии и трудовые лагеря либо вовсе расстреляны. Другие вынуждены были скрывать свое дворянское происхождение, меняя фамилии и скрывая свою родословную. Лишь немногим удалось сохранить свою семейную традицию, переселившись за пределы Армении.
С восстановлением независимости Армении были предприняты важные шаги для возрождения традиций армянской аристократии. В октябре 1992 года в Армении был создан Союз Армянских Дворян, который зарегистрирован при Министерстве юстиции Армении как общественная неправительственная организация. Союз возглавляет Предводитель армянского дворянства, Великий Князь, доктор технических наук, академик Геворг Пирумян. Союз насчитывает около 400 потомков и представителей дворянских сословий Армении. Членами Союза Армянских Дворян могут стать представители древних и новых армянских аристократических династий и родов, а также носители иностранных дворянских титулов, живущие в Республике Армения и за ее пределами, независимо от их политических и религиозных взглядов, возраста и пола.
Основными целями Союза Армянских Дворян являются: возрождение армянского дворянства и его былой роли и значения в жизни общества и государства; возрождение лучших традиций армянского дворянства и восстановление принципов чести, достоинства, морали и этики дворянства; сбор, восстановление и изучение архивных материалов, геральдики аристократических династий, их генеалогии; возрождение интереса граждан, в первую очередь молодежи, к истории и традициям армянской аристократии.
Союз Армянских Дворян рассчитывает на активное участие представителей и потомков армянского дворянства в вопросе восстановления лучших традиций армянской аристократии. Особое внимание уделяется возобновлению интереса современной армянской молодежи к аристократическим традициям предков. Союз также ищет меценатов и деловых людей, готовых к сотрудничеству и поддержке благородной миссии возрождения традиций армянского народа.
Князь Вреж Атабекян,член Союза Армянских Дворян.

Контактные телефоны:
(374 1) 558-635, 570-673, 48-65-92 Великий Князь Геворг Пирумян
Представитель САД в Канаде: (1 514) 932-7656 (внутренний: 222) Князь Вреж Атабекян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении