Развитие национально-этнических общин РФ На закате своего сравнительно долгого существования СССР, его руководство приняло постановление о создании национальных общественных организаций, объединений и землячеств в местах проживания представителей национальных меньшинств.
У множества этнических представителей, проживающих вне своих национально-территориальных
образований, появилась возможность создать небольшой «оазис», где они могли
приобщаться к своей национальной культуре, традиции, языку и т.д. Запоздалая
инициатива оказалась по душе всем представителям национальных меньшинств. Не
имея опыта создания подобных общественных организаций, вначале спонтанно организовывали
группы, общинные центры и даже клубы этнических представителей.
Поток беженцев из бывших союзных республик, из зоны боевых действий на Северном
Кавказе усилил роль землячеств. Была необходима материальная помощь обездоленным
и нищим. Часто община, в основном, состояла из групп обеспеченных людей, часто
доходы этих людей были напрямую связаны с криминалом.
Неимущая часть, в лице тех же беженцев, представителей интеллигенции и других,
старалась обойти эти организации, чувствуя свою несостоятельность в деле оказания
помощи страдающим. Сегодня пришло время вносить кардинальные изменения в структуру
и методы руководства общинами в отдельности и диаспорой в целом. Произошли коренные
изменения как в экономическом, так и социальном положении членов диаспоры. Если
раньше трудно было ожидать уплаты членских взносов и добровольных пожертвований
ввиду низкого материального уровня вновь прибывающих этнических представителей,
то сейчас настали времена относительного благополучия для диаспоры. Это дает
возможность и необходимость в пересмотре системы организации структур общественных
организаций, объединяющих членов диаспоры. Раньше во многих регионах эту функцию
брали на себя материально обеспеченные люди, способные содержать как штат сотрудников,
так и оплату расходов мероприятий, проводимых областными или городскими властями.
Часто это были люди из бизнеса и, нередко, имеющие компрометирующие связи с
этническими группировками с подозрительным прошлым или настоящим. В свою очередь
это вызывало определенное недоверие ко всем общественным национальным объединениям.
Часто общественные организации состояли всего из председателя и нескольких его
сподвижников. От этого страдала настоящая работа с диаспорой. Сейчас настало
время в корне изменить ситуацию, дабы изменить отношение к общинам, как со стороны
самих членов диаспоры, так и государственных структур. Если взять конкретно
деятельность армянских диаспор по России, то можно наблюдать распри, борьбу
за власть, иногда переходящую в чрезмерную открытую борьбу между кланами и группировками.
Многие организации, решившие работать под эгидой САР, грамотно и с пользой воспользовались
возможностями, предоставленными САР. Однако руководству САР, возможно, трудно
прослеживать ситуацию по всей России, да и не всегда по нраву региональным руководителям
вмешательство руководства САР во внутренние дела конкретной общины.
Возвращаясь к необходимости структурных изменений, хотелось бы сказать, что
в настоящее время, когда придается особое значение чистоте и нравственности
в рядах руководителей общественных организаций, для поднятия престижа общин
необходимо, чтобы во главе организаций, представляющих целые диаспоры, находились
интеллигентные, образованные люди с положительным авторитетом среди землячества
и власти. Расходы на содержание общины должны компенсироваться в первую очередь
из средств, полученных от сбора членских взносов и добровольных пожертвований.
В свою очередь это покончит с чрезмерным авторитаризмом руководителей некоторых
организаций, повысит активность рядовых представителей диаспоры, повысит роль
Советов при общинах и, наконец, консолидирует имущую часть диаспоры, что в свою
очередь даст возможность расширить круг деятельности общины.
Симон Кагиян, Москва,
обозреватель газеты «Ноев Ковчег»
|