В. Пряхин: «Россиянину в Армении работать легче, чем в других странах»Доктор Владимир Пряхин, глава ереванского офиса ОБСЕ – карьерный дипломат, доктор политологии, историк, начинал работать в далеком 1968 в МИД СССР. Начинал с самой первой ступеньки и дошел до посла. Родился Владимир Федорович Пряхин 1 января 1944 года в Нахичевани. Восемь лет работал в посольстве СССР в Венгрии, затем уже в новой России по миссии ОБСЕ 4 года провел в Руанде.
1995 года занимается регионом Южного Кавказа в МИД РФ, потом в ОБСЕ. В совершенстве
владеет английским, французским и венгерским, немного хуже немецким и украинским.
— Вы уже несколько месяцев являетесь главой миссии ОБСЕ в Ереване. Вместе с
тем, Вы – первый гражданин РФ, который возглавляет миссию в СНГ, и не только.
Это, вероятно, накладывает определенный отпечаток, ибо я думаю, что Вам здесь
будет легче работать, имея в виду почти одинаковый менталитет и общее прошлое.
Что Вы уже успели сделать и что предусмотрено сделать в 2004 году?
— Да, безусловно, россиянину в Армении работать легче, чем в других странах.
Легче устанавливать контакты, легче общаться с представителями власти, общественных
организаций, прессы и гражданского общества. Практически отсутствует языковой
барьер в общении. И мыслим мы одинаковыми политическими и бытовыми реалиями.
Помимо этого, Армения страна – традиционно русофильская. Как, впрочем, в России
всегда с большой теплотой и пониманием относились и относятся к армянам
Но в моем случае международного должностного лица «особость» российско-армянских
связей влечет за собой и большие в сравнении с гражданами других государств
ожидания и большую ответственность. Мол, ты же «наш человек», ты понимаешь,
ты можешь и должен посодействовать… Такое отношение накладывает на меня дополнительную
моральную ответственность, прежде всего перед армянской стороной. И не только
перед ней, но и перед ОБСЕ с ее пятьюдесятью пятью странами-участницами, многие
из которых имеют в Ереване свои интересы и свои посольства. А ведь возможности
полевого присутствия ОБСЕ далеко не безграничны. Мы – не доноры, мы призваны
быть катализаторами положительных процессов в строительстве гражданского общества
и укреплении национальной государственности.
Самым большим достижением за три месяца работы считаю то, что удалось установить
контакты с людьми, войти в курс дел, обзавестись связями в дипломатическом корпусе,
с коллегами в международных организациях, очень хорошо представленных, кстати
говоря, в Армении.
Если говорить о том, от чего получил наибольшее личное удовлетворение, то вспоминается,
прежде всего, елка для детей беженцев, проживающих в провинции. Мы смогли профинансировать
для них поездку в Ереван... Хотя, конечно, помимо этого были десятки проектов,
семинаров, встреч с интересными людьми.
Взять хотя бы крупнейшее мероприятие ОБСЕ прошлого года на экономическом направлении
– подготовительный семинар к Экономическому форуму ОБСЕ. Мы провели его по теме
содействия малому и среднему бизнесу. Я считаю, что помимо экономической составляющей
это мероприятие содержало в себе существенный политический аспект. Ведь средний
и малый бизнес в любой стране – основа демократии. За ним целый класс мелких
и средних собственников, для которых демократия и свобода это не роскошь, а
неотъемлемое условие выживания. Мы в России после дефолта 1998 г. ощутили это
особенно остро.
Запомнилось и мероприятие в рамках проекта по мониторингу рек Аракса и Куры.
Радостно было видеть за одним столом армянских и азербайджанских ученых, которые
оживленно обменивались данными о состоянии воды в их общем южнокавказском регионе.
А когда семинар закончился, один из участников сказал: «Мы работаем на будущие
поколения». Я думаю, что эта сопричастность с будущим является главным источником
удовлетворения в любой работе.
В текущем году Бюро ОБСЕ в Ереване продолжит усилия по оказанию содействия Армении
в совершенствовании избирательного законодательства, внесении изменений в конституцию
страны, обеспечении прав человека и основных гражданских свобод.
Не ослабляя внимания к правочеловеческим вопросам, хотим больше внимания уделить
экономическому и экологическому значению нашей работы. Цель здесь – содействовать
улучшению инвестиционного климата в Армении.
У нас сложился хороший актив специалистов-общественников, работающих в области
охраны окружающей среды. Действует Общественный пункт экологического мониторинга,
так называемый Орхусский центр (по имени одноименной международной конвенции).
Надеемся, что в текущем году при содействии Министерства охраны природы Республики
Армения этот центр получит необходимое для своей работы новое помещение.
Предполагаем начать программу по оказанию содействия полиции Республики Армения,
прежде всего в плане укрепления доверия к ней со стороны населения. С этой целью
планируем создать показательный полицейский участок в одном из районов Еревана,
а также модернизировать на базе современной техники службу экстренного вызова.
Действующее представительство ОБСЕ, возглавляемое в текущем году министром иностранных
дел Болгарии Соломоном Паси, в числе приоритетов своей деятельности особо отметило
осуществление программ в области образования. Через сотрудничество с вузами
Армении наше Бюро также предполагает осуществить проекты с целью содействия
повышению осведомленности граждан о правах человека и демократических свободах.
Совместно с представительством Программы развития ООН в Ереване мы будем также
осуществлять проект по подготовке к десятилетию образования в интересах устойчивого
развития.
-На своей пресс-конференции Вы сказали, что одной из задач миссии ОБСЕ в Ереване
станет содействие улучшению инвестиционного климата в Армении. В каком направлении
будет действовать миссия ОБСЕ? И в продолжение вопроса – Вы считаете, что коррупцию
можно искоренить написанием программ?
— Вместе с Торгово-промышленной палатой Республики Армения, Армянской ассоциацией
развития и другими республиканскими общественными организациями и официальными
ведомствами мы предполагаем провести мероприятия по содействию улучшению инвестиционного
климата в республике. С этой целью и при содействии специалистов Международной
торговой палаты, которые посетили Армению по приглашению Ереванского Бюро ОБСЕ,
была проведена диагностика торгово-промышленных палат Республики Армения и были
выработаны соответствующие рекомендации с целью повышения эффективности их деятельности.
По приглашению руководства Сюникского марза я побывал в Кафане, и мы договорились
о содействии в формировании программы социально-экономического развития этого
отдаленного марза Армении. Во время поездки армянские друзья показали мне, кстати,
великолепные исторические памятники Хндзореск, Татев, Дзорагет, которые произвели
на меня незабываемое впечатление.
В целом, однако, как мне представляется, «экологическая ниша» ОБСЕ в работе
по улучшению инвестиционного климата заключается в оказании содействия в совершенствовании
законодательства. В этом плане антикоррупционной стратегии принадлежит важное
место. Да, конечно, одними программными документами в этой области положения
не улучшишь, но правовую базу надо создавать. Без нее невозможно сделать главное,
на мой взгляд, что необходимо для преодоления коррупции – воспитание в обществе
нетерпимости к коррупционерам. Вот почему мы выступали и выступаем за то, чтобы
работа по выработке и реализации антикоррупционной стратегии осуществлялась
при активном участии общественных организаций.
- Далеко не все в Армении считают, что непредоставление частот вещания компаниям
А1+ и «Ноян Тапан» является нарушением свободы слова. Вы, вероятно, уже ознакомились
с некоторыми деталями деятельности и решений Национальной комиссии по телевидению
и радиовещанию и, как человек новый, можете судить непредвзято. Что же все-таки
произошло – ограничение свободы слова или просто неудачный конкурсный проект?
— По вопросу о каналах A1+ и «Ноян Тапан» имеется совершенно четкая и недвусмысленная
позиция ОБСЕ. Она, в частности, была изложена в письме специального представителя
Действующего председателя на имя министра иностранных дел Республики Армения.
В этом письме по факту непредоставления частот двум упомянутым каналам выражается
«озабоченность относительно плюралистического характера электронных средств
массовой информации в Армении». Аналогичная озабоченность была выражена самим
Действующим председателем во время его визита в Ереван 21 октября прошлого года.
Наконец, в принятой 27 января Парламентской Ассамблеей Совета Европы резолюции
также выражается озабоченность в связи с развитием событий в аудиовизуальных
средствах массовой информации и прямо упоминается в этой связи случай с А1+.
К этому можно добавить, что существует общее (и в журналистском сообществе,
и в официальных ведомствах) понимание необходимости изменения существующей системы
выдачи лицензий и распределения частот. Телеканалы и отдельные журналисты должны
получить большую возможность доказывать свое право на эфир непосредственно перед
телезрителями, а не перед немногочисленной комиссией, пусть даже очень мудрых,
экспертов. Для этого однако необходимы, на мой взгляд, поправки в действующее
законодательство. Мы намерены инициировать по линии ОБСЕ международный мониторинг
положения в Армении в области свободы средств массовой информации, который должен
прежде всего содействовать выработке этих поправок.
- В какой степени Армения выполняет свои обязательства перед Советом Европы?
— На этот счет имеется упомянутая мною выше резолюция Парламентской Ассамблеи
Совета Европы от 27 января с.г., в которой наряду с указанием на целый ряд имеющихся
недоработок и недостатков говорится, что 2003 год был для Армении годом, насыщенным
избирательными кампаниями, из-за чего не было достигнуто «никакого дальнейшего
прогресса» в осуществлении текущих реформ. Вместе с тем начиная с сентября 2003
г. неоспоримые усилия Армении говорят о ее приверженности следовать по пути
выполнения своих обязательств.
- Каким образом Вы можете охарактеризовать политическую ситуацию на Южном Кавказе
после прихода к власти новых президентов Грузии и Азербайджана?
— Как известно, ОБСЕ приветствовала «спокойную и упорядоченную» обстановку,
характеризовавшую внеочередные президентские выборы в Грузии. Действующий председатель
С.Паси пожелал всяческих успехов М.Саакашвили в противостоянии вызовам, угрожающим
его стране, в особенности ее территориальной целостности. ОБСЕ надеется, что
вновь избранному президенту, властям и народу Грузии удастся не сойти с пути
строительства демократических институтов и рыночной экономики. Необходимыми
предпосылками для этого являются сохранение территориальной целостности и национального
единства Грузии, а также улучшение общего климата в «нестабильном» регионе Южного
Кавказа.
Карине Тер-Саакян
|