«У нас три приоритета»НА ВОПРОСЫ ГАЗЕТЫ «НОЕВ КОВЧЕГ» ОТВЕЧАЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ И ПОЛНОМОЧНЫЙ ПОСОЛ США В АРМЕНИИ ДЖОН ОРДУЭЙ
— США с первого дня провозглашения независимости Армении оказывают нашей стране
гуманитарную помощь, размеры которой сопоставимы только с помощью Израилю. Вместе
с тем, как утверждают СМИ, новое посольство США будет самым большим в мире.
Означает ли это, что США рассматривают Армению как один из своих форпостов в
регионе?
— Программа помощи Соединенных Штатов в Армении весьма разнообразна и обширна.
По расчету на душу населения она является одной из самых объемных во всем мире.
У нас три приоритета. Во-первых, мы стремимся достигнуть региональной стабильности
и безопасности. Во-вторых, мы хотим помочь Армении целиком задействовать свой
потенциал в процессе становления динамичной и полноценно функционирующей рыночной
экономики. И наконец, в-третьих, мы содействуем Армении в программах, направленных
на развитие демократии и становление гражданского общества. Это три взаимодополняющие
цели, которые в совокупности позволяют эффективно и конструктивно сотрудничать
с правительством и многочисленными другими партнерами в Армении.
Что касается здания нового посольства США в Армении, то оно не самое большое
в мире. Здание нового посольства в Ереване входит в категорию «больших» посольств,
но у США есть посольства как больше, так и намного больше, чем то, которое строится
в Ереване. Размер здания обусловлен масштабами деятельности, которую мы осуществляем
в Армении. Это оптимальный размер для объединения человеческих и материальных
ресурсов и возможности скромного роста в будущем.
Новое здание посольства строится на самом большом участке земли, когда-либо
приобретенном для строительства посольства. Это связано с требованиями безопасности,
а также формой земельного участка около Ереванского озера. Согласно действующим
требованиям безопасности, расстояние от забора до здания посольства должно быть
не менее 30 м. Земельный участок имеет треугольную форму и вдается маленьким
полуостровом в озеро, и поэтому нам понадобилась большая территория для обеспечения
требований безопасности.
— У Вас сложились очень хорошие отношения с армянской диаспорой США. Насколько
сильно влияние армянского лобби во властных структурах Америки?
— Наличие сильной и влиятельной армянской диаспоры в США является очень важным
и положительным фактором в армяно-американских отношениях. 3а время моей дипломатической
миссии в Армении я регулярно встречался с различными группами и организациями
армянской диаспоры США. Совсем недавно, в январе 2004 года, проводя очередную
серию подобных встреч, я встречался с представителями армянской диаспоры в центральных
регионах Восточного побережья Америки. Эти встречи организуются для того, чтобы
проинформировать представителей диаспоры о программах помощи США в Армении,
при этом упор делается на инициативы правительства США, направленные на развитие
экономики Армении посредством инвестиций и содействия малому бизнесу. Подобные
встречи также дают прекрасную возможность обсудить ряд вопросов, волнующих представителей
армянской диаспоры в Штатах, а также перспективы их решения.
Американцы знают, что они имеют полное право выражать свое мнение правительству
США. Армянская община в США очень хорошо организована, свою позицию выражает
четко и настойчиво, в результате чего она очень серьезно воспринимается как
Конгрессом, так и исполнительной властью. Их активная деятельность играет важную
положительную роль в развитии и улучшении отношений между двумя странами.
— Ваша страна - сопредседатель МГ ОБСЕ. Каким Вы видите урегулирование карабахского
конфликта - возможно ли оно в ближайшем будущем?
— Я неоднократно давал четкие разъяснения по поводу позиции США в этом вопросе.
Мы приветствуем тот факт, что по окончании выборов в обеих странах президенты
Роберт Кочарян и Ильхам Алиев провели первую двустороннюю встречу. Мы надеемся
на то, что переговоры по урегулированию карабахского конфликта получат новый
импульс. Страны-сопредседатели едины в своих подходах и решимости помочь участникам
конфликта найти его политическое решение. Они успешно сотрудничают, находят
и разрабатывают подходы, позволяющие найти решение проблем, выдвинутых президентами
двух стран. Сопредседатели хотели бы, чтобы переговорный процесс с участием
сторон проводился без предварительных условий. Понятно, что только приемлемое
для всех сторон-участников конфликта соглашение сможет привести к прочному и
долговременному решению конфликта. Поэтому окончательное решение должно быть
принято сторонами конфликта, а не посредниками. Мы можем помочь, мы можем поддержать,
мы можем всячески содействовать нахождению решения, но окончательную ответственность
за достижение прогресса несут непосредственные участники конфликта.
— США вступают в предвыборный период, и голоса армян, насколько мне известно,
не настолько малы, чтобы ими пренебречь. В то же время каждые четыре года США
говорят о возможном признании геноцида армян в Османской Турции 1915-1923гг
и некоторые штаты уже признали этот факт. Можно ли ожидать реальных подвижек
в этом вопросе в 2004 году? И вместе с этим, насколько признание геноцида укладывается
в рамки внешнеполитической доктрины США, если учесть то, что Турция - стратегический
партнер США в регионе.
— Факты 1915 года не оспариваются. Как открыто заявил президент Буш в 2001 году
, «принудительная депортация и уничтожение 1,5 миллионов армян в последние годы
существования Османской империи,» - это одна из самых великих трагедий в истории.
Вопрос в том, как - на фоне этих исторических событий - Армения и Турция смогут
построить взаимовыгодные отношения, которые будут способствовать укреплению
долговременной стабильности, безопасности, территориальной целостности и процветанию
двух стран. Это очень важная задача; и США, которые имеют близкие и дружеские
отношения как с Турцией, так и с Арменией, готовы помочь достижению этих целей.
Администрация Джорджа Буша, равно как и предшествующие администрации, не склонна
думать, что принятие каких-либо законодательных документов со стороны Конгресса
сможет сыграть конструктивную роль в улучшении этих отношений либо же в признании
и преодолении последствий той великой трагедии конца 19-го и начала 20вв., которая
унесла многочисленные жизни армян.
— Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего экономического сотрудничества США
и Армении?
— Мы настроены активно работать с правительством Армении для развития наших
двусторонних отношений в приоритетных сферах, в которые входит экономическое
сотрудничество. Обсуждение армяно-американского экономического сотрудничества,
включая программы помощи правительства США в РА, проводится в формате армяно-американской
рабочей группы, сформированной в 2000 году. В области экономики мы поддерживаем
усилия правительства Армении по борьбе с коррупцией и по содействию программам
среднего и малого бизнеса, целью которых является развитие предпринимательства
в Армении. Мы намерены также сотрудничать с банковским сектором для расширения
кредитных возможностей и уменьшения риска, а также в области выработки энергетической
стратегии для обеспечения безопасного, стабильного и надежного энергоснабжения
в Армении. Как я уже упомянул в новогоднем поздравлении 2004 года, основной
упор будет сделан на развитие делового партнерства и улучшение инвестиционного
климата, что, в свою очередь, поможет создать новые рабочие места и откроет
возможности для экономической деятельности для большего количества людей. Необходимо,
чтобы обычные люди ощутили в своей повседневной жизни результаты экономического
развития, что станет залогом их процветания.
— Как Вы оцениваете ситуацию в Грузии с новым президентом Михаилом Саакашвили?
— Президентские выборы в Грузии 4-го января стали существенным шагом на пути
ее демократического развития. В предварительном заявлении ОБСЕ по результатам
выборов сказано, что эти выборы продемонстрировали значительный прогресс по
сравнению с предыдущими, в результате чего Грузия стала больше соответствовать
международным стандартам. Мы рассчитываем на тесное сотрудничество с президентом
Саакашвили для дальнейшей поддержки демократических и экономических реформ в
Грузии и борьбы с коррупцией, а также для активизации отношений с США, Европой,
Россией и всеми соседями Грузии по региону. Госсекретарь Колин Пауэлл посетил
Грузию для участия в церемонии инаугурации президента Саакашвили, а президент
Буш пригласил нового президента Грузии посетить его в Соединенных Штатах для
дальнейшего укрепления достигнутых договоренностей.
Беседу вела
Карине Тер-Саакян, Ереван
|