А. Оганесян: «Армении нужно сохранить суверенитет»В последнее время некоторые наблюдатели и политики выражают свою озабоченность возможностью появления на Южном Кавказе новых разделительных линий, изменением баланса сил здесь в ближайшем будущем. На вопросы корреспондента «НОЯН ТАПАН» Сусанны Петросян о возможном изменении ситуации на Южном Кавказе, роли Армении в регионе отвечает независимый эксперт по вопросам внешней политики, кандидат исторических наук Арам Оганесян.
— Насколько, по-Вашему, оправдана точка зрения, что Армения ведет политику
самоизоляции в регионе?
— Я не считаю, что Армения ведет политику самоизоляции. Однако думаю, что сотрудничество,
в том числе и на региональном уровне, должно быть значительно активизировано.
Тем более, у нас многочисленная и сильная диаспора в США, в Европе и России.
Пока уровень сотрудничества Армении с международными организациями вполне приемлемый,
но завтра может быть поздно, а точнее - разница в уровне сотрудничества трех
стран Южного Кавказа может привести к определенному дисбалансу сил в регионе.
— Возможно ли, что проявлением такого дисбаланса уже стало направленное Конгрессу
предложение администрации президента Буша о выделении в 2005 году военной помощи
Грузии, Азербайджану и Армении, соответственно, в размере 12, 8 и 2 млн долларов?
— Холодок очевиден. Дело в том, что США используют прагматический подход. Так,
в вопросе отправки миротворцев в Косово Грузия и Азербайджан с самого начала
откликнулись на призыв США, а Армения лишь вчера отправила 34 своих миротворца.
Армения лишь сейчас собирается принять какое-то участие в коалиционных силах
в Ираке. Если можно было это сделать сейчас, почему мы упустили время? США устанавливают
свои приоритеты: кому, как и что. Весь вопрос в том, что завтра может быть поздно,
и мы не попадем в эти рамки. Я не хочу сказать, что Армения станет страной-изгоем,
нет, с Арменией опять будут сотрудничать, но на очень низком уровне. Сейчас
мы удивляемся по поводу 12-ти и 8 млн, а завтра разница может быть еще больше,
что, соответственно, обеспечит и дисбаланс в регионе.
— Вы подвергли критике позицию Армении в иракском вопросе. Но ведь одним неосторожным
шагом Армения могла испортить традиционно хорошие отношения с арабским миром?
— Арабы априори не являются людьми, которые стремятся жить под деспотией. Мы
видели, как принимали тех же американцев в Ираке. А умные политики стран коалиции
могли бы использовать влияние Армении в арабском мире. Для США поставлена важнейшая
задача - Ближний Восток должен превратиться из гнезда терроризма в регион демократии
и стабильности.
— Вы отметили, что США устанавливают здесь свои приоритеты. После окончания
«холодной войны» США остались единственной супердержавой. На Ваш взгляд, какие
задачи являются сейчас первоочередными для них?
— США делают все возможное, чтобы эта ситуация мировой однополярности длилась
как можно дольше. Они делают все для того, чтобы другие возможные «полюсы»,
такие, как Россия и Китай, не могли «подняться на ноги».
Очень многое кардинально изменилось после 11 сентября 2001 года. Сейчас для
США война с терроризмом стала очень важным этапом развития. Они в 21-м веке
начали менять свои подходы по принципу: «Кто не с нами, тот с террористами».
США считают, что из демократических стран с развитой рыночной экономикой для
их безопасности в плане радикализма не исходит угроза.
— Как должна вести себя Армения, учитывая то, что мир однополюсный?
— Армения должна делать все возможное для того, чтобы ее национальные интересы
и политика совпадали бы с интересами, внешней политикой, стратегическими направлениями
западного мира в этом регионе.
— Почему? Потому, что США сейчас - самая могущественная страна?
— Да, мы должны всегда хорошо просчитывать свои возможности и реально оценивать
свои силы.
США сейчас считают, что надо действовать, а не говорить. Об этом свидетельствует
пример Ирака. Ярким примером того, к чему в хорошем смысле слова привело нерасхождение
слов с делом, является Ливия, которая решила раскрыть свои биологические, химические
и ядерные разработки.
Иран, как утверждают американцы, одна из составных частей т.н. «оси зла». Если
мы посмотрим на карту, то увидим: на южном, восточном и западном направлениях
от Ирана, я имею в виду - Пакистан, Афганистан и Турцию - везде американцы.
И если Иран не раскроет свои программы по разработке оружия массового уничтожения,
иначе говоря, не будет себя «правильно вести», как того требует новый мировой
порядок, то Иран может пострадать. А Армения как хороший сосед должна использовать
свои каналы влияния на Иран, убеждая его не идти на обострение отношений с мировым
сообществом. Интерес Армении здесь прагматический.
Вместе с тем, я думаю, иранское руководство в данном отношении более прагматичное,
нежели иракское. И в конечном итоге сможет как-то уйти от надвигавшейся беды.
— Мы больше говорим о других странах, а насколько важен Кавказ для США?
— Многие «мозговые центры» США, разрабатывающие стратегию внешней политики,
рассматривают Кавказ как безопасный коридор на Афганистан. Второе, запасы нефти
и газа Кавказа и Центральной Азии составляют 70% мировых потенцильных запасов.
США, как известно, изыскивают альтернативные ближневосточным источники и пути
доставки энергоносителей, и в этом отношении Кавказ и Центральная Азия приобретают
важное значение.
Кроме того, США имеют возможность играть значительную роль здесь, на Кавказе.
Роль США уникальна: в данном регионе ни с одной страной и ни с одним народом
США никогда не имели проблем и не имеют их сейчас.
— Но есть и другие страны, которые играли и играют здесь важную роль, например
Россия?
— Отношения с Россией должны быть четкими и равнопартнерскими. Роль России всегда
была важной в данном регионе, она таковой и остается. Но подход к России у нас
у армян в основном эмоциональный, а не разумный. Нам необходимо проводить сбалансированную,
а не одностороннюю политику. Односторонняя политика, будь то пророссийская или
проамериканская, губительна для нас. Относительно комплементарной политики могу
сказать, что сейчас в ней соотношение 20% на 80% в пользу России, а такой перекос
опасен.
Необходимо помнить, что Россия - это не только Россия 1828 года и Россия, которая
оказала нам огромную помощь в составе СССР. Ведь была и Россия князя Голицына,
который закрывал армянские школы при церквах. Нужно помнить и то, какую деструктивную
роль сыграла Россия в освобождении Вана.
Не надо быть католиками больше, чем Папа Римский, необходим прагматический подход:
Россия действует здесь в рамках своих национальных интересов и не хочет терять
ни Грузию, ни Азербайджан, поэтому мы должны быть в первую очередь проармянскими.
—Российская база в Армении играет значительную роль в обеспечении безопасности
Армении?
—Система безопасности Армении не должна основываться на хороших отношениях с
США или с Россией. Она должна основываться на добрых отношениях со своими соседями.
До тех пор, пока отношения с соседями не урегулированы, национальная безопасность
Армении всегда будет находиться под угрозой. Необходимо улучшать отношения со
своими соседями, работать над разрешением конфликтов, в противном случае независимость
Армении всегда будет находиться под угрозой.
Мы не должны забывать о том, как после революции в России распался Кавказский
фронт и русские ушли с нашего региона, надо самим решать свои проблемы с соседями.
В противном случае, Армения всегда будет марионеткой в руках тех или иных держав.
— Однако взаимоотношения между народами здесь очень осложнены имеющимися конфликтами.
— Причиной появления и углубления этих конфликтов были нарушения прав нацменьшинств.
Но в демократических странах эти вопросы могут быть разрешены очень легко. Демократизация
целого региона и приведет к разрешению имеющихся конфликтов.
Я не хочу сказать, что завтра этот регион станет демократичным и конфликты разрешатся.
Конечно, это будет не в ближайшем будущем. Для установления здесь стабильности
нужно время, но начинать двигаться в этом направлении надо уже сейчас. Однако
такие шаги в сторону разрешения конфликтов пока не делаются, напротив, поднимается
вопрос Джавахетии, что сейчас самоубийственно.
Идет переустройство мира, и надо правильно найти свою нишу и сохранить суверенитет.
|