«Сто лиц двух столиц»Именно так эффектно - и по смыслу, и по звучанию - называлась выставка художественных портретов наших современников, открывшаяся в галерее на первом этаже Государственной Думы 12 января сего года.
Автор идеи и куратор проекта - директор «Невского пресс-клуба» Роман Зайцев
совместно с санкт-петербургским художником Арамом Сарибекяном приложили немало
усилий и потратили много времени, чтобы подготовить такую необычную портретную
коллекцию.
На выставке были представлены и в действительности портреты «Ста лиц»: по пятьдесят
человек из бывшей и нынешней столиц многоликой России.
Цель выставки - как об этом говорят сами организаторы проекта - «обозначить
современников, которые созидают положительный образ России в ее двух столицах».
Вот что было написано в рекламном листе, распространяемом среди посетителей
выставки.
«Ныне стало почти модно сталкивать обе российские столицы и поднимать вопрос
о том, где все-таки должна быть политическая столица России. Процветание же
России возможно лишь в единстве всех ее регионов, в том числе Москвы и Петербурга.
На гербе России двуглавый орел, одна голова которого смотрит на восток, другая
на запад. Цель проекта - попытаться сблизить через культуру творческую интеллигенцию
обеих российских столиц».
С этим трудно спорить. Единственное, что хотелось бы добавить - духовная российская
культура в широком смысле слова создается не только в двух российских столицах,
не только в крупных городах и не только русскими деятелями культуры, а... и
гражданами России - представителями других национальностей.
Примером тому - упомянутая экспозиция. Автором всех работ является Арам Сарибекян
- армянин, житель Петербурга; герои его картин, - кроме русских, украинцы, евреи,
грузины, татары, абхазцы, молдаване и, конечно, армяне. Почему «конечно»? Да
потому что по последней переписи населения России в 2002 году армяне среди других
национальностей по численности занимали седьмое место. То есть нас по этим официальным
данным один миллион сто тридцать тысяч (1.130.000) человек. Но по другим источникам
— гораздо больше.
Арам Сарибекян в своих картинах в основном дал образы выдающихся людей из различных
областей культуры и науки. Тут и артисты: Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Олег Газманов,
Олег Басилашвили, тут и писатели: Даниил Гранин, Фазиль Искандер, и композиторы
— Евгений Дога, и даже генералы — Владимир Таймазов, и многие-многие представители
других профессий. Не забыты и женщины: узнаваемые и неузнаваемые. Не забыт,
естественно, и главный художник России - Зураб Церетели.
Армян, судя по фамилиям, среди ста лиц я насчитал восемь человек, большинство
из них артисты: Армен Джигарханян, Евгений Петросян, Рубина Калантарян и Константин
Орбелян (дирижер камерного оркестра).
Справедливости ради надо сказать, что не все работы равноценны, не все знакомые
лица легко узнаваемы, но отрадно, что они не забыты в общей колоде признанных
деятелей культуры и науки сегодняшней России. Здесь и общественные деятели Ара
Абрамян - президент Союза армян России, и Вардан Мушегян - президент Союза диаспор
Российской Федерации.
А два не известных мне лично человека с армянскими фамилиями: Хачатрян Вильям
и Татосов Владимир, оказалось, они питерцы: один - нейрохирург, другой - артист.
Два слова о художнике. Арам Сарибекян родился в Ереване в 1959 году. Специальное
образование получил в художественном училище им. Репина в г. Кишиневе (Молдавия).
Ныне живет в Санкт-Петербурге. Его персональные выставки были в Норвегии, Швеции,
Швейцарии, Армении и других странах.
Надеемся, что и нынешняя выставка «Сто лиц двух столиц» может быть представлена
зрителям и других больших и малых городов России. А может, и не только России.
Свою заметку хочу закончить словами доктора искусствоведения Михаила Германа,
взятыми мною из предисловия прекрасно изданного каталога «Сто лиц двух столиц»,
выпущенного к открытию выставки: «В нынешнем искусстве портрет — редкость. Простое
и прямое изображение человека, сходство, радость мгновенного узнавания — все
это, скорее, принадлежит прошлому, хотелось бы надеяться, и будущему. Но пока
в этом, когда-то столь распространенном жанре царит невеселая пауза».
От себя добавлю: выставка в Госдуме РФ — приятное нарушение этой «невеселой
паузы».
Роберт Баблоян,
Москва
|