Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Юрий Григорович везет «Спартак» в Армению

ИНТЕРВЬЮ ГЛАВНОГО БАЛЕТМЕЙСТЕРА РОССИИ «НОЕВУ КОВЧЕГУ

Народный артист СССР. Окончил Ленинградское хореографическое училище. С 1946 по 1961 год-солист, а с 1961 по 1964 год балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова. С 1964 по 1995 год- главный балетмейстер, ас 1988 по 1995 год - художественный руководитель балетной труппы Большого театра.Яркими событиями балетного искусства стали созданные Ю.Н.Григоровичем в Театре имени С.М.Кирова спектакли - «Каменный цветок» и «Легенда о любви», позднее перенесённые на сцену Большого театра. Дальнейшее развитие творчество Ю.Н.Григоровича получило в Большом театре в постановке балетов «Спартак» А.Хачатуряна, «Иван Грозный» на музыку С.Прокофьева, «Золотой век» на музыку Д.Шостаковича, «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева. Важнейшее место в творчестве Ю.Н.Григоровича занимают выдающиеся постановки классических балетов: «Щелкунчик» П.Чайковского, «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Спящая красавица» П.Чайковского, «Баядерка» Л.Минкуса. В творчестве Ю.Н. Григоровича нашло оригинальное воплощение искусство классического балета, где современный язык хореографии XX века сочетается с актуальным прочтением образцов прошлого.Ю.Н.Григорович много и успешно работал за рубежом - во Франции, Италии, Японии, Корее.Григорович поставил столько полнометражных балетов, сколько в XX веке не ставил никто. Каждый спектакль Григоровича — эталон, который изучают в балетных школах.Хитроумные японцы просто сняли все его балеты (единственные из всех) на видеопленку.Диапазон великого художника потрясает: "Каменный цветок" (уральские сказы) и "Легенда о любви", "Спартак" и "Иван Грозный", "Щелкунчик" и "Электра", "Ангара" и "Ромео и Джульетта"... Не будем утомлять перечислением.
С 1996 года Григорович стал хореографом-постановщиком, а с 2001 года - художественным руководителем Краснодарского театра балета, где сформировал молодую, профессионально подготовленную труппу, вместе с которой им поставлены балеты «Щелкунчик», «Жизель», «Дон Кихот», «Шопениана», «Тщетная предосторожность» и др. Ю.Н.Григорович-профессор, лауреат Государственных премий, президент Международной Ассоциации деятелей хореографии, президент Фонда «Русский балет».
— Юрий Николаевич, осенью 2003 года Вы посетили с гастролями США. Расскажите, пожалуйста, об этой поездке подробнее.
— Да, действительно недавно мы были на гастролях в Соединенных Штатах по приглашению местной армянской диаспоры. Поездка была посвящена 100-летию Арама Хачатуряна, и мы, конечно, повезли «Спартак». Хочется подчеркнуть очень важную роль одного из организаторов поездки Сурена Шаумяна. В последнее время мы с ним успешно сотрудничаем. Скажу сразу, что наше выступление настолько понравилось американцам, что нас пригласили за океан и в 2005 году. Там, в Лос-Анджелесе, хотят видеть «Гаянэ» Арама Ильича, но в репертуаре Краснодарского театра балета нет пока этого спектакля, поэтому уже сейчас я думаю писать новое либретто, т.к. прошлый сценарий, на мой взгляд, не совсем удачный.

— А балет «Спартак» знаком американцам и сколько спектаклей Вами было показано в этой поездке?
— Да, с Краснодарским театром и еще раньше я привозил в составе Большого театра «Спартак» в Америку, благодаря известному импресарио Соломону Юроку. А в прошлогодней поездке было всего два спектакля: один в основном для армянской диаспоры Лос-Анджелеса, а второй — для «рядовых» американцев. Огромный успех и долгие аплодисменты привели меня к мысли, что скорее всего в 2005 году вновь посетим Новый свет.
— Юрий Николаевич, выше Вы сказали, что Вам не совсем нравится старый сценарий балета «Гаянэ» и поэтому он не имел такого успеха, как «Спартак». Но ведь мы помним, что в постановке Вилена Галстяна в Ереванском театре оперы и балета «Гаянэ» имел огромный успех?
— Я помню этот спектакль на декаде армянской культуры в Москве в постановке Вилена Галстяна, он имел большой успех, и неудивительно, ведь это гордость армянского балета, его история и действие происходит в Армении. Однако я остаюсь при своем мнении, что есть гениальная музыка Хачатуряна и не очень хороший сценарий, который я надеюсь написать по-новому.
— А Вы знали лично Арама Ильича?
— Вообще хочу сказать, что Арам Ильич Хачатурян один из лучших композиторов современности. Я его лично знал и любил, кстати говоря, он был талантливейшим человеком, он ко мне очень хорошо относился и как-то подарил мне книгу с надписью «Талантливому хореографу с плохим характером с любовью». В нем было что-то детское, наивное, такое бываету больших художников. И вот в память об этом человеке и к 100-летию со дня рождения мне хотелось бы показать его балеты «Спартак» и «Гаянэ» в Ереване. Думаю, если нам поможет правительство Армении и армянская диаспора России, то уже в мае текущего года «Спартак» может быть показан на сцене Ереванского театра оперы и балета.
— С 1996 года Вы работаете в Краснодарском театре балета. Удалось ли Вам создать коллектив единомышленников?

— В Краснодаре имеются все условия для развития русского балета. Во-первых, есть балетная школа, куда приходят молодые кадры. Хореографическое училище и коллектив театра из 80 артистов балета. Состав такой же, как в Большом театре. Сам театр соответствует всем европейским нормам с большим зрительным залом. Мне кажется, у нас есть, как Вы сказали, коллектив единомышленников. И вот с этим коллективом я собираюсь ставить новый спектакль.
— Вы сейчас говорите о балете «Гаянэ»?
— Да, конечно. Поскольку это международный проект, мнехочется пригласить известных мастеров балета не только России, но и зарубежных исполнителей, в том числе, может быть, и армянина, который на последнем балетном конкурсе стал лауреатом, к сожалению, я забыл фамилию. И, что Вы думаете, немецкий импресарио сразу заключил с ним контракт и талантливый молодой исполнитель уже в Германии. Хочется внести в новый спектакль побольше армянского колорита. Время не ждет, и уже нужно работать.
— Как Вы относитесь к Анастасии Волочковой и сотрудничаете ли Вы с ней?
— Она очень интересный и талантливый человек. Она у меня танцевала в «Лебедином озере» в Большом театре, и сейчас я ее приглашаю на спектакли. У меня к ней никогда не было претензий как к профессионалу. Ну, а то, что произошло с ней в Большом театре — это, думаю, внутренние интриги, вызванные нездоровыми чувствами. Такие же чувства в отношении меня были проявлены и в 1995 году, когда я ушел из Большого театра.
— Какой из множества поставленных спектаклей запомнился Вам больше остальных?
— После окончания Отечественной войны в ленинградском Доме культуры имени Горького я поставил балет «Аистенок». В спектакле участвовало 120 детей от 9 до 19 лет, но они уже все имели профессиональные навыки. А мне было тогда всего 20 лет. Балет о том, как пионеры подобрали подбитого аистенка, выходили его и вместе с ним улетели на юг, в Африку. Нотам, в Африке, злой плантатор им не рад и обижает негритенка, который уже в конце вместе с аистенком и пионерами прилетает обратно домой Вот такая история. С беспрецедентным успехом меня поздравляли корифеи искусств Федор Лопухов, Сулико Версаладзе, Агриппина Ваганова, кстати будет сказано, что знаменитая Ваганова армянских кровей, и я горжусь тем, что она со мной репетировала.

Беседу вел Григорий Анисонян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении