Юрий Григорович везет «Спартак» в АрмениюИНТЕРВЬЮ ГЛАВНОГО БАЛЕТМЕЙСТЕРА РОССИИ «НОЕВУ КОВЧЕГУ
Народный артист СССР. Окончил Ленинградское хореографическое училище. С 1946
по 1961 год-солист, а с 1961 по 1964 год балетмейстер Ленинградского театра
оперы и балета имени С.М.Кирова. С 1964 по 1995 год- главный балетмейстер, ас
1988 по 1995 год - художественный руководитель балетной труппы Большого театра.Яркими
событиями балетного искусства стали созданные Ю.Н.Григоровичем в Театре имени
С.М.Кирова спектакли - «Каменный цветок» и «Легенда о любви», позднее перенесённые
на сцену Большого театра. Дальнейшее развитие творчество Ю.Н.Григоровича получило
в Большом театре в постановке балетов «Спартак» А.Хачатуряна, «Иван Грозный»
на музыку С.Прокофьева, «Золотой век» на музыку Д.Шостаковича, «Ромео и Джульетта»
С.Прокофьева. Важнейшее место в творчестве Ю.Н.Григоровича занимают выдающиеся
постановки классических балетов: «Щелкунчик» П.Чайковского, «Лебединое озеро»
П.Чайковского, «Спящая красавица» П.Чайковского, «Баядерка» Л.Минкуса. В творчестве
Ю.Н. Григоровича нашло оригинальное воплощение искусство классического балета,
где современный язык хореографии XX века сочетается с актуальным прочтением
образцов прошлого.Ю.Н.Григорович много и успешно работал за рубежом - во Франции,
Италии, Японии, Корее.Григорович поставил столько полнометражных балетов, сколько
в XX веке не ставил никто. Каждый спектакль Григоровича — эталон, который изучают
в балетных школах.Хитроумные японцы просто сняли все его балеты (единственные
из всех) на видеопленку.Диапазон великого художника потрясает: "Каменный
цветок" (уральские сказы) и "Легенда о любви", "Спартак"
и "Иван Грозный", "Щелкунчик" и "Электра", "Ангара"
и "Ромео и Джульетта"... Не будем утомлять перечислением.
С 1996 года Григорович стал хореографом-постановщиком, а с 2001 года - художественным
руководителем Краснодарского театра балета, где сформировал молодую, профессионально
подготовленную труппу, вместе с которой им поставлены балеты «Щелкунчик», «Жизель»,
«Дон Кихот», «Шопениана», «Тщетная предосторожность» и др. Ю.Н.Григорович-профессор,
лауреат Государственных премий, президент Международной Ассоциации деятелей
хореографии, президент Фонда «Русский балет».
— Юрий Николаевич, осенью 2003 года Вы посетили с гастролями США. Расскажите,
пожалуйста, об этой поездке подробнее.
— Да, действительно недавно мы были на гастролях в Соединенных Штатах по приглашению
местной армянской диаспоры. Поездка была посвящена 100-летию Арама Хачатуряна,
и мы, конечно, повезли «Спартак». Хочется подчеркнуть очень важную роль одного
из организаторов поездки Сурена Шаумяна. В последнее время мы с ним успешно
сотрудничаем. Скажу сразу, что наше выступление настолько понравилось американцам,
что нас пригласили за океан и в 2005 году. Там, в Лос-Анджелесе, хотят видеть
«Гаянэ» Арама Ильича, но в репертуаре Краснодарского театра балета нет пока
этого спектакля, поэтому уже сейчас я думаю писать новое либретто, т.к. прошлый
сценарий, на мой взгляд, не совсем удачный.
— А балет «Спартак» знаком американцам и сколько спектаклей Вами было показано
в этой поездке?
— Да, с Краснодарским театром и еще раньше я привозил в составе Большого театра
«Спартак» в Америку, благодаря известному импресарио Соломону Юроку. А в прошлогодней
поездке было всего два спектакля: один в основном для армянской диаспоры Лос-Анджелеса,
а второй — для «рядовых» американцев. Огромный успех и долгие аплодисменты привели
меня к мысли, что скорее всего в 2005 году вновь посетим Новый свет.
— Юрий Николаевич, выше Вы сказали, что Вам не совсем нравится старый сценарий
балета «Гаянэ» и поэтому он не имел такого успеха, как «Спартак». Но ведь мы
помним, что в постановке Вилена Галстяна в Ереванском театре оперы и балета
«Гаянэ» имел огромный успех?
— Я помню этот спектакль на декаде армянской культуры в Москве в постановке
Вилена Галстяна, он имел большой успех, и неудивительно, ведь это гордость армянского
балета, его история и действие происходит в Армении. Однако я остаюсь при своем
мнении, что есть гениальная музыка Хачатуряна и не очень хороший сценарий, который
я надеюсь написать по-новому.
— А Вы знали лично Арама Ильича?
— Вообще хочу сказать, что Арам Ильич Хачатурян один из лучших композиторов
современности. Я его лично знал и любил, кстати говоря, он был талантливейшим
человеком, он ко мне очень хорошо относился и как-то подарил мне книгу с надписью
«Талантливому хореографу с плохим характером с любовью». В нем было что-то детское,
наивное, такое бываету больших художников. И вот в память об этом человеке и
к 100-летию со дня рождения мне хотелось бы показать его балеты «Спартак» и
«Гаянэ» в Ереване. Думаю, если нам поможет правительство Армении и армянская
диаспора России, то уже в мае текущего года «Спартак» может быть показан на
сцене Ереванского театра оперы и балета.
— С 1996 года Вы работаете в Краснодарском театре балета. Удалось ли Вам создать
коллектив единомышленников?
— В Краснодаре имеются все условия для развития русского балета. Во-первых,
есть балетная школа, куда приходят молодые кадры. Хореографическое училище и
коллектив театра из 80 артистов балета. Состав такой же, как в Большом театре.
Сам театр соответствует всем европейским нормам с большим зрительным залом.
Мне кажется, у нас есть, как Вы сказали, коллектив единомышленников. И вот с
этим коллективом я собираюсь ставить новый спектакль.
— Вы сейчас говорите о балете «Гаянэ»?
— Да, конечно. Поскольку это международный проект, мнехочется пригласить известных
мастеров балета не только России, но и зарубежных исполнителей, в том числе,
может быть, и армянина, который на последнем балетном конкурсе стал лауреатом,
к сожалению, я забыл фамилию. И, что Вы думаете, немецкий импресарио сразу заключил
с ним контракт и талантливый молодой исполнитель уже в Германии. Хочется внести
в новый спектакль побольше армянского колорита. Время не ждет, и уже нужно работать.
— Как Вы относитесь к Анастасии Волочковой и сотрудничаете ли Вы с ней?
— Она очень интересный и талантливый человек. Она у меня танцевала в «Лебедином
озере» в Большом театре, и сейчас я ее приглашаю на спектакли. У меня к ней
никогда не было претензий как к профессионалу. Ну, а то, что произошло с ней
в Большом театре — это, думаю, внутренние интриги, вызванные нездоровыми чувствами.
Такие же чувства в отношении меня были проявлены и в 1995 году, когда я ушел
из Большого театра.
— Какой из множества поставленных спектаклей запомнился Вам больше остальных?
— После окончания Отечественной войны в ленинградском Доме культуры имени Горького
я поставил балет «Аистенок». В спектакле участвовало 120 детей от 9 до 19 лет,
но они уже все имели профессиональные навыки. А мне было тогда всего 20 лет.
Балет о том, как пионеры подобрали подбитого аистенка, выходили его и вместе
с ним улетели на юг, в Африку. Нотам, в Африке, злой плантатор им не рад и обижает
негритенка, который уже в конце вместе с аистенком и пионерами прилетает обратно
домой Вот такая история. С беспрецедентным успехом меня поздравляли корифеи
искусств Федор Лопухов, Сулико Версаладзе, Агриппина Ваганова, кстати будет
сказано, что знаменитая Ваганова армянских кровей, и я горжусь тем, что она
со мной репетировала.
Беседу вел Григорий Анисонян
|