Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Пути решения Армянского вопроса

Окончание. Начало в №11-12.2003 г.

Как известно, основным международно-правовым средством полного прекращения состояния войны между конфликтующими сторонами является заключение ими мирного договора. Однако непризнание Азербайджаном статуса НКР и звучащие там призывы к возобновлению войны означают отказ от мирного урегулирования карабахского конфликта. Не заключая мирный договор, Азербайджан ищет союзников по военному решению карабахской проблемы, связывая ее с совпадением их интересов по транспортировке нефти из Каспийского бассейна. Поэтому для закрепления плодов освободительной войны армянской стороне требуется укрепление своего военного и экономического потенциала, имея в виду агрессивность и непримиримость пантюркизма. Необходимо иметь в виду, что в случае возобновления военных действий возникает проблема военного решения Армянского вопроса не только по Арцаху, но и по Нахичевану, армянским территориям Гандзака, Арцвашена, Геташана и другим, которые еще остались аннексированными.Если армяне Арцаха сумели защитить свое право на самоопределение, то Нахичеванская автономная республика и армянский район Гандзака в результате депортации уже варварски очищены от армян. Здесь некому поднять Армянский вопрос. Единственным путем разрешения Армянского вопроса здесь остается применение Арменией принципа восстановления территориальной целостности Первой Армянской Республики, включавшей в себя Сурмалинс-кий, Шарурский и Нахичеванский уезды, Нагорный Карабах с Гю-листаном и армянскую часть Гандзакского уезда. Следует дипломатически доказать мировому сообществу, что нынешний Азербайджан не является государством - правопреемником Советского Азербайджана и поэтому эти территории никогда не входили в состав независимого Азербайджана с международно признанными границами. Следовательно, для дипломатического решения Армянского вопроса в современных международных отношениях требуются новые подходы, доказывающие территориальную целостность Республики Армения с международно-признанными государственными границами. А что касается территории Нахичевана, то по настоянию Турции она была передана под протекторат Азербайджана по Карсскому договору. С исчезновением с политической сцены Советского Азербайджана, от правопреемственности которого в 1991 году отказался Азербайджан по акту «О государственной независимости», его суверенитет и протекторат в международных отношениях не могут быть признаны над Нахи-чеваном.

Официально занесенное в Московский договор от 16 марта 1921 г. понятие «протекторат», означающее зависимое положение Нахичевана, противоречит всем нормам международного права и закрепленным в Уставе ООН общепризнанным принципам, т.к. Нахичеван, согласно этому договору, считается колониальной территорией, образо-
ванной под давлением другого государства, и подлежит деколонизации.Хотя большинство территорий исторической Армении были потеряны в результате применения военной силы, армянский народ, соблюдая принцип мирного разрешения Армянского вопроса, как всегда, будет урегулировать свои территориальные споры в основном мирным путем, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, т.е. в соответствии с принципами Устава ООН и современного международного права, на основе законности и справедливости.Однако! Когда международный спор сопутствует неправомерности сложившихся государственных границ, то эти границы могут изменяться в соответствии с нормами международного права и с применением военной силы.

Организовав военно-транспортную блокаду Армении и НКР, лишив их морского и железнодорожного сообщения, установив режим эмбарго, Турция и Азербайджан фактически поставили перед фактом военного решения судьбы Армянского вопроса. Блокада Армении и агрессия против Арцаха привели к омертвлению зоны землетрясения, катастрофическому ухудшению социально-экономического положения армян. Причинен огромный финансовый урон в виде гипертрофированных военных расходов, снижения жизненного уровня и миграции населения в другие страны. Игнорирование норм и принципов международного права и международных договоров, продолжение пантюркистской политики экспансии армянских территорий могут служить источником вооруженного конфликта. В такой обстановке армянский народ, вопреки своему желанию мирного разрешения своих территориальных споров, будет вынужден выбирать испытанный путь национально-освободительной борьбы или готовиться к военному решениюАрмянского вопроса. При этом нам следует учесть, что ни одна территориальная проблема Армении не решалась без помощи военной силы. Это главный вывод, из которого мировому армянству необходимо извлечьурок, т.е. нечто поучительное для будущего разрешения Армянского вопроса. Только через военное решение Армянского вопроса армянский народ добился приобретения государственности, отстаивал итоги международно-правовых и дипломатических решений по национальной проблеме, сохранил хотя бы часть своей исторической территории, свой государственный и национальный суверенитет.Вся история армянского народа с древнейших времен свидетельствует о несгибаемости пути справедливого разрешения Армянского вопроса, о правоте его военного решения через национально-освободительную борьбу. Когда национально-освободительное движение направлено на возврат оккупированных территорий, то вооруженная борьба за разрешение Армянского вопроса будет признаваться международным правом законной. Следовательно, освобождение аннексированного Армянского нагорья и Армянского залива, отвоевывание исконных армянских территорий Киликии, Западной и Восточной Армении, отторгнутых вследствие агрессии и экспансии,было и остается несгибаемым, самостоятельным путем военного решения Армянского вопроса. В новой системе геополитических отношений необходимо иметь в виду, что, в связи с быстрым изменением международной обстановки, государства, аннексирующие Армянское нагорье, со всех сторон окружены в основном исторически враждебно настроенными к ним странами и в любой момент могут оказаться вовлеченными в вооруженный конфликт. В такой ситуации возникает возможность, опираясь на реальную поддержку стратегических партнеров и убежденность в помощи союзников, применения взвешенного и аргументированного подхода к оценке собственных сил и их своевременного использования для оптимального разрешения Армянского вопроса. Мировое армянство имеет трагический опыт в сфере международных отношений после своего участия в Первой мировой войне и наслаждения горькими плодами победы, официально зафиксированными в Севрском договоре. Следовательно, применение опережающей дипломатии и незапоздалого солидарного военного решения - гарантия прочности постановки и надежности выполнения политической задачи мирового армянства в сфере международных отношений - разрешения Армянского вопроса.

Военное решение Армянского вопроса, как один из возможных путей исполнения политической задачи армянского народа, вызывает необходимость использования военно-политического и экономического союза Армении с дружественными странами для получения помощи и выбора военной стратегии, изыскания методов и достаточных средств в целях наиболее благоприятного его разрешения. Хотя, по признанию военных экспертов России, США и ряда зарубежных стран, Вооруженные силы Армении и НКР являются наиболее боеспособными среди армий стран Закавказья, но в то же время военное решение Армянского вопроса в целом без участия войск союзных стран в современных условиях невозможно. Эффективное, т.е. кратчайшее и результативное, военное решение Армянского вопроса, прежде всего, зависит от
успешного преодоления современных препятствий в связи с военно-экономической блокадой Армении и НКР, социально-экономических потрясений после землетрясения и карабахской войны, разрыва военно-технических и экономических связей с другими бывшими республиками СССР, эмиграцией многих специалистов в зарубежные страны. На военный потенциал независимой Армении отрицательно повлияла также остановка многих крупных предприятий военно-технического профиля, их приватизация и раздробление, переход в частный сектор экономики без источников финансирования, отсутствие государственных инвестиций. Междутем, после восстановления государственного суверенитета, Армения оказалась в новой системе геополитических отношений. С одной стороны, возросла опасность со стороны пантюркизма-агрессивно настроенных соседей, а с другой - независимость создала возможность самостоятельной постановки и, в рамках международных отношений, разрешения Армянского вопроса. Следовательно, для восстановления и развития экономики, обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности в условиях принудительного втягивания в вооруженные конфликты военно-политический и экономический союз Армении с дружественными странами становится наиболее эффективным и кратчайшим путем оптимального разрешения Армянского вопроса. Учитывая, что Россия главный гарант национальной безопасности и государственного суверенитета Армении, при развитии военно-технического сотрудничества с НАТО Армения всегда должна придерживаться своей пророссийской позиции, даже в свете меняющихся современных геополитических отношений России и Запада. Дальнейшее укрепление армяно-российского военно-политического союза, участие Армении в Организации договора о коллективной безопасности стран СНГ не должно мешать ее взаимодействию с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». Диверсификация внешних связей позволяет Армении получить необходимую военную и гуманитарную помощь от России, США и других стран для улучшения социально-экономического положения населения страны, укрепления ее военно-экономического потенциала. Кроме того, дальнейшее отвоевывание армянских территорий, отторгнутых вследствие агрессии и экспансии соседних государств, требует от субъектов политики и высших армянских военачальников глубокого анализа военно-политической ситуации в регионе для своевременного применения Вооруженных сил, согласования со штабом по координации военного сотрудничества государств Организации договора о коллективной безопасности. Выбор международно-правового, политико-дипломатического или военного пути разрешения Армянского вопроса зависит от политической воли, опыта, умелых действий настоящих и будущих субъектов армянской политики, солидарности, решительности и убежденности в том, что приоритетом национальных интересов является разрешение Армянского вопроса.

Трагической истории армянского народа, к сожалению, известно много фактов не солидарных действий многих правителей, религиозных и политических деятелей, полководцев, недальновидность некоторых горе-дипломатов, которые наряду с внешними неблагоприятными факторами не учли национальные интересы армянского народа и не считали, что разрешение Армянского вопроса - приоритетная политическая задача всего мирового армянства в сфере международных отношений. Приведем свежий факт. Еще 18 июня 1987 года Европейский парламент принял резолюцию «О политическом решении Армянского вопроса». В соответствии с пунктом 3 этого решения Евро-парламент «требует от Европейского Совета оказать давление на нынешнее турецкое правительство, с целью добиться признания организованного в 1915-1917 гг. геноцида армян и способствовать утверждению политического диалога между Турцией и полномочными представителями армян». К сожалению, после резолюции Европейского парламента прошло 16 лет, а институт «полномочных представителей армян», который организовал бы политический диалог с турецкой стороной, не сформирован. Никакая самопровозглашенная «Комиссия турецко-армянского примирения» не имеет законных полномочий представлять национальные интересы всего мирового армянства и заняться «политическим решением Армянского вопроса». Армянский вопрос - это не вопрос политических торгов. Армянский вопрос - главная причина геноцида армян. Только официальное признание Турцией факта геноцида армян может служить предисловием к армяно-турецкому диалогу о примирении и «политическому решению Армянского вопроса». Только уже созданной Всемирной Армянской Организацией или суверенной Армянской Республикой полномочные представители либо государственные образования могут быть наделены правом субъектности и выступать от имени мирового армянства, ибо разрешение Армянского вопроса дипломатическим путем - насущная задача и прерогатива политического руководства Армении. Старание «комиссии» любой ценой добиться установления дипломатических отношений с Турцией, открытия армяно-турецкой границы без политического решения Армянского вопроса гораздо выгоднее турецкой стороне. С экономической точки зрения оно привело бы к завоеванию армянского рынка турецкими товарами, экспансии Армении и НКР экономическими методами. Деятельность самовольно образованной «комиссии» подтверждает наш вывод о том, что причину нерешенности Армянского вопроса мировому армянству надо искать не только во внешнем мире - в подлости и коварстве политиков тех стран, которые избирали депортацию и геноцид армян как собственный путь, и не только в политических комбинациях держав, имеющих свои интересы, а в самом себе. Да, к сожалению, у политической элиты армян из-за зависти друг к другу часто нет заранее обдуманных консолидированных решений и разумных действий. Каждый из них считает себя выше всех, правильнее всех, умнее всех и не приходит к общему анализу и учету реальных возможностей, общему знаменателю, взвешенному и аргументированному подходу к оценке политической ситуации для решения общенациональной проблемы. А многие из них, которые должны были организовать, консолидировать народ, политически и экономически грамотно управлять его действиями, не всегда избирали в данный момент правильный путь разрешения Армянского вопроса. Политиканство отдельных лиц, движений и партий, направленное на удовлетворение собственных корыстных интересов, в критические моменты армянской истории привело к политическим ошибкам и неуправляемости социально-экономическими процессами в Армении, опустошительной эмиграции населения. Их эгоизм, беспринципность, капитулянтство и нерешительность стали причиной потери армянских территорий, рассеянности армянской нации по многим странам.

На рубеже III тысячелетия консолидация армян - веление времени, последний шанс объединиться для разрешения Армянского вопроса. Необходимость быстрейшей консолидации нации диктуется современной геополитической ситуацией вокруг Армении. Исходя из необходимости выработки общенациональных концепций, разработки и осуществления общеармянской программы, проектов для успешного разрешения Армянского вопроса на I форуме Армения - Диаспора (1999 г.), а затем в 2001 г. (журнал «Армянский вестник») мы предложили создание общедиаспорной организации и учреждение Всемирного Армянского Конгресса. Отрадно, что в октябре 2003 г. в Москве состоялся учредительный съезд Всемирной Армянской Организации, что положило начало консолидации мирового армянства. Весьма важно осознание того факта, что современный уровень организации мирового армянства не соответствует его состоянию, положению и целям, грозящим армянскому народу опасностям. Поэтому в деятельности вновь образованной Всемирной Армянской Организации должны доминировать высокий профессионализм и ответственность при принятии решений, имеющих общенациональное значение. На первый план должны быть выдвинуты принципы организации, прогнозирования, планирования и согласованности действий, в особенности между различными частями мирового армянства, которые должны нести равную ответственность за судьбу нации и иметь равные права при исполнении своего долга перед ней. Требуется такой уровень организации мирового армянства, который обеспечил бы наиболее полное использование собирательного разума нации, ее духовных и материальных ресурсов для создания мощного национального, политического, экономического и военного потенциала в целях разрешения Армянского вопроса. Всемирной Армянской Организации, прежде всего, необходимо выработать общеармянскую программу, сконцентрировать имеющиеся интеллектуальные ресурсы армян, организовать Институт Армянского вопроса, привлечь к его работе специалистов, способных по-новому переосмыслить исторический опыт возникновения и причины нерешенности общенациональной проблемы, сформулировать альтернативные стратегии действия с учетом происходящих в мире изменений для защиты национальных интересов.

Еще на I форуме Армения -Диаспора в Ереване (1999 г.) нами был предложен также финансовый механизм организации мирового армянства: создание Фонда развития армянства за счет членских взносов армянских общин разных стран и инвестиций армянских предпринимателей. Была также обоснована необходимость создания Всеармянского банка. К сожалению, доклад, сданный нами три года назад организаторам форума, до сих пор не издается. Наше предложение о том, чтобы каждый армянин, независимо от страны проживания, имел права гражданина Армении, еще не реализовано. Вообще многие ценные предложения армян из разных стран мира остались без внимания. В современной Армении нет четко разработанной программы не только разрешения Армянского вопроса, но и общенациональной программы развития экономики, осуществление которой позволило бы обеспечить минимальные жизненные условия проживающего там населения. Из сегодняшней Армении, составляющей менее 1/10 части исторической территории Родины армян, продолжается опустошительная и вынужденная эмиграция населения в разные страны мира. Из-за турецко-азербайджанской экспансии, депортации, геноцида, блокады, безработицы и создания чрезвычайно тяжелых условий жизни 75% армянского народа покинули Родину, проживают в 104 странах мира и считаются чужестранцами, а в лучшем случае «лицами кавказской национальности». На мировой арене армяне превратились в нацию эмигрантов. Вывод: консолидация мирового армянства вокруг национальной идеи - создание Единой, Свободной и Независимой Армении, самый верный и надежный путь разрешения Армянского вопроса - спасения армянского народа.

Рафаел Зварджо,доктор экономических наук, дипломат

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении