Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Экономические итоги прошедшего года в Армении

Экономические итоги 2003 года являются предметом больших споров между различными тусовками армянских экономистов, которые высказывают зачастую прямо противоположные мнения во время многочисленных дискуссий. Обилие цифр, приводящихся в качестве аргумента, поражает. Разобраться в этой ситуации неспециалисту очень и очень непросто. Тем не менее остановимся на некоторых показателях и процессах, которые, на наш взгляд, особенно важны.

По итогам года выясняется, что Армения занимает предпоследнее место среди стран СНГ по показателю доли налоговых поступлений от валового внутреннего продукта (ВВП). Общая сумма налоговых поступлений составляет не более 15% ВВП (по СНГ средний показатель приближается к 25%). Естественно, что МВФ оценил уровень налоговых поступлений Армении как очень низкий и поставил перед правительством на 2004 год более высокий показатель сбора налогов. Между тем представители нескольких иностранных компаний выразили обеспокоенность тем, что определение международных рамок оказывает обратное воздействие науровеньналоговых поступлений. Они считают, что поскольку налоговые органы для достижения указанных пределов оказывают давление на иностранных инвесторов, это, в свою очередь, препятствует инвестициям,сокращая в результате базу налогообложения. Удельный вес доходов по линии НДС в общих налоговых поступлениях в 1998-2001 гг. был в Армении самым высоким среди постсоветских переходных экономик, а показатель налога на прибыль и подоходного налога - самым низким. По мнению европейских экспертов, столь низкие показатели можно объяснить слабым налоговым администрированием и высоким уровнем избежания налогов.Это прямо или косвенно свидетельствует о том, что свыше половины экономики Армении (по мнению различных экспертов от 48% до 60%) находится в тени. Отметим, что эти цифры не имеют никакой тенденции к снижению на протяжении последних трех-четырех лет. Заявленный к моменту подготовки статьи правительством республики 12,9%-ый годовой рост экономики должен позволять говорить и о росте налоговых поступлений как минимум на 8%-9%. Однако роста этого не произошло, что позволяет говорить о том, что подавляющая часть средств просто ушла в «тень». По сравнению с 1998 годом, считают некоторые эксперты, объемы государственных инвестиций сократились в 12 раз. Наряду с незначительным ростом доходов значительно возрастают перерасходы, что приводит к ежегодному 12%-му росту дефицита бюджета.По мнению значительной части экспертов сегодняшняя теневая экономика Армении, это- естественная реакция экономики на институциональную несостоятельность государства и на фискальную политику, практически не отражающую реальность. Именно в этой реакции сила рыночной экономики, которая в любом случае пытается максимально эффективным образом использовать имеющиеся возможности. Существование теневой экономики означает, что издержки и выгоды от нахождения в тени перевешивают издержки и выгоды функционирования в легальном секторе. Таким образом, теневая экономика есть реакция рынка на соотношение издержек и выгод в теневом и легальном сектореэкономики. Любые попытки административной борьбы с ней обречены на провал.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Конечная цифра годового экономического роста видимо будет колебаться в пределах 12-14%. Для нормальной экономики рост в 12-14% - цифра фантастическая, но экономика Армении находится не в стадии экономического роста, а в стадии восстановления экономики. Так вот для восстанавливающейся экономики цифра годового экономического роста Армении не так велика (для этого достаточно посмотреть на цифры других стран СНГ). Кроме того, официальные источники не любят говорить о том, что рост в значительной мере обусловлен сферой капитального строительства за счет средств фонда «Линей». Структура роста также не особенно вдохновляет. Все традиционные сферы промышленного производства и сельского хозяйства, которые и развиваются сегодня в Армении, низкорентабельны, норма прибыли там минимальна. Поэтому даже быстрый рост таких отраслей(например,перерабатывающих) не может внести перелом в экономическую ситуацию в целом. Президент и его политические союзники предпочитают идти по пути создания массовых низкооплачиваемых, низкоквалифицированных рабочих мест в традиционных отраслях экономики. Мы не думаем, что этот путь имеет какую-то перспективу. Власть упорно отказывается стимулировать в первую очередь те сектора экономики, в которых создается наибольшая добавленная стоимость, наибольшая прибыль. Если в Армении не реализовать модель экономики, основанной на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции, то она обречена стать третьеразрядной, хронически бедной страной, поставщиком сельскохозяйственной продукции и имеющей примитивное материальное производство с низкой нормой прибыли. Свидетельство тому упрямые цифры официальной статистики.

Эксперты отмечают, что 25% - ый промышленный рост приходится в основном на ту сферу, которая связана с производством алкогольной продукции, томатной пасты, табака и ювелирных изделий. Удельный вес производства машин и оборудования составляет лишь 2%, а продукция химической промышленности лишь 2,8% от общего объема перерабатывающей промышленности. Что же представляет сегодня из себя перерабатывающая промышленность Армении? Более чем наполовину (свыше 55%) это -пищевая промышленность.

Рост экспорта (свыше 40%) в основном обусловлен за счет вывоза на внешний рынок (в основном в Израиль и Бельгию) обработанных драгоценных камней и ювелирных изделий (свыше 60% от общего объема экспорта). Отметим также, что практически весь сектор производств, связанных с обработкой драгоценных камней и ювелирных изделий, работает по принципу толлинга. Для развития этого сектора перерабатывающей промышленности создан исключительно льготный налоговый режим, в результате чего государственная казна не получает сколь-нибудь существенных поступлении от огромных сумм, проходящих через всю эту систему.

КОРРУПЦИЯ

Положение дел в этой сфере практически не изменилось. Проблемы с коррупцией в Армении доходят до таких масштабов, что препятствуют развитию экономики страны. Такое мнение высказал постоянный представитель МВФ в Армении Джеймс Макхью. «Следует учесть, что проблемы с коррупцией в Армении имеют очень глубокие корни, и разрешить их можно будет только путем коренного изменения образа труда людей», - сказал он.В отличие от прежних лет, Армения наконец появилась как субъект в рейтингах различных мировых агентств, занимающихся проблемами коррупции. Так, она находится на 78-м месте в ежегодно публикуемом в течение последних 8 лет индексе CPI (Corruption Perceptions Index), выпускаемом организацией «Transparency International». Индекс формируется по ряду установленных параметров и распределяет 130 государств пота-бели от «высокоморальных» до «самых подкупленных». 78-ое место с Арменией разделили Иран, Ливан, Мали и Палестинская Автономия.

ОЛИГАРХИЯ

Наиболее компетентным нам представляется мнение о ситуации в Армении, высказанное в исследовании компании McKinsey=Company «Олигархи: защищающие собственные или общественные интересы». В нем отмечается, что во взаимоотношениях с государственными институтами, партнерами, конкурентами и т.п. армянские олигархи руководствуются сложнейшей смесью официальных законов и реально установившихся неписаных норм и правил, с учетом хорошо известной всем игрокам иерархии статусов каждого участника в пирамиде политической власти в стране. На эту объективную основу, по мнению экспертов, накладывается эмоциональная ткань личных симпатий и антипатий, старых счетов и обид, чем и определяется довольно негативный социально-психологический климат внутри данной группы. «В этих условиях ни о каком равенстве всех перед Законом не приходится говорить, а появление новых, крупных игроков (в том числе зарубежных) сильно затруднено, особенно без поддержки первых лиц государства», - подчеркивается в исследовании.Эксперты отмечают, что у них сложилось достаточно твердое убеждение в том, что государство, его аппарат и институты воспринимаются олигархамив качестве опасной силы, способной в любой момент нанести серьезный ущерб их бизнесу. В этих условиях влияние олигархов на политику государства и его институты осуществляется посредством: личных связей с президентом и его окружением, защиты своих интересов через связи в исполнительных, правоохранительных и силовых структурах, с парламентариями (на наш взгляд, борьба партии «Ори-нац еркир» и нынешнего спикера парламента Артура Багдаса-ряна против создания равных условий для всех ярмарочных торговцев косвенно помогала коррупции); давления на общественно-политические организации и СМИ; прямого контроля над подструктурами госвласти на «своих» территориях, а также путем прямого вхождения в официальные структуры власти - в парламент, а иногда и в правительство.Вместе с тем в исследовании отмечается, что не только «низы», но и «верхи» в современной Армении устали жить в неопределенной,непрозрачной и опасной среде. «По-видимому, в обществе нарастает потребность в стабильности, надежности и предсказуемости, то есть в верховенстве Закона», -говорится в нем.

ДОЛГИ

Согласно прогнозу правительства размер внешнего долга правительства Армении в 2015 году составит 1611,7 млн.долларов. Такой прогноз дается в разработанной правительством страны программе борьбы с бедностью (PRSP).Внешний долг правительства к концу 2003 г. составит 805 млн.долларов, в 2005 г. - 963,6 млн., в 2009 г. - 1207,3 млн., в 2012 г. - 1416,4 млн.долларов. В 2004 году размер обслуживания внешних обязательств составит 22,6 млн.долларов, из которых 13,4 млн. будет погашено. Причем соотношение размера обслуживания внешнего долга к объему экспорта будет планомерно снижаться с 7,4% в 2004 году до 3,2% в 2015 году. Согласно прогнозным оценкам, внешний долг ЦБ Армении к 2015 г. будет обнулен. В 2003 г. эта цифра составит 202,1 млн.долларов. Внутренний долг страны составляет 65,6 млн.долларов, и, по прогнозам экспертов, он будет расти. Этот рост будет обусловлен отказом от внешнего финансирования дефицита госбюджета от 3,1% до 0,9% от ВВП и повышения объема внутренних заемных обязательств с целью покрытия текущего бюджетного дефицита с нынешних 0,1% до 0,7% от ВВП.Правительственные эксперты приходят к выводу, что, несмотря на рост внешних задолженностей, их бремя не окажет существенного воздействия на уровень платежеспособности Армении.

ПРОГНОЗ
По мнению некоторых экспертов, нынешний экономический рост в Армении может выдохнуться через два-три года. Мнение основано на том, что в настоящий момент не созданы условия для экономического роста высокого качества, опирающегося на развитие инфраструктуры, а также малого и среднего бизнеса. Среди главных препятствий эксперты отмечают низкое качество управления и коррупцию. Их настораживает также отсутствие реального желания (не путать с политическими декларациями) использовать потенциал диаспоры.Прирост реальных доходов населения в течение 2003-2004 года в сопоставимых ценах составит около 10% ежегодно. Средняя зарплата в Армении, по прогнозу, в течение двух лет повысится более чем на 20% и в 2004 г. в среднем составит 56,0 доллара США в месяц. Это -очень низкий показатель.Одновременно следует учитывать то важное обстоятельство, что принятые в декабре партиями правящей коалиции изменения к налоговому законодательству, по мнению подавляющего большинства экспертов, станут серьезным давлением на малый и средний бизнес в стране, удельный вес которого в структуре ВВП превышает 30%.Возможные благоприятные внешнеполитические сдвиги, вроде ликвидации блокады и использования Армении как зоны транзита энергоносителей, могут при нынешних условиях обернуться очевидными опасностями. В политике - к обострению политической борьбы. В экономике - к усугублению диспропорций. Вуправлении - к росту коррупции, особенно в форме захвата бизнеса.В то же время эксперты не исключают возможности позитивных сценариев, которые могут, например, опираться на сочетание влияния России, ряда заинтересованных западных/ восточных стран и диаспоры, а также нетрадиционные особенности общественного уклада, которые при грамотном социальном менеджировании могут быть превращены в преимущество. В заключение отметим, что в вышеупомянутом исследовании McKinsey=Company говорится: «... любые позитивные сценарии реализуемы при трех необходимых условиях: изменения в политической системе, изменения в управлении, снижение коррупции».

Давид Петросян, Ереван

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении