Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

В.Ю.Зорин: «Нас объединяет общность интересов»

ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА РФ ГАЗЕТЕ «НОЕВ КОВЧЕГ.

— В Вашей книге «Высшая ценность — человек» Вы отмечаете, что ключ к национальному согласию в Российской Федерации — соблюдение прав человека. Насколько актуальна эта проблема сегодня?
— Безусловно, эта проблема остается актуальной как для страны с давними демократическими традициями, так и для государств с небольшим историческим багажом движения по пути демократического строительства.
Права человека — это прежде всего право на достойную жизнь при поддержке и защите государства.
Конституция России гарантирует признанные во всем мире свободы и права человека. Исходя из истории многонационального государственного устройства, она особо оговаривает права и свободы представителей всех своих народов на сохранение этнокультурной самобытности.
Только в 2003 году Россия дважды отчитывалась по соблюдению прав человека и основных свобод по Всеобщей одноимен-
ной Декларации (ООН, 1948 г.) и Рамочной конвенции СЕ о защите национальных меньшинств.
Но права человека — понятие не беспредельное. Они неразрывны с нашими обязанностями соблюдать законы своей страны, высокой моральной ответственностью за свои поступки и действия.
— В России прошли парламентские выборы. Как Вы оцениваете идею выдвижения в будущем кандидатов от диаспор России?
— Отношение к этой идее неоднозначное. Конечно, хотелось бы, чтобы депутаты Государственной Думы, представляя интересы своих избирателей, учитывали и многонациональный, многокультурный характер нашей страны, особое отношение людей к своей национальной принадлежности, своим корням. Высокий уровень общей культуры позволял бы народным избранникам достойно представлять людей всех национальностей. Существующая реальность, к сожалению, порой и дает почву идеям, подобным озвученной Вами. Как Вы знаете, ныне действующая Конституция Российской Федерации не предусматривает порядка выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы не только от «диаспор России», но и по национальному признаку вообще. Будет другое государственное устройство в России — будут другие правила выдвижения кандидатов. Но я не считаю предложенную идею адекватной условиям России.
— Какова, на Ваш взгляд, роль армянской диаспоры в современной России?
— Армянская диаспора в Российской Федерации одна из самых многочисленных — по данным переписи — 1 млн. 130 тыс. человек. Это седьмой по численности народ России. Армяне живут в России уже много веков, и история российских армян тесно переплетена с судьбами нашей страны. Нас объединяет не только восточнохристианская культура и традиция, но и общность интересов в прошлом, настоящем и, надеюсь, в буду-
щем. Я полагаю, что вклад граждан России армянской национальности в культуру, эконо-мику, науку и другие сферы трудно переоценить. Он,безусловно, большой. Одно перечисление фамилий займет много места. Но я хотел бы подчеркнуть только однусторону роли армянской диаспоры, а это понятие включает не только граждан РФ армянской национальности, —установление добрых, взаимовыгодных отношений не только между Россией и Арменией, но странами Ближнего Востока, Европы, США, Канады, где достаточно сильны позиции армянской диаспоры.
— На каком уровне находится российско-армянское сотрудничество в информационной сфере, в области миграционной политики, культурного сотрудничества?
— Российско-армянские взаимоотношения всегда отличались глубиной и многогранностью. И сегодня ведется постоянный поиск новых путей взаимовыгод-
ного сотрудничества в различных областях.
В информационной сфере — это прежде всего выход в свет новых изданий, рассказывающих о жизни и деятельности стран сегодня. Так, совсем недавно я давал интервью «Российско-армянскому деловому журналу», динамичное развитие торгово-экономических отношений востребовало появлениета-кого печатного органа.

С учетом развивающегося уровня межгосударственных российско-армянских отношений в настоящее время чувствуется потребность в увеличении и материалов по освещению тех положительных связей и тех воз-никающих проблем, которые объективно возникают на этом пути. И здесь в первую очередь хотелось бы отметить слабое освещение в прессе вопросов, связанных с миграционной политикой России, процедурами регистрации и получения российского гражданства, деятельностью консульских учреждений. Слабо освещается и реализация межправительственных соглашений, таких как «О статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в РА, и граждан РА, постоянно проживающих в Российской Федерации» и т.д. В этом документе рассматриваются гражданские права, которые должны быть известны всем. Но процедура реализации данного документа до сих пор неясна.Общественные организации, созданные армянской диаспорой, проводят активную работу по межкультурному обмену, отмечаются юбилеи выдающихся деятелей армянской культуры (Зары Долухановой, Павла Лисициана, Николая Никогосяна и др.), проводятся выставки художников (таких как Рудольф Ха-чатрян и др.), действуют армянские школы и классы, культурные центры и кафедры, строятся храмы.
— Не секрет, что российско-армянские отношения достигли уровня стратегического партнерства. Однако некоторые СМИ порой пытаются принизить уровень наших отношений, видя в них лишь одностороннюю выгоду для армянской стороны. Как Вы относитесь к подобным фактам?
— Отношения между государствами, выстраивающиеся на двусторонней основе, всегда предполагают учет интересов обоих государств. Поэтому уже сама постановка вопроса именно в такой плоскости не представляется правомерной.
Россию и Армению связывает многовековая дружба. Народы этих стран имеют древнюю
культуру. Взаимоотношения культур этих народов, несомненно, оставляли отпечаток на формировании национального самосознания народов на разных срезах истории. Однако отношения были направлены именно на усиление и укрепление отношений между народами, населяющими оба государства.
В тяжелые времена народы оказывали друг другу помощь, не преследуя каких-либо корыстных целей, а проявляя, прежде всего, заботу друг о друге. Да, в отношениях между государства-ми были и тяжелые времена, связанные со сталинским периодом истории, с нагорно-кара-бахским конфликтом, когда и от России, и от Армении требовалась четкая позиция.Сегодня и для России, и для Армении необходима последовательная, продуманная государственная политика, выстроенная на учете интересов государств, укреплении отношений между народами. Сфера экономики двух стран представляет широкое поле для проявления таких отношений. Разумеется, надо признать, что экономический потенциал России сильнее потенциала Армении, но это вовсе не означает, что Россия должна учитывать только свою выгоду. Для Российской Федерации важно создание таких отношений, при которых народы обоих государств должны проживать комфортно.
— Какие резервы взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами и народами не используются в полной мере? Разрабатывает ли Ваше ведомство конкретные проекты сотрудничества с национальными диаспорами РФ, а также с аналогичными министерствами стран СНГ?
— Эти функции выполняют Правительства стран СНГ. Однако это не означает, что нами не ведется работа с армянской диаспорой в Российской Федерации. Основной упор при этом делается на работу с общественными армянскими объединениями и религиозными организациями. Одной из известных таких организаций является Союз армян России, который возглавляет Ара Аршавирович Абрамян. Поддерживаются также контак-
ты и со школой в Москве с армянским этнокомпонентом образования. Многие мероприятия чисто идеологического направления проводятся через Московский дом национальностей при Правительстве Москвы, постоянные встречи с представителями и лидерами средств массовой информации. Известен в армянской диаспоре и постоянно действующий Консультативный Совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации, на заседаниях которого также приходится решать многие вопросы обустройства армянской диаспоры на территории Российской Федерации,в частности вопросы образования, национально-культурного развития. Многие из направлений в этом плане решаются и при тесном взаимодействии с Правительством Москвы.
Как руководителю Правительственной комиссии по миграционной государственной политике при Правительстве Российской Федерации приходится также заниматься решением многих вопросов, связанных с миграцией армянского населения, особенно в Южном федеральном округе Российской Федерации. Эти вопросы решаются при тесном взаимодействии с Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, а также с руководителями администраций субъектов Федерации на Северном Кавказе.
— Недавно в Казани при попустительстве и даже участии властей прошла конференция по проекту «Русский ислам». Авторы проекта — советник по межрелигиозным отношениям полпреда Кириенко — Градировский и глава Исламского комитета России — Джамаль призвали православных россиян принять ислам. Почему подобные явления имеют место в Российской Федерации?
— Россия — многонациональное и многоконфессиональное государство. Испокон веков здесь бок о бокжили, трудились, сражались за родину представители многих народов и конфессий. В царской армии мусульмане присягали на Коране, буддисты и даже анимисты и шаминисты — на символах своей веры. Все слышали о Дикой дивизии, которая, между прочим, неплохо проявила себя в Первую мировую войну. А в годы Великой Отечественной войны представители всех народов сражались на фронте и работали в тылу. Конечно, были и отщепенцы, и предатели. Но они были и среди русских. Подчеркивать различия, пропагандировать национальную и религиозную рознь в таком государстве, как наше, где, по итогам последней переписи населения, насчитывается около 160 национальностей, смерти подобно. Но и спокойно смотреть на то, как это пытаются делать другие, неправильно. Надо давать жесткий отпор таким попыткам.
В России проживают около 14,6 млн. мусульман, то есть примерно 10 процентов населения. Вообще-то, говорить о численности последователей той или иной религии можно лишь приблизительно, поскольку официально такой статистики у нас не ведется, и число верующих экспертами, как правило, оценивается по числу представителей той или иной национальности, что не всегда совпадает. Вся история России отличается тесным взаимодействием культур и конфессий. В мире идет разговор о взаимодействии цивилизаций, неизбежности конфликтов между ними. Американский ученый Самюэл Хантингтон вообще считает, что классовые конфликты сегодня заменяются культурными, в основе которых лежит религия. Исходя из этого, он строиттеорию о неизбежности межцивилизацион-ных очагов напряженности и религиозных конфликтов. Я убежден, что это — ошибочная теория. Реальным ответом на эту теорию может стать опыт России, где исторически не одну сотню лет проживают вместе представители разных конфессий и религий. В Манеже проходит интересная фотовыставка «Сердце Евразии», где на примере Башкирии показан диалог между людьми разных национальностей и разного вероисповедания, который реально идет каждый день. А возьмите подготовку к празднованию тысячелетия Казани. Его эмблема: в панораме казанского кремля рядом стоят два храма — мечеть и православная церковь. Есть такой термин: «российский ислам». Сейчас у нас идет дискуссия, существует ли вообще такой ислам. Жизнь подтверждает — да, существует. Мусульмане Поволжья своей ментальностью, образом жизни отличаются от жителей иных чисто мусульманских стран — Саудовской Аравии, Пакистана, Ирана. Даже в архитектуре, к примеру, традиционной татарской мечети видно взаимопроникновение двух храмов — христианской православной церкви и исламской мечети. Этническое, конфессиональное многообразие в России было всегда, сотни лет, но проблемой оно становится только тогда, когда институты власти и гражданское общество не понимают друг друга, допускают ошибки.

Но в реальной жизни даже обычные бытовые неурядицы могут в конечном итоге приобрести окраску религиозных конфликтов.
У нас нет религиозных конфликтов. Даже попытка чеченских сепаратистов придать религиозную окраску, характер религиозной войны противостоянию с федеральным центром провалилась.Ислам считает, что Бог един и все создатели мировых религий — его пророки. И Коран, и шариат основываются на принципах мира, взаимопонимания и взаимотерпимости. Еще раз повторяю, что межконфессионального конфликта у нас нет, но имеет место невежественный конфликт, но это совсем другое.
— Вы подарили Вашу книгу, спасибо, как часто Вы используете информацию из нашей газеты?
— К моему сожалению, мне не часто удается увидеть вашу газету, но когда я ее встречаю, мне интересно ее читать, так как информация, как правило, в ней печатается интересная и полезная.
— Есть ли у Вас друзья или близкие знакомые среди армян?
— Разумеется, есть, и немало. Как, впрочем, есть у меня много друзей других национальностей —украинцев, татар, евреев,русских, чеченцев, азербайджанцев... Должность такая — координировать деятельность органов исполнительной власти по реализации государственной национальной политики, а значит, защищать права 160 народов Российской Федерации.
Беседу вел Григорий Анисонян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении