Арзуманян — артист еврейского театраТак бывает нередко: юноша, мечтающий быть знаменитым в той или иной области, потерпев фиаско при поступлении в институт, поступает на самую простую работу в учреждение с желанным профилем деятельности. Кем угодно: статистом, сторожем, гардеробщиком.
Примерно так было и с Ер-вандом Ашотовичем Арзуманя-ном — ныне заслуженным
артистом Российской Федерации, с раннего детства любившим кино и мечтавшим стать
артистом, — почти полвека тому назад поступившим на работу на киностудию «Мосфильм»...
разнорабочим механического цеха. 1958 год.
Там мы и познакомились: он 17-летний ученик восьмого класса75 вечерней школы,
я — студент вечернего отделения филологического факультета МГУ, работая одновременно
разнорабочим сантехнического цеха.Там мы и подружились, сблизились, как армяне,
как дети двух московских армян, которые также дружили друг с другом, - наши
отцы.Не могу не упомянуть имя отца моего друга юности Ашо-та Арзуманяна, известного
в те годы журналиста и писателя, создавшего ряд прекрасных книг. В том числе
— «Адмирал Исаков», «Братья Орбели», «Тайна булата» (о министре черной металлургии
СССР — Иване Тевосяне).
Шли годы, по-разному сложились наши судьбы, но каждый из нас своей дорогой шел
к заветной цели. Скажу несколько слов об Эрике (так его я звал с «мосфильмовских»
лет, так я его зову в неформальной среде и поныне).После окончания театральной
студии имени Щукина Эрик поступает на работу в «Московский новый театр миниатюр»,
который располагался в прекрасном столичном саду «Эрмитаж».
30 лет отдал Ерванд Арзуманян этому театру, сыграв там более чем в 30 спектаклях.Не
забывал он и о кино, точнее — не забывали о нем и кинематографисты. Более чем
в 60 фильмах появлялось его лицо на экране. И в «Обыкновенном чуде» у Марка
Захарова, и в кинокартине «Завтра была война», и в многосерийном телевизионном
фильме «Семейные тайны»... Не говоря уже о недавно прошедшей на телеэкране прекрасной
картине «По имени Барон» в постановке Дмитрия Светозарова. А однажды — даже
в армянском кинофильме «Водка наша насущная» («Белый берег», режиссер — А. Манарян).
Случилось и такое, к сожалению, только раз.
...Москва, декабрь, 2003 год. Я, как и миллионы российских телезрителей, почти
ежедневно с нетерпением жду появления на экране очередной серии фильма «Баязет»
(по одноименному роману Пикуля в постановке режиссеров Николая Стамбулы и Андрея
Черных).И вдруг во время просмотра одиннадцатой серии, когда один из проходных
героев, армянин, появляется в ставке генерала Тер-Гукасова, я вскакиваю со стула
с радостным криком:
— Ой, Эрик! Ой, мой друг — Эрик Арзуманян! Надо же — в роли генерала Тер-Гукасова!
После окончания фильма я тут же звоню генералу, фу ты, — исполнителю роли генерала:
— Брат джан, я поздравляю тебя с прекрасной работой в прекрасном фильме! Скажи
мне, пожалуйста, а как появилась в сценарии армянская речь курьера? Ведь в романе,
кажется, нет этого?
— Спасибо, друг, — ответил мой собеседник, — ты прав — ни в романе, ни в сценарии
армянского текста нет. Это я придумал во время съемок, и режиссеры не возразили,
даже обрадовались. А армянский текст я написал и научил актера произнести с
акцентом. Кстати, актер этот не армянин, а итальянец...
— Эрик, друг, скажи, пожалуйста, где ты сейчас работаешь? Я знаю, что ты ушел
из Театра миниатюр...
— Да, ушел. Сейчас я работаю в Московском еврейском театре «Шалом», что в переводе
означает «привет».
— И давно там? — спрашиваю я.
— Пошел восьмой год! — был ответ.
Да-а, российский армянин в еврейском театре! Где только наших не встретишь?!
Роберт Баблоян
|