Две жизни Тутты ЛарсенОднажды кто-то из соотечественников с гордостью первооткрывателя заявил мне, что Тутта Ларсен, известная ведущая телеканала MTV, чистокровная армянка. Кто это был, не помню, но слух распространился, и позже я слышал эту версию уже от других. А что, похожа… Выяснилось, однако, что это не совсем так, а точнее, совсем не так. У Суворова мама армянка, кто спорит, у Дмитрия Харатьяна - папа, факт, у Шер – опять же папа, всем известно. А вот Татьяна Романенко (настоящее имя Тутты) была лишь замужем за армянином. Длилось это восемь лет, звали его Максим Галстян, кличка «Борода», гитарист группы «IFK». Так что теперь чего-то армянского увы, уже нет.
Родилась Таня в Донецке. Окончив среднюю школу (а также музыкальную по классу
гитары), приехала в Москву и поступила на факультет журналистики МГУ. Стажировалась
в рекламном отделе музыкального телеканала. В 1995-ом стала вокалисткой группы
«Jazzvebster». Вела ночную авторскую программу об альтернативной музыке на «Радио
Максимум», была также ведущей на телеканалах BIZZ-TV и Муз-ТВ. Потом у нее появился
скандинавский псевдоним, и последние пять лет работает на канале МТV. Коротко
стриженные волосы, тяжелые ботинки, непременные брюки и мальчишеская походка
– такой ее знают зрители ряда популярных программ, таких как «Дневной каприз»,
«Адреналин», «Разум и чувства», «Поцелуй навылет». Однако вне телеэкрана Тутта
преображается, превращаясь в Таню, женственную и загадочную, в черном вечернем
платье и с лучезарной улыбкой…
Подходя к подъезду телеканала МTV, увидел шумную толпу подростков: парни и девушки
лет шестнадцати - чуть больше, чуть меньше, – в этой возрастной категории я
не дока. Что за митинг? Позже выяснилось: не митинг, а кастинг, внутрь пускают
маленькими порциями. В дверях столкнулся с лохматым человеком, которого видеть
не видел, знать не знаю. Но толпа дружно застонала; кто-то подбежал к нему за
автографом, кто-то упал в обморок, кто-то защелкал фотоаппаратом. Не иначе,
звезда, подумал я, уж не армянин ли?.. Лохматый широко улыбнулся, распростер
руки, демонстрируя, как ему хочется обнять всех сразу, но жаль, нет такой возможности,
- затем трусцой бросился к машине. Девицы кинулись вслед, однако лохматый успел
захлопнуть дверцу и завести мотор…
— Так вы все-таки Тутта или Таня?
— Сейчас, в стенах МТV, я - Тутта. Таня существует в обычной человеческой жизни,
и у нее не берут интервью. Это по сути два разных человека. Таня живет, а Тутта
играет.
— Почему такое раздвоение?
— Вначале просто хотелось взять на себя забавную роль, оригинально обозначить
свое присутствие в шоу-бизнесе, раз уж в нем оказалась. Ведущая популярного
музыкального канала Татьяна Романенко, согласитесь, звучит не очень. И только
сейчас стала понимать, что, кроме прочего, это была еще и интуитивная попытка
выставить щит между собой и публикой, чтобы реальная жизнь не подвергалась вмешательству
со стороны. Меня очень напрягает, когда мне лезут в душу, в жизнь. К счастью,
я не героиня таблоидов… А может, и к несчастью, потому что болезненно реагирую,
когда обо мне пишут ерунду. Журналисты воспринимают меня не как коллегу, а как
деятеля шоу-бизнеса, которого надо вывести на чистую воду. Нередко говоришь
одно, а в прессе появляется другое.
— Вам не кажется, что вы духовно переросли то, чем занимаетесь?
— Говорить о духовном росте на телевидении бессмысленно: этим надо заниматься
дома. Просто не нужно смешивать понятия. Я часто слышу: «МТV – это же бездуховно,
это американская жвачка для детских мозгов. Вы детей не воспитываете, а отупляете…»
Духовное воспитание – задача семьи и школы. Задача музыкального развлекательного
канала – развлекать, и не более. Мы их не лечим, не учим, не воспитываем, мы
говорим с ними на одном языке. Другое дело, что в музыке, скажем, давно уже
не происходит ничего яркого, нет революций и взрывов, как это было в восьмидесятые.
Все ангажировано, приглажено, законодательно, и мне лично участвовать в этом
в какой-то момент стало неинтересно. Поэтому от музыки я отошла, начала пробовать
себя в других жанрах. В прошлом году вела ток-шоу «Разум и чувства», в этом
– «Поцелуй навылет». Это игра из серии «Свидание вслепую». Забавная, достаточно
глупая, но динамичная. А главное – здесь я общаюсь не с музыкантами, не с певцами,
а со зрителем. Это люди с улицы, но каждый из них - индивидуальность, личность,
и с ними куда интереснее, чем с нашими звездами.
— Устали от звезд?
— Устала от заданного формата, от людей, которым важнее казаться, а не быть.
К тому же опять смешиваются понятия: есть публичность, популярность, а есть
звездность. Звезду знает мир, а популярного человека только там, где он популярен.
Когда меня, например, называют «звездой», да еще и всерьез спрашивают, нет ли
у меня приступа звездной болезни, я не знаю, как на это реагировать. Какая я
звезда? Что я такого сделала, чем можно было бы гордиться? Изобрела лекарство
от рака или получила Нобелевскую премию мира? Моя профессия всего лишь предусматривает
регулярное и навязчивое присутствие на телеэкране. За это не ставят памятников,
не вывешивают мемориальных досок. Поэтому когда кто-то поет дебильную песенку,
которую все подхватывают, и считает, что теперь он уже звезда и пуп земли, мне
становится за него стыдно. Некоторые из наших так называемых звезд даже «Карлсона»
Астрид Линдгрен не читали, не говоря уже о «Преступлении и наказании». Двух
слов не могут связать, не могут донести до зрителя никакой идеи, никакой позитивной
эмоции. В них нет никакого смысла, это просто раскрашенные куклы, пустышки.
Но они «звезды», и смешнее всего то, что сами в это верят. В этом смысле «Поцелуй
навылет», шоу, которое я веду два раза в неделю, мне кажется намного более искренним,
естественным, личностным. Хотя, в общем, «дурка», легкий жанр…
Я посмотрел «Поцелуй». Выяснилось, эту телеигру придумали в Бразилии. Действительно,
просто и глупо, легко и забавно. Как «фантики» или «бутылочка». Второй раз смотреть
не стал бы. Однако зрители довольны. Вспомнил, как один известный телевизионный
деятель поведал мне как-то основное правило общения с публикой. Это простота
и ясность предельная. Иногда запредельная. Значит, так. В наличии пять парней-«принцев»,
одна девушка-«королева», а между ними фанерная стена и Тутта Ларсен в брючном
костюме, с сумкой наперевес, похожая на почтальона. В отличие от шумных и непоседливых
зрителей в студии (интересно, как они умудряются не устроить там пожар или наводнение),
очень спокойна, говорит на хорошем русском языке, не кокетничает, не заигрывает
с детишками, почти строга. Парни отвечают на каверзные вопросы девушки, та ставит
им оценки, и претенденты один за другим выбывают из игры. Как это часто бывает
в жизни, первыми отвергаются наиболее достойные. Но это лишь мое мнение. Не
видя ребят, девица через фанерную перегородку трогает, щупает их, потом они
по очереди целуют ей руку, и за всем этим также следует вердикт. В результате
«чистки» остается один, которого, наконец, показывают «королеве». И последнее
условие: если он ей понравился, она должна поцеловать его в губы, если же нет
– в щеку. Девушка, разочарованная в собственном выборе, поцеловала беднягу в
щеку, они полюбовно расстались, и я с облегчением выключил телевизор. Что происходит,
когда «королева» целует в губы, я так и не узнал…
— Вы расстались с мужем-гитаристом…
— Это было давно, три года назад.
— И как это, жить с армянином?
— Ну, армянин он был разве что по фамилии, по отцовской линии. А так – типичный
москвич. Я в нем ничего специфически армянского не замечала. Ни армянского,
ни русского. Москвич – это особая категория. Словом, прожили восемь лет, разбежались
и, думаю, больше не пересечемся.
— И я несколько раз разбегался, но потом пересекался со своими дамами, оставался
для них другом.
— Значит, умеете расставаться. Я считаю, что в совместной жизни ответственности
больше на женщине, а при расставании – на мужчине. Он должен сделать так, чтобы
у женщины не появилось ощущения, будто почва ушла из-под ног, будто жизнь закончилась,
будто во всем ее вина. Женщина тяжелее переносит расставания, она начинает комплексовать.
Даже технически женщине труднее найти нового партнера. Мужчина делает это быстрее
и активнее. В моем же случае мне пришлось взять всю ответственность на себя.
— И с тех пор…
— Вышла ли я снова замуж? Нет. Мой опыт меня кое-чему научил, и если я выйду
замуж снова, то на этот раз не за актера, не за певца, не за музыканта. Это
люди с определенным складом психики, предельно сконцентрированные на собственном
«эго». Они нуждаются в женщинах, которые служили бы им всю жизнь. Вообще, мужчин
слава портит. И даже не слава, а малейшая популярность. После этого с ними невозможно
общаться реально, невозможно построить ничего совместного. Даже собаку завести
невозможно. Эти люди строят только самих себя, живя в выдуманном мире собственной
звездности. Если женщина согласна помогать им в этом, отказавшись от своих амбиций,
устремлений, от себя самой, тогда получаются счастливые браки.
— Но вы не такая.
— Далеко не такая.
— Вы вообще требовательный человек?
— На самом деле я преданная жена, но меня надо уметь держать и периодически
ставить на место. Иначе я начинаю сжирать человка. Нет, мужчин я люблю, это
одна из самых прекрасных частей моего мира. Но смотря для чего. Для дружеского
общения нужны одни, для семейного – другие. К сожалению, совместить то и другое
мне пока не удавалось, хотя думаю, это возможно.
— Для дружбы, для семьи… А есть третья категория?
— Вы имеете в виду - для секса? Мужчины, которых я интересую, почему-то сразу
начинают со мной жить. Видимо, я не из тех женщин, которых можно ангажировать
на ночь. Это существенно осложняет мою жизнь, потому что никогда не бывает легких
отношений с мужчинами. Впрочем, и самой неинтересно просто так с кем-то встречаться,
тратить на это силы, время. Появляется желание что-то совместно строить. И потом,
я не верю в любовь с первого взгляда. Любовь – это труд, ударная стройка. Влюбленностей
может быть сколько угодно, а любовь одна – когда, наконец, находишь человека,
с которым можно состариться на одной подушке, как говорили наши бабушки и дедушки.
— У них не было выбора.
— Вы так думаете? А мне кажется, у них была мораль и был страх божий, который
мы сегодня растеряли, хоть и научились креститься. Вспомните, чем закончилась
история Наташи Ростовой: торжеством морали.
— Вы верующая?
— Верующая, но не религиозная. Хожу в церковь, но не соблюдаю посты и редко
помню о праздниках.
— А ночные клубы, презентации, тусовки?.. Для человека вашей профессии такие
походы, кажется, обязательны.
— Вовсе не обязательны. Я веселый человек, люблю компании, но пребывать в незнакомом
пространстве при большом количестве незнакомых людей – это дискомфортно. Моя
«тусовка» – это обычно вечеринка, где я знаю каждого если не по имени, то хотя
бы в лицо. А вообще, я домосед, более всего предпочитаю принимать гостей или
бывать в гостях, общаться в узком кругу, с друзьями. Если и хожу в клубы, то
для того, чтобы послушать хорошую музыку.
— Ходите или ездите? Я имею в виду, есть ли у вас автомобиль?
— Машины нет. Я в этом отношении уродец: по-хорошему надо бы ее иметь. Купить
– не проблема. Проблема - водить. Я так и не научилась. А когда езжу в такси
и вижу, как люди ведут себя на дорогах, то совсем не хочется участвовать в этом
добровольно.
— А добровольно уйти из «телевизора»? В менее суетную жизнь. Такие мысли не
посещали?
— Телевизионная работа сильно утомляет, иногда, действительно, хочется сбежать.
Но ненадолго. Сбежать невозможно по нескольким причинам. Во-первых, затягивает,
как и всякая творческая работа. Во-вторых, привыкаешь к популярности и отдаешь
себе отчет в том, что когда тебя не станет в кадре, о твоем существовании очень
скоро забудут - потеряешь все кредиты, которые наработала в обществе. К сожалению,
жизнь наша устроена так, что с обычным человеком мало кому интересно общаться.
И потом, куда уйти – в «писательскую» журналистику? Я не люблю писать, я люблю
говорить. Хотя писать и сложнее, и интереснее. С 14 лет сотрудничала в газетах,
даже запись в трудовой книжке сохранилась, но уж очень давно этим не занималась.
Взялась за книгу о своих безумных друзьях и не довела ее до конца. Нет, пишущая
моя часть явно не в тонусе. Конечно, его за какой-то срок можно восстановить.
Но то, что я умею и делаю лучше всего, связано с человеческим общением, хотя
на сегодняшний день не слишком востребовано.
— Вы имеете в виду ток-шоу?
— Я имею в виду больше «ток», чем шоу.
— Значит, живете одна…
— Не одна. Со мной сейчас живет подруга. Она журналистка, приехала из Швеции,
влюблена в Россию. А еще я завела собаку. Замечательное существо, хотя и обкакало
всю квартиру.
Беседу вел Руслан Сагабалян
|