О фильме Нерсеса Оганесяна «Армянский переулок, дом №2»Известный армянский кинорежисcер Нерсес Оганесян, постановщик всемирно любимого фильма «Невеста с Севера» и других популярных картин, таких как «Механика счастья», «Чужие игры», «Приехали на конкурс повара», «Полет начинается с земли» и т.д., уже более 10 лет проживает в Москве.
Сколь вовремя появилась на свет эта лента! Сейчас, когда национальные и вероисповедальные
проблемы обрели в мире небывалую остроту, когда возрождается попранная память
старинных родов аристократов, миллионеров, меценатов, когда бранное в течение
десятилетий слово «предпринимательство» вернуло себе позитивный смысл, на экране
перед зрителем предстают ЛАЗАРЕВЫ.Из фильма непреложно следует, что эта фамилия,
великая и для армян, и для русских, воплощала в себе все качества, которые с
таким трудом ищет постсоветское общество.Нерсес Оганесян, автор идеи и постановщик,
открывает поистине драгоценный пласт национальной культуры двух стран. Выполнена
большая и благородная работа по тщательному собирательству документов и реликвий,
по реконструкции памятников культуры в широком смысле слова. Спасибо!
Но дело не только в просветительском и гражданском звучании картины, адресующей
нас к памяти замечательного, уникального рода Лазаревых. Думаю, что заслуживает
особого внимания и художественное качество. Картина не вмещается в традиционную
рубрику «научно-популярной». Это скорее некая элегия, не чуждая поэзии, любви
и грусти.Конечно, большая заслуга в том принадлежит Армену Джигарханяну. Артист
в лучшей ипостаси своего облика - строгий, скромный, сдержанный, сосредоточенный.
Он словно бы гид по стране Лазаревых и одновременно сам смиренный паломник.
В лаконичный и высококультурный (что сегодня не так уж часто!) текст рассказа,
насыщенный академическими датами и комментариями к путешествию по Москве, Петербургу,
Еревану, этому обширному пространству памяти лазаревского рода, - органично
входят и малоизвестные, «частные» сюжеты. И забавные, как авантюра царицы, приписавшей
доставленный ей Лазаревым фантастический бриллиант подарку графа Орлова. И печальные,
как смерть шестилетнего Вани, последнего наследника Лазаревых по прямой.
И еще: в фильме торжествует красота. Это красота Лазаревых, их благородных лиц
на старинных портретах, архитектуры, связанной с ними. И это снова не музейные
«экспонаты», а своего рода сюита сохраненного. Опытный и тактичный кинематографист
Нерсес Оганесян, никак не выпячивая собственное «я», создает «сюиту целого»,
пользуясь излюбленным приемом панорамы, и вертикальной и горизонтальной, сочетая
визуальный ряд с музыкальной фонограммой, где армянские народные мелодии, русский
романс, Глинка, Хачатурян создают не «сопровождение», а образ, настроение картины.Поскольку
рецензент по должности обязан отметить и недостатки критикуемого предмета, назову
планы, выбивающиеся из чистой режиссерской партитуры. Это титульный кадр «Армянский
переулок, 2 », где видны подтеки на штукатурке (можно было убрать перед съемкой!).
Неудачен и слишком «прозаичен» план лесенки перед дверью в Музей Лазаревых.
Понятно, это мелочи, «блохи», но от них перейду к более заметным, но опять-таки
абсолютно частным просчетам.Почему армянскую церковь не называть с экрана Григорианской,
как это принято?
Нужно ли задавать вопрос «Что осталось от Лазаревых?» и предлагать персонально
отвечать на него высокоуважаемому Б.Пиотровскому, когда ответ дает весь фильм?Понимаю
режиссерский выбор отказа от субтитровых подписей, уводящих к телевидению, но
часто все-таки не хватает «who is he» и под портретами и особенно под фото.
Так «анонимными» остались Евг.Вахтангов (что удивительно!), М.Чехов, В.Брюсов,
ученые в Музее и др...
Вот и все придирки к интересному и нужному фильму, с которым хочется поздравить
автора, съемочную группу и Союз армян России.
Нея Зоркая, доктор искусствоведения.
|