Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Пути решения Армянского вопроса

Армянский вопрос - это справедливые требования армянского народа в сфере международных отношений на признание его законных прав национального существования в единой, свободной и независимой Армении.

Разрешение Армянского вопроса - жизненная необходимость, общенациональная цель и политическая задача всего мирового армянства. Смысл разрешения Армянского вопроса в восстановлении национального и территориального единства, государственного суверенитета армянского народа, обеспечении его безопасного возвращения и национально-консолидированного проживания на своей исторической территории - Армянском нагорье.
Перспективы разрешения Армянского вопроса, как общенациональной политической проблемы армянского народа, связаны, прежде всего, с его политическим настоящим и будущим. Поэтому Армянский вопрос не только комплекс проблем политической истории, который сохранился в памяти армянского народа и достался от политической элиты прошлых поколений, а реально существующая, осознанная и ждущая своего решения проблема всего мирового армянства, требующая научного исследования, всестороннего факторного анализа, поиска путей, изыскания средств и применения оптимального варианта своего разрешения. Следовательно, сущность Армянского вопроса следует увязать с современной политической задачей мирового армянства - достижением в международных отношениях его разрешения, чтобы положить конец национальной и территориальной разобщенности армянского народа, создать необходимые внешние и внутренние условия для национального существования и развития армянской цивилизации.
В современных международных отношениях мировое армянство стоит перед сложной дилеммой. Оно находится в таком положении, при котором выбор одного из двух противоположных путей разрешения Армянского вопроса исключает другой. Поэтому мировому ар-мянству на рубеже третьего тысячелетия выпала возможность выбрать одну из двух альтернатив:
1. Разрешение Армянского вопроса - освобождение Армянского нагорья и объединение с Арменией всех отторгнутых ис-торическихтерриторий,воссоздание на них государственного суверенитета с целью восстановления национальной консолидации армян на Родине, создание необходимых социально-экономических условий для благополучного и компактного проживания нации и перспективного развития армянской цивилизации - единственный путь обеспечения национальной безопасности и спасения армянского народа.
2. Ликвидация Армянского вопроса - основная цель агрессивной политики пантюркизма, направленной на уничтожение Армении и аннексию армянских территорий для объединения всех туркоязычных регионов мира - главная причина насильственной ассимиляции, депортации и геноцида армян, прямых следствий турецко-азербайджанского экспансионизма -турецкий путь разрешения Армянского вопроса.
Выбор первого (Армянского) пути разрешения своей общенациональной проблемы представляет собой весьма трудную политическую задачу, в то же время это единственная возможность выживания армянского народа без дальнейшей эмиграции и ассимиляции армян на чужбине (белого геноцида). Поэтому разрешение Армянского вопроса уже стало жизненной необходимостью, т.к. в начале XXI века армяне поневоле оказались в числе разделенных народов. Более 2/3 армян всего мира вынужденно проживают за пределами Армении. Политический и демографический анализ такого состояния мирового армянства показал, что основной причиной его стало применение турецкого пути разрешения Армянского вопроса. Очищение Армении от армян было и сейчас еще остается главной целью пантюркизма,турецко-азербайджанского экспансионизма. Оккупация Армянского нагорья, военно-транспортная блокада Армении привели к упадку государственного и частного сектора экономики, омертвлению зоны землетрясения на севере республики, перебоям в функционировании многих предприятий, сокращению рабочих мест, ухудшению социальных условий и резкому снижению жизненного уровня армянского населения, его вынужденной эмиграции в другие страны. Сегодняшнее расчленение армянской нации, ее разбросанность по всему миру способны вызвать опасные явления
в непрерывности армянской цивилизации, причинить вред ее перспективному развитию. Современная ситуация стала результатом агрессивной политики пантюркизма. Политическое, социально-экономическое и национальное угнетения армян на своей родине, отказ от проведения реформ по улучшению жизни западных армян, турецко-азербайджанская агрессия против восточных армян, аннексия ар-мянскихтерриторий, невыполнение Турцией ни одного мирного договора, сплошные правонарушения в международных отношениях, ассимиляция, насильственное переселение и резня армянского населения и непризнание совершенных преступлений имели катастрофические последствия для армянской нации. Мировое армянство, извлекая уроки из своей трагической истории, при выборе одного из двух возможных путей альтернативного решения Армянского вопроса на рубеже XXI века взялось за разрешение своей национальной проблемы в Арцахе. Научно-дипломатический анализ политической истории и перспектив разрешения Армянского вопроса показывает, что существуют три реальных пути его решения - международно-правовой, дипломатический и военный.
С достижением независимости Армения стала субъектом международного права, обрела возможность применения международно-правового механизма для разрешения Армянского вопроса, чтобы международное сообщество после рассмотрения и осуждения геноцида армян как преступления против человечества обязало Турцию возместить территориальный и имущественно-финансовый ущерб,нанесенный мировому армянству. Необходимо также добиться, наконец, полной политической оценки и международно-правового осуждения геноцида армян в Азербайджане со всеми вытекающими из факта геноцида последствиями. При этом нужно адекватно учитывать факт погромов и изгнания армян со своих исторических земель (На-хичеван, Гандзак и др.). Для достижения признания Турцией и мировым сообществом факта геноцида армян следует особое внимание обратить на то, что впервые юридическая квалификация геноцида, как акта преступления, совершенного в Турции против человечества и цивилизации, была дана в опубликованном 24 мая 1915 года одновременно в Париже, Лондоне и Петрограде официальном тексте «Декларации». Державы Антанты в своей совместной ноте объявили об ответственности турок за уничтожение армян. Далее квалификация геноцида как преступления, организованного против отдельной нации, была принята самой Турцией в документах судебного процесса над лидерами младотурок, «виновными в организации депортации и геноцида армян». Эти государственные документы в виде Протоколов были опубликованы в приложении к турецкой газете «Календарь событий» в 1919-1920 годах. Так что в современном международном праве факт геноцида армян, организованного и проводимого младотурками, уже официально признан правительством Турции. Следует также учесть, что юридическое закрепление ответственности за нарушение международного права осуществлено в Конвенции ООН «О предупреждении преступлений геноцида и наказании за него», подписанной в Париже в 1948 г. и утвержденной всеми странами, входящими в ООН, в том числе и самой Турцией. Следовательно, признание Турцией и международным сообществом факта геноцида армян и возмещение армянскому народу нанесенного территориального, материального и морального ущерба - цивилизованный путь международно-правового решения Армянского вопроса.
В территориальном споре мирового армянства прежде всего речь идет о юридической принадлежности территории Первой Армянской Республике, а не о фактическом владении ею Турцией путем агрессии. В пределах государственных границ эти территории и юридически и фактически до турецкой агрессии принадлежали Армении, государственный суверенитет которой как субъекта международного права был признан мировым сообществом, в том числе самой Турцией. Так, 10 августа 1920 года Турция, подписав Севрский мирный договор с победившими в 1-й мировой войне двенадцатью государствами, признает Армению свободным и независимым государством (ст. 88), через месяц совершает агрессию против суверенной Армении,аннексирует ее территорию, продолжает депортацию и геноцид армян. Поскольку выполнение международных договоров относится к основным принципам международного права, имеющим обязательный характер, то турецкое отклонение от Севрского мирного договора, агрессия против суверенной Армении, оккупация и аннексия армянских территорий являются незаконными актами в отношениях между субъектами международного права. После распада СССР все договоры относительно границ и территории Армении утрачивают свою легитимность. Свою силу сохраняет Севрский мирный договор, заключенный при существовании армяно-турецких дипломатических отношений. Опираясь на международное право, армянский народ с помощью цивилизованных стран и прогрессивного человечества должен добиться признания Севрского мирного договора Турцией, признавшей свое поражение в 1 мировой войне, подписавшей международный договор, а затем отказавшейся от него и совершившей агрессию в целях ликвидации независимой Армении и Армянского вопроса.
В современных международных отношениях уже заметны опасения Турции по поводу возможных негативных последствий после признания геноцида армян, т.к. Турция находится в списке стран-кандидатов на вступление в Евросоюз. Учитывая те факты, что геноцид армян в Турции уже признан Европарламентом и многими цивилизованными странами мира, по нашему мнению, армянской стороне не следует занимать выжидательную позицию. Надо определиться с размерами возмещения территориального и финансового ущерба, ускорить постановку Армянского вопроса.

К сожалению, при обсуждении проблемы признания геноцида в современных международных организациях часто умалчиваются факты депортации армян турецкими правительственными органами из населенных армянами регионов, целью которой было истребление. Турция также должна нести ответственность за де-портацию армян, т.е. принудительное выселение армян, из Армении. Поэтому разрешение Армянского вопроса без репатриации потомков насильственно переселенных армян, по нашему мнению, не имеет логического завершения даже после возмещения Турцией армянскому народу причиненного емуущерба. Постановка и разрешение Армянского вопроса в международных организациях требует не только признания факта геноцида армян, но и факта их депортации из армянских населенных пунктов и тем самым международное правовое обеспечение для потомков армян права возвращения в Западную Армению, Киликию, Каре, Ван, Нахичеван, Гандзак и другие исконно армянские территории. Если современная Турция официально не признает организованных ее бывшими правителями фактов депортации и геноцида армян, а также совершенную ею агрессию против Первой Армянской Республики и аннексию ар-мянскихтерриторий, то в соответствии с нормами и принципами международного права армянской стороне следует не позднее 24 апреля 2015 года обратиться в ООН, Совет Безопасности, Международный суд в Гааге и др. с целью организации специального трибунала по рассмотрению и осуждению фактов депортации и геноцида армян, возвращению Турцией и Азербайджаном аннек-сированной части территории Первой Армянской Республики. Необходимо через международное сообщество обязать Турцию, как организатора депортации и геноцида армян в Киликии, Западной и Восточной Армении в 1915-1923 годах, возместить их потомкам территориальный и моральный ущерб, соблюдать их право свободного, безопасного (с международными гарантиями) возвращения на свою историческую Родину.В современном международном праве особое место занимает Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Следует иметь в виду, что Международный суд является главным судебным органом ООН по решению международных споров и, в соответствии с п.2 ст.94 Устава ООН, в случае невыполнения его решения какой-либо стороной Совет Безопасности «может, если признает необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение».

Важнейшим путем мирного урегулирования национальной и территориальной разобщенности армянского народа, защиты его государственных и национальных интересов в сфере международных отношений, является дипломатическое решение Армянского вопроса. Но современная дипломатия как средство урегулирования и, в конечном счете, формирования международных отношений в настоящее время в армяно-турецких отношениях не действует. Между Арменией и Турцией прекращение дипломатической миссии произошло без разрыва послетурецкой агрессии против Армянской Республики в 1920 г., советизации и исчезновения суверенной Армении как субъекта международного права. В качестве условий нормализации отношений с современной Арменией Турция выдвигает отмену принятой ее парламентом резолюции «о необходимости пересмотра Карсско-го договора», отказ от обвинений Турции в геноциде армян 1915 г. и возвращение Азербайджану осво-божденных от его агрессии территорий Нагорного Карабаха. Однако армянский народ никогда не сможет отказаться от Армянского вопроса, от Армянского нагорья, от памяти своих предков, подвергшихся депортации и геноциду. Следовательно, установление дипломатических отношений с турецкими условиями не может быть компромиссным решением. Это позиция мирового армянства. Между тем, на форуме стран Черноморского экономического сотрудничества в Стамбуле в июне 2002 г. МИД Армении призвал к установлению дипломатических отношений с Турцией без выдвижения предварительных условий.

Конечно, дипломатическое решение Армянского вопроса -приоритет внешней политики суверенного государства Армении. Но это не значит, что Армения при нормализации отношений с Турцией не должна считаться с мнением всего мирового армянства. Ясно, что армянская дипломатия без мирного договора по Карабаху пока избегает постановки вопроса мирового армянства о восстановлении территориальной целостности признанной еще Севрским мирным договором свободной и независимой Армянской Республики. По нашему мнению, только возврат к претворению в жизнь Севрского договора, подписанного в свое время многими державами, а также Арменией и Турцией, признание фактов депортации и геноцида армян являются единственно логичными, основанными на разуме поступками Турции для признания ее цивилизованной страной и установления дипломатических отношений с Арменией. В ближайшем будущем станет известно, произошли ли изменения на Ту-
рецком пути разрешения Армянского вопроса или дипломатический ресурс в армяно-турецких отношениях уже исчерпан. Мы считаем, что армянская сторона, имея горький исторический опыт по пересмотру условий Севрского мирного договора в результате турецкой агрессии, что послужило одной из главных причин нерешенности западных границ Армении и вообще Армянского вопроса, в современных условиях не должна попасть в дипломатические ловушки Азербайджана. Политическое урегулирование карабахской проблемы должно начинаться с признания статуса Нагорно-Ка-рабахской Республики (НКР) вне состава Азербайджана. Все остальные уступки конфликтующих сторон должны вести к подписанию мирного договора с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ и признанию государственного суверенитета НКР или территориального воссоединения исторической области Арцаха с матерью Родиной - Арменией.

После освобождения НКР от азербайджанской агрессии и заключения перемирия (май 1994 г.) разрешение Армянского вопроса по Арцаху объективно стало важной функцией армянской дипломатии. Как Армении, так и НКР очень важно, чтобы дипломатическое решение «карабахской проблемы» не подменять снова силовым, со всеми вытекающими последствиями, связанными с вовлечением союзников в вооруженный конфликт. Суверенной Армении необходимо применять все остальные главные функции современной дипломатии - политическое урегулирование конфликта, расширение межгосударственных связей, поиск соглашений по конкретным вопросам, общее программное руководство решениями внешней политики, пропаганда во внешнем мире в пользу справедливого дипломатического решения Армянского вопроса по Арцаху.
Армения в международных отношениях может применять не только принцип самоопределения армянского народа Нагорного Карабаха, но и должна выступать с требованием восстановления территориальной целостности Первой Армянской Республики, включавшей в себя как Карсскую область и Араратскую губернию (вместе с Нахичеваном), так и Сюникскую губернию вместе с Нагорным Карабахом и Гандзакским уездом, включая части Шаумянского района (бывший Гюлистан).
Позиция мирового армянства в карабахском конфликте однозначна. Предел компромисса, который Армения не может переступить в вопросе мирного разрешения карабахской проблемы - это ее готовность обсуждать вопросы урегулирования в правовой плоскости с вовлечением НКР в процесс переговоров. При этом следует исходить из того, что НКР никогда не была в составе независимого Азербайджана. Она сформирована в результате процесса развала СССР, следовательно, здесь не может быть речи о нарушении территориальной целостности Азербайджана.К сожалению, армянской дипломатии еще не удалось убедить мировое сообщество, что освобожденные территории Арцаха - это исконно армянские территории, это плод победы над агрессором, развязавшим войну, совершившим аннексию и экспансию, преступную депортацию и геноцид армянского народа. По нашему мнению, никакой договоренности о возвращении освобожденных территорий и возврата беженцев к местам своего прежнего проживания не может быть без подписания мирного договора между НКР и Азербайджаном. Только после признания статуса НКР как суверенного государства или, с учетом итогов референдума ее народа, добровольного вхождения в состав независимой Армении, как это было в 1918-1920 гг., т.е. до насильственного незаконного решения Кавбюро в 1921 году о включении Нагорного Карабаха в состав советизированного Азербайджана.Армяне в Арцахе отстояли свои исконные территории. Это важное начало разрешения Армянского вопроса, крупное достижение армянского народа. Для мирового армянства Арцахский вопрос был и остается главным узлом развязки, ключом овладения и разрешения Армянского вопроса в целом. Без дипломатического (с учетом правовых аспектов) решения этой проблемы сторонам невозможно миновать ее военное решение.

Рафаел Зварджо, доктор экономических наук, дипломат

Окончание статьи читайте в следующем номере нашей газеты.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении