«Крематорию» — 20!Стать легендой рок-музыки трудно, и тем труднее поддерживать это почетное звание десятилетиями. Ну, а чтоб почти каждый новый аль бом одновременно и фаны, и критики считали лучшим в творчестве группы, по крайней мере, не менее свежим и драйвовым, чем предыдущие, бывает совсем редко. Таким вот уникальным примером в российском роке является группа "Крематорий".
Бессменный лидер группы- Армен Григорян родился в 1960 году, в Москве. Будучи
ярым поклонником ереванского "Арарата", в юности занимался футболом,
трижды выигрывал звание чемпиона Ленинградского района г. Москвы. Но скоро Григорян
увлекся роком и уже в 1973-м создал свой первый школьный ансамбль, исполнявший
в основном песни из репертуара зарубежных рок-звезд. "Жизнерадостное"
название "Крематорий" появилось в 1983-м,когда Григорян со своим однокурсником
Виктором Тро-егубовым записал акустический магнитоальбом "Винные мемуары".
Несмотря на плохое качество записи, несколько песен Григоряна сразузавоевали
популярность среди молодежной публики, а "Таня" стала подлинным гимном
советских "хиппи". У группы начался период "квартирников"
(так назывались подпольные домашние мини-концерты), где впервые прозвучала обвораживающая
скрипка Михаила Россовс-кого, ставшая "фирменным знаком" "Крематория".
Позже сами музыканты свой стиль метко назовут "вальс-роком с элементами
фолка, втом числе- армянского" (армянские мотивы в творчестве группы- тема
для отдельного разговора, отметим лишь, что группа дважды- в 1985-ом и 1996-ом
с незабываемыми концертами выступала в Ереване).
Последующие успехи "Крематория", как, впрочем, и многих других групп,
связаны с по-
степенной официализацией рок-музыки в СССР. В "электрическом" составе
группа сначала становится обладателем Гран-при "Фестиваля надежд-86",
а спустя два года- диплома журнала "Аврора" за альбом "Кома",
победивший на конкурсе лучших рок-альбомов 1988 г.
"Все это сделано с большим вкусом, разнообразием мелодических и ритмических
рисунков, превосходно аранжировано и записано.
...Профессионализм самой высокой пробы, а слушать просто в кайф",- писал
известный рок-критик А. Житинский о "Коме". Клип на песню "Мусорный
ветер", написанную, кстати, в родном городе матери Григоря-
на- Горисе, был показан по государственному телевидению. Достаточно сказать,
что по сей день на концертах многие хиты из этого альбома публика исполняет
вместе с музыкантами.
После выхода"Комы" кое-кто засомневался, удастся ли группе после такой
вершины создать что-нибудь подобное в смысле качества. И только время показало,
что "Крематорий" вовсе не повторил загаданную пессимистами судьбу
"Supertramp" и "Eagles". Об этом намекали следующие работы
"Крематория"- сборник "Живые и Мертвые" и не очень свойственный
группе по звучанию "Клубника со льдом", выпущенные фирмой "Мелодия",
и это во всю мощь подтвердили "Зомби" (1990) и "Двойной альбом"
(1993).
Еще с конца 1980-х группа приступила также к активной концертной деятельности.
В 1990-е "Крематорий" с новым скрипачом Вячеславом Бухаровым записывает
ряд интересных альбомов, снова и снова подтверждая свое право на звание одной
из ведущих российских рок-групп. Редкий случай - в популярной серии "Легенды
русского рока" "Крематорий", наряду с "Арией" и "Кино",
представлен двумя сборниками, поводом к чему послужило большое количество общелюбимых
песен. Музыка суперхита "Катманду" (2000) была использована в киноленте
"Брат-2", а альбом того же года "Три источника" получил
высокую оценку прессы. Потом- открытие собственной студии, большой тур по городам
США, совместный концерт с "Uriah Heep" в Минске, запись "Мифологии"
и ремейк старых вещей... И вот, не передохнув после гастролей в Германии, группа
праздничным концертом и выходом нового альбома "Рок-н-ролл" отмечает
свое двадцатилетие. И впрямь, задор и энергия, как у двадцатилетних...
Что еще там говорится о "порохе в пороховницах"?...
Ашот Григорян
|