Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Педагог и пианист

Привычны для нас, москвичей, афиши народного артиста Армении, профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Юрия Айрапетяна. География его афишных анонсов обширна: Венгрия, Польша, Чехия, Австрия, Германия, Англия, Франция, Канада, Португалия, США и др. страны. Его ждут как исполнителя и долгожданного наставника, ведущего мастер-классы.

Корейские музыканты, с которыми Юрий Суренович проводил консультации, искренне сожалели, что профессор Айрапе-тян не кореец и приезжает в командировки не так часто.Хроника егожизненного пути отражает постоянно действующий творческий путь блестящего пианиста, педагога и администратора. Своеобразный мост между двумя городами — Ереваном и Москвой «сцементировал» ту фундаментальную позицию Юрия Айрапетяна, которая сквозным развитием органично утвердилась и проходит через всю его жизнь.За плечами 30 лет педагогической деятельности (до 93-го года) в Ереванской консерватории им. Комитаса, из коих шестнадцать в должности декана фортепианного факультета, пожалуй, на самой тяжелой трудовой вахте, требующей постоянного анализа, готовности к принятию решений, взаимопонимания с людьми, определенной жесткости и конечно же добрых побуждений в общении со студентами.Продолжая традиции пианистической школы своих выдающихся учителей, профессоров Ереванской консерватории — Роберта Христофоровича Анд-риасяна(1913—1971)и Московской консерватории — Якова Вла-димировичафлиера(1912—1977), а также, великих представителей советской пианистической школы Л. В. Николаева(Ленинградская консерватория) и К. Н. Игумнова (Московская консерватория), Юрий Суренович Айрапетян ознаменовал еще один юбилей — 10-летие своей педагогической деятельности в Московской консерватории (с 1993 — по сей день).В биографии пианиста подведена черта, подытоживающая огромную работу прошедших десятилетий. Сегодня Юрий Суренович Айрапетян — юбиляр. Его жизнь, как всегда, насыщена неустанной творческой работой — сольными выступлениями, мастер-классами, концертными выступлениями студентов, классными вечерами.22 октября в Малом зале Московской консерватории был аншлаг. Мы еще раз убедились в искрометной энергии молодого юбиляра, в адрес которого с приветственными речами выступили: чрезвычайный и полномочный посол Республики Армения в РФ — Армен Багратович Смбатян, ректор Московской государственной консерватории — заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор Александр Сергеевич Соколов,заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор — Елена Борисовна Долинская, народный артист России, профессор — Сергей Леонидович Доренский. Выступающие вспоминали молодые годы Юрия Айрапетяна, его страстное желание побеждать на конкурсах, где его, начиная с 55-го года, неоднократно награждали на международных музыкальных форумах в Варшаве, им. Листа в Будапеште, им. королевы Елизаветы в Брюсселе. Междутем, примечателен и тот факт, что Юрий Айрапетян стал первым лауреатом Армении (среди пианистов), вдохновившим молодых музыкантов на дальнейшие соревнования в конкурсах.Музыкальным посланником от Юрия Башмета Юрию Айрапе-тяну (на юбилейном вечере в Малом зале) был прекрасный трубач ансамбля солистов Мурат Мухитдинов, который в виде сюрприза блестяще исполнил ряд известных отрывков из армянских мелодий, с обрамляющими «Happy birthday to you» («С днем рождения») и «Мы желаем счастья вам», предварительно накинув «с плеча» Юрия Башмета на плечи Юрия Айрапетяна доху, расшитую золочеными нитями.Программа вечера состояла из шедевров классической, русской и романтической музыки. Не пытаясь анализировать игру исполнителей, хочу лишь легким признанием отметить тонкую художественную преемственность некоторых исполнителей (обстоятельства не позволяют сказать обо всех, за что автор этих строк просит великодушно ее простить).

№1. Непререкаемой вдохновенностью завладела слушателями Алиса Абовян, исполняя известные шедевры С. В. Рахманинова «Вокализ» и «Полишинель».
№2. Впечатление (impression), каким оно представлялось духовному взору Дебюсси, прекрасно передала в «Острове радости» Азиза Мухитдинова.
№3. «Песня пастухов» — Альборада, в честь восходящего солнца с самодовлеющей колорис-тичностью прозвучала в исполнении Дины Чебанюк.
По меткому выражению Л. Н. Серова, соната Бетховена «До минор ор 111» была отнесена к числу «высших сонат», а вторую ее часть А. Г. Рубинштейн назвал вознесенем души в высшие сферы.

Сонату исполнила лауреат международных конкурсов Зара Амбарцумян (ассистент класса Ю. С. Айрапетяна), блестяще передав философскую обобщенность автора, с присущей строгостью разветвленных образных построений, одного из сложнейших опусов позднего Бетховена.Вдохновенный лиризм Ш-й части сонаты для виолончели и фортепиано соль минор С. В. Рахманинова безукоризненно прозвучал в исполнении Сергея Антонова и Александры Мавтиевской.Мы благодарим А. Мавтиевс-кую за легкость и ажурность исполнения «Баркаролы» и «Юморески».

Своим темпераментным исполнением Карина Погосбекова передала в «Шести картинах» А. А. Бабаджаняна аскетический дух и глубину тематического материала отдельных частей этого великолепного сочинения.Искрящаяся в «Арабесках» Шульц-Эвлера (натемы вальса И. Штрауса) лауреат международных конкурсов Екатерина Ледене-ва своим музыкальным и филигранным исполнением подарила слушателям забытый дух старой Вены. Автору этих строк хотелось бы чуть «расширить» концертный динамический размах сочинения.В завершение юбилейного вечера прозвучало капитальное сочинение Н. Брамса — «Вариации на тему Паганини» (I тетрадь). Его замечательно исполнила лауреат международных конкурсов — Елена Лелидис.Закончился блестящий вечер с его шестнадцатью исполнителями.Зал бурно аплодировал профессору и ученикам. Ясно одно, что класс профессора Юрия Суреновича Айрапетяна с беспредельно трогательной признательностью был настроен на единую эмоциональную волну — музыкального приношения своемуучителю.

На концерте важно не только то, что исполняется, не только, как исполняется, важна также экзальтация, которую исполнитель невольно передает всему залу. Ведь Музыка — это сложнейшие человеческие переживания, глубокие философские размышления, воплощенные в мелодиях и гармониях.Класс профессора Юрия Суреновича Айрапетяна с блеском справлялся с этим. Ведь исполнительский стиль — это прежде всего глубина и содержательность. Великий дирижер Тоска-нини говорил: «Имейте мужество играть, как написано». Этой позиции в классе Ю. С. Айрапетяна придерживаются со всей скрупулезностью, а мощная тенденция педагогического наставничества видна и ощутима. Сохранение же авторской мысли и ее строгая концептуальность — главные достоинства игры студентов класса Юрия Суреновича Айрапетяна. При этом «сказать свое» для музыканта означает прежде всего максимальное раскрытие авторского замысла, это и есть общий импульс «ай-рапетяновского почерка».
Каждый состоявшийся художник всегда привносит в искусство свою тему, свое ощущение реальности, свои средства выразительности. Учить откликаться на все прекрасное, прививать профессиональный вкус — особый дар учителя. Духовная атмосфера творчества, в создании которой личные качества и личный пример являются определяющими, как нельзя прекраснее отражены в четырех строках А. Блока:

Твой взгляд —
да будет тверд и ясен, Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен. Познай, где свет, —
поймешь, где тьма.
Особенно остро ощущаешь свою слитность с тем огромным и близким, что называется Родиной. Искусство — это всегда волнение, особенно, если ты выступаешь не у себя дома, а в чужой стране.Сколько раз Юрий Суренович спрашивал себя: «Что было самым ярким, самым сильным и
незабываемым в артистической жизни?»Попробую угадать его мысли. «Очевидно,встреча с неизвестным», — сказал бы он...
Отношение к искусству и к славе, которая всегда шла за ним — венчая труд музыканта и мастера.

Юрий Суренович! У вас непоколебимый дух. Вы истинный патриот двух стран(говорилось со сцены на юбилейном вечере) -Армении и России. Воплощая в искусстве дух великих армянских гор, свободно дышащих и гордо стоящих, вы проводите для себя параллель с известным высказыванием Аристотеля: «Музыка — необходимый душевный атрибут для человеческого существования».Исполнительская свобода вашей школы глубоко оправдана и обоснована.
Достойных вам преемников, Юрий Суренович, и творческого долголетия!

Нана Габриелян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении