Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Встреча с Гандзасаром

Каждый год мы с нетерпением ожидаем время очередных отпусков, которое проходит необычайно быстро. И оттого, как ты проведешь это время, зависит, насколько успеешь отдохнуть, с какими силами приступишь к новым делам, какой заряд энергии и бодрости духа получишь.

Каждый из нас по-своему проводит отпускной сезон. Кто-то старается выехать к теплым берегам, кто-то в экзотические страны или Европу, а кто-то ожидает встречи с родными местами, откуда берут начало его корни. Сказать, что меня не интере-суюттеплые моря и путешествия по разным странам и городам, было бы самообманом и, наверное, свидетельством ограниченного кругозора. Просто все соизмеряется с возможностями. Однако при всех случаях меня, как и многих других моих соотечественников и земляков, какая-то неизвестная сила зовет в нашу Армению, в мой родной край - Карабах. И при каждой возможности я стараюсь не упустить шанс очередной встречи с Родиной.В прошлом году о своем пребывании в Арцахе и полученных впечатлениях я рассказал на страницах вашей газеты. И теперь, несмотря на короткое пребывание и быстрое расставание с карабахской землей, мне все же пришла идея вновь поделиться с моим пытливым читателем.Поездка в Армению и Арцах хотя и оказалась, в силу ограниченности времени, непродолжительной, тем не менее, она позволила по-новому оценить ситуацию, получить дополнительные аргументы ранее выдвинутым предположениям и выводам.2003 год оказался насыщенным политическими событиями в жизни Армении, Нагорного Карабаха и диаспоры. В этом году исполнилось 15 лет со дня легализации очередного этапа Карабахского национально-освободительного движения, вАрмении состоялись очередные выборы президента и парламента, был проведен референдум о предоставлении гражданства Республики Армения диаспоре, прошли третьи Панармянские игры, а нынешней осенью ожидаются очередные важные акции общеармянского значения: 23-26 сентября в Ереване по инициативе правительства Армении прошел Всеармянский бизнес-форум, а 6-7 октября по инициативе Союза армян России состоялся Учредительный съезд «Всемирной Армянской Организации» (ВАО). Из перечисленного следует, что в нашей национальной жизни происходят интенсивные процессы - символические, обязательные, показательные и значимые.
На улицах и проспектах Еревана сегодня можно встретить автомобильные пробки и, сравнительно с прошлым десятилетием, интенсивное движение. Коммуникации столицы Армении частично ремонтируются, ломаются и строятся малые и средние объекты коммерческого характера (кафе, рестораны, магазины и т.д.). В так называемом районе «Бангладеш» возводится новый монументальный - по размерам и красоте орнамента -храм. В центральных частях города можно встретить отдельные суперсовременныездания, которые выглядят как оазис в окружении полуразрушенных и ветхих многочисленных построек советского времени. Молодежь кипит страстями, а Панармянские игры стали новой формой межармянского общения и консолидации молодого поколения разделенного народа. У гостей Еревана при желании есть возможность недурно провести свой день и вечер, были бы только деньги.

Я же воспользовался приглашением друга и посетил знаменитое кафе «Поплавок». Великолепный джаз в исполнении трио, удивительно прекрасные звуки вальса«Ереван-джан»в исполнении самого автора - маэстро Малхаса (Левона Малхасяна), талантливые лица компании новых знакомых позволили незаметно и необычайно интересно провести вечер.Можно признать, что в Армении происходят какие-то позитивные процессы, люди стремятся хоть как-то наладить новую жизнь. Но при этом нельзя не отметить геометрическое прогрессирование социального расслоения общества и резкое обнищание масс, всесилие чи-новничье-административного аппарата, который все больше сращивается с бизнесом и неуклонно коррумпируется. Современный бизнес вАрмении, видимо, делится на две категории: очень крупный и слишком мелкий, а между ними пропасть и коррупция авторитарной политической системы.К сожалению, ни до, ни после очередных выборов народ не встретил серьезных программ по наведению порядка в обществе. Правоохранительные органы переживают кризисные явления, до сих пор в республике так и не доведены до конца следствия по громким политическим убийствам. Кому же, если не армянам, наводить порядок в собственном доме?
Как правило, вслед за системным социально-экономическим и общегосударственным кризисом наступает коллапс, что в конечном итоге приводит в действие новые механизмы управления при формальном сохранении существующих границ. История свидетельствует, что такой механизм выражается в двух формах: иностранная финансово-экономическая либо военно-политическая интервенция.

Мне не хотелось бы думать, что формула «собственность в зачет долгов России» - это есть начало первой формы потери суверенитета Армении. Во-первых, современные российско-армянские отношения свидетельствуют о необходимости нестандартных шагов на пути к межгосударственной хозяйственной интеграции и последующей кооперации; во-вторых, Россия сегодня не готова принять Армению, как, впрочем, и Белоруссию; в-третьих, этому тандему есть много препятствующих внешних факторов. Однако без проведения кардинальныхсоциально-экономических преобразований и изменений в судьбе Армении могут наступить тяжелые времена. И, наконец, если даже Россия когда-нибудь решится на установление нового порядка в субъектах Южного Кавказа, она не сможет осуществить его лишь в отдельной анклавной Армении. Любой иной расчет окажется недолговечным. Хотя ничто не вечно подлупою.Может ли ожидать Армению альтернатива в лице США? Случайны ли появление в армянской политической жизни дискуссий на сей счет, публикации в печати и откровенные пассажи (типа «30 лет с правом переписки» и др.)? Думается, что события в Закавказье одинаковым образом беспокоят и интересуют как Россию, так и США. Америка не желает долго терпеть ситуацию, когда Армения финансируется Западом, а вооружается Россией. Вашингтон заинтересован в восстановлении армяно-турецких отношений и всякий раз инициирует (через посредство Госдепартамента и ЦРУ) и приветствует так называемые турецко-армянские переговоры по «примирению».Однако как бы ни старались в США, Армения не может в ущерб собственной безопасности и интересам пойти на мировую с Турцией, предать память жертв геноцида и отказаться от права на исторические территории, незаконно отторгнутые от армянского государства и народа. Армения не может отказаться от защиты безопасности Нагорного Карабаха и пополнить еще один штат США 150 тыс. армянским населением Карабаха. Вместе с тем и в США осознают, что карабахский вопрос держит нити Кавказа и Ирана. Неслучайно, что ни одно разведывательное ведомство США (ЦРУ, РУМО и др.) не рекомендует силовой вариант решения карабахского вопроса. Поэтому роль армянского государства весьма актуализируется с учетом его геополитических проблем и утверждения права на расширение современных границ.
Но способна ли недееспособная и слабая Армения эффективно защищать свои интересы либо представлять интерес в чьих-то внешних геополитических играх и комбинациях. Все это требует серьезного осмысления, выдвижения новой национально-политической элиты, способной взять ответственность за будущее государства и нации, выдвинуть амбициозные и реалистичные программы возрождения Армении и диаспоры.Уже сегодня необходимо приступить к разработке новой Концепции национальной безопасности с государственной, ди-аспоральной и общеармянской составляющими, с выдвижением стратегических и тактических задач долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера.Итакой поворот должен сопровождаться процессом совершенствования национальной консолидации во имя решения приоритетных задач, составляющих основу общих интересов мирового армян-ства (Армении, Нагорного Карабаха и диаспоры). Консолидация и объединение нации вокруг созидательных идей-это не слова, а конкретные дела и постоянная деятельность, разработка новых содержательных программ и институциональных основ организационно-структурного взаимодействия.
Новая национальная элита может и должна формироваться как в Армении и Арцахе, так и в диаспоре. Спюрк вправе быть сопричастным к общим делам, равно как и важна необходимость повышения роли и ответственности национального государства в судьбе армянских общин зарубежья.
Большая часть диаспоры находится в центре мировых событий, информации, бизнеса, образования, науки, мировой культуры и современных технологий. Она богата и самодостаточна, накопила позитивный опыт политической и экономической деятельности. Не использовать сей потенциал, не учитывать моральный долг наведения новых мостов в судьбе разделенного народа - означает политическую близорукость и потерю исторического шанса.

Не пополнять ряды диаспоры, как некая безысходность и якобы нечто фатальное в исторической судьбе армянского народа, которые в конечном итоге способствует сохранению армянского индивида и осколков исторической Армении, а устанавливать в системе отношений «историческая Родина - диаспора» новые механизмы, предоставлять Спюрку политико-правовые гарантии ответственного вхождения в жизнь армянского государства, формирование двухпалатного парламента в Армении с участием представителей от диаспоры - вот, на мой взгляд, формула ответа на сей вопрос.

Двухпалатный парламент Армении должен совместно обсуждать все вопросы, затрагивающие общеармянские интересы. При этом палата, представленная диаспорой, участвует во всех решениях, связанных со Спюрком, и не участвует в решениях, связанных с внутренним развитием армянского государства.Формальная оценка действий армянских властей последних лет позволяет отметить, что, с одной стороны, Армения выступает активным инициатором общеармянского диалога, проводит многочисленные мероприятия (форумы, игры, фонды, фестивали и т.д.), которые должны способствовать решению накопившихся проблем (и здесь нужно отдать должное ад-министрации президента Роберта Кочаряна), а с другой - Армения пока что не спешит выступить инициатором воплощения актуальных стратегических общеармянских программ и как-то оформить (институционально, политически, экономически, юридически) эти отношения.Действительно, президент Р. Кочарян сдержал свои обещания относительно инициации процесса принятия решения о так называемом двойном гражданстве. Но оказалось, общество в Армении сегодня «не созрело» и «не готово» к такому повороту событий. Да и Спюрк не организован на достаточно высоком уровне. Но кто объяснил этому обществу ожидаемые позитивные последствия такого поворота, были ли представители диаспоры и ее многочисленные организации в этом задействованы? Насколько логична подобная позиция избирателя в отношении соотечественников из Спюрка, когда большая часть электората Армении получает личную выгоду от конкретной помощи той же диаспоры из России, США, Франции, Ливана, Австралии, Аргентины и т.д. Ведь армянская диаспора для армян Армении не безликая. Большей частью это их же родственники, близкие и друзья; это известные традиционные национальные партии, на исторических примерах которых воспитывается дух патриотизма армян; это
многочисленные армянские религиозные общины - представители Первопрестольного Святого Эчми-адзина, вокруг которых объединяются армяне независимо от взглядов и стран проживания.

Получается — воевать, инвестировать, помогать диаспора должна, а полноценно участвовать в судьбе исторической Родины (единого Отечества) - проблематично. Как-то алогично звучит, да и неперспективно. Ведь власти и ставленники властей приходят и уходят, только армянский народ вечен.Относительно роли старейших традиционных национальных партий (АРФ Дашнакцутюн, Рам-кавар-Азатакан, Гнчак) в политической системе армянского государства можно отметить, что и они недостаточно активны и сильны, не обладают особым влиянием на власть и общество. Более того, от выборов к выборам они уступают позиции коррумпированным псевдополитическим силам и карликовым партиям, которые растут как грибы после дождя и которые известны в обществе разве что собственным названием и именами 2-3-х функционеров.

Эти сподручные «карлики» порождаются местными олигархами и, видимо, политическими технологиями противостояния власти и группы мелкой оппозиции, но они не представляют магистральных направлений армянской политической жизни. Действительно, демократия в Армении непредсказуема. Иначетрудно оценить результаты прошедших парламентских выборов, которые в народе больше известны по экзотическим кличкам и псевдонимам «избранников».Да и в самой диаспоре старейшие партии переживают кризисные явления, продолжают жить по старинке, не всегда располагают достаточными силами (организационными, политическими, кадровыми и др.) для модернизации и реформации партии, адаптации ее к новым условиям и реалиям национальной и международной жизни. Но именно они представляют основные (национальную, либерал- и социал-демократические) направления политической жизни армянского общества и государства.Пребывая в Карабахе, я имел возможность ближе познакомиться с мыслями простых людей и сопоставить с объективными последствиями местного управления на примере отдельного производства. Свою поездку в Арцах условно я назвал «полетом над Гандзасаром».Пройдя оз. Севан, я с трепетом ожидал встречи сландшафтом моего древнего и молодого края. И вот открылась панорама густых лесов и горных вершин, бурное течение Тер-Тера и стройное возвышение Дади-ванка. В ущельях -села Мардакертского района, залечивающие раны минувшей войны. С высоты полета Гандзасар величественен и прекрасен, горд и бесстрашен, как и непобедимые горы и непокоренный дух Карабаха и карабахцев.Сегодня, пожалуй, не только в Арцахе и вАрмении, но и далеко за их пределами знают о возрождении гандзасарскогохрамаХШ века и наличии высокотехнологичного, передового производственного комбината «АТА Банк Лес» в селе Банк. И то, и другое, то есть восстановление храма, строительство комбината и многие другие созидательные процессы в селе Банк, стало возможным благодаря бескорыстной деятельности и высокому патриотическому началу достойного сына армянского народа, известного российского бизнесмена и мецената Левона Айрапетяна, который, кстати, родом - гандзасарец.

Война и разруха требуют появления созидателя, строителя и благотворителя. Как мне известно и как об этом говорит народ в Армении и в Карабахе, Левой Ай-рапетян своими делами внес весомый вклад в победу Армии обороны НКР, организовывал на собственные средства необходимую работу по своевременному и объективному информированию мировой общественности о событиях в Нагорном Карабахе, вел активную информационно-пропагандистскую деятельность, строил новые и восстанавливал разрушенные коммуникации в Арцахе, стал благотворителем всего села Банк, инвестировал Фонд семьям погибших летчиков-азатамарти-ков, восстановил храм Гандзасар
и построил дорогу к нему, инвестировал реконструкцию церкви Казанчецоц в г. Шуше, осуществил и продолжает благотворительную помощь карабахцам.И, наконец, желание создать рабочие места и помочь Родине стало причиной строительства нового предприятия с самым современным оборудованием. Экскурсия по территории и цехам «АТА Банк Лес» позволит вам убедиться, что сегодня в Карабахе есть безотходное и многофункциональное производство с компьютерными установками, немецким оборудованием и высокотехнологичными станками, подготовленными кадрами (обученными на средства Л.Г. Айрапетяна в Италии и европейскими инструкторами в самом с. Банк). Потенциальные производственные объемы комбината весьма значительны, конечная продукция вполне конкурентоспособна на внешних рынках Запада и Востока. Более того, на территории комбината вы встретите идеальную чистоту и порядок, благоустройство и эстетическое оформление главного офиса и отеля «Алена», что в недалеком прошлом трудно было представить.

Патриотизм и бурная фантазия созидателя способствовали строительству естественного бассейна из вод Хачена-гета, где учатся плавать малыши - будущие защитники Карабаха; концертного зала под открытым небом и танцплощадки, где каждую неделю молодежь и детвора отплясывают танцы под звуки национальной и зарубежной эстрады. Здесь же строится уникальный гостиничный комплекс в форме корабля, с колоннами. И это рассчитано на будущее Арцаха, развитие туризма. У места Цовин-кар Ай-рапетян строит кафе у самой реки и обустраивает село. И таких проектов, видимо, у этого человека значительное множество. А если учесть его усилия по привлечению иностранных инвестиций армянской диаспоры стран Запада в экономику Арцаха, то можно просто удивиться столь огромной энергии и потенциалу, а вместе с тем, безусловно, гордиться столь именитым и талантливым соотечественником. Значит, не все потеряно, мы можем сообща возрождать
нашу историческую Родину при активном участии сознательной части диаспоры?!

Но, к сожалению, тот самый «АТА Банк Лес» вот уже год как попал в «немилость» к местной администрации. В одной из своих статей я касался этой темы, что вызвало, естественно, неоднозначную реакцию у наших читателей. Что ж, наличие всякой реакции - это уже свидетельство актуальности темы. Кто-то выражает благодарность и признается в единстве подхода, а кто-то разочарован.Получилось так, что местные налоговики (то ли отрабатывая чей-то заказ, то ли из-за собственной некомпетентности) требуют уплаты налогов, при этом часто корректируя непростую арифметическую задачу - цифры с добавлением и убавлением нулей. Комбинат же фактически простаивает из-за отсутствия леса. А нет сырья - нет и производства, нет производства - нет прибыли,нет прибыли - нет налогов. Пройдя по цехам комбината, вы встретите почти что пустые ангары заготовительных материалов. И это притом что в Мардакертском районе кругом лес. Но как свидетельствуют местные жители и работники комбината, г-н Айрапетян выступает только за санитарную рубку леса и ярый противник повального уничтожения естественного богатства Карабаха.Мне казалось, что в Нагорном Карабахе, с учетом его небольших размеров, становления молодого государства, существующих экономических и других проблем, - организация производственной деятельности должна учитывать объективные реальности, то есть природно-сырьевыеи коммуникационные возможности района, местные производственные мощности и качество конечного продукта, его конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках. Однако в действительности получается иначе: комбинат в с. Банк должен закупать и транспортировать сырье из отдаленных районов республики (например, из того же Лачина), когда рядом его достаточное множество; недалеко от «АТА Банк Лес» в селе Гета-ван функционирует нерентабельное аналогичное производство, что создает атмосферу нездоровой конкуренции. И таких реальностей немало.Что же касается сырья, если его нет в «АТА Банк Лес», то куда же уходит карабахский лес?.. Наличие такого предприятия вАрмении, да и в России, и в любой другой стране за короткое время способно оправдать капитальные вложения и превратиться в рентабельное производство с устойчивой прибылью. Жаль, если со временем законы экономики приведут к эвакуации «АТА Банк Леса». В конечном итоге, не может же бизнес осуществляться в ущерб бизнесу. Вот тогда и окажется, что власти пока что не научились или не хотят взаимодействовать с диаспорой.В результате простаивает производство, увеличивается армия безработных и количество потенциальных эмигрантов. Новая жизнь, казавшаяся столь возможной и близкой ценой неимоверных созидательных усилий дальновидного человека, оказывается отравленной неспособностью чиновников понять, что нельзя рубить сук, на котором ты сидишь. В конце концов, нельзя же постоянно вместо 60 рабочих содержать за свой счет 260 человек. Создавать рабочие места - это задача не только одного благотворителя, а, прежде всего, властей НКР.Возможно, такая ситуация объясняется трудностями переходного времени, отсутствием традиций независимой жизни и утраты государственного мышления. Однако одно ясно — в Карабахе никогда не было крепостных и крепостного мышления. Как бы то ни было, следует искать возможность исправления ситуации, ибо страдают от этого простые люди.В средние века неслучайно появлялись княжеские роды, сословия рыцарей. Так общество оценивало высокие качества и заслуги своих соплеменников на поле брани и в мирной жизни, которые, благодаря воспитанию и традициям, передаются из поколения в поколение.Нравственный и гражданский подвиг Левона Айрапетяна, видимо, также неслучаен. Человек, который возродил святыню и гордость Карабаха - храм Гандзасар, где неподалеку покоятся мощи самого Иоанна Крестителя, уже вошел в историю нашего народа. Он заслуживает многого и уж вряд ли станет скрывать налоги. Историю творят созидатели и омрачают разрушители. Онаже дает оценку и тем, и другим. Неофеодализм же, закамуфлированный под демократию, похож на фарс и долго не продержится.

Возможно, при других обстоятельствах я не стал бы обращать столь особого внимания изданный пример, поскольку далек от темы производственно-административных отношений. Но он оказался не рядовым, а поучительным. Сей прецедент имеет политическую окраску и перспективу, поскольку является объективным следствием и отражением существующего положения в общеармянских отношениях. Пройти мимо - значит изменить принципам.

Смысл этих строк вовсе не сводится к формальной защите интересов одного гандзасарца, тем более в этом нет нужды, а в том, что интересы и правалюбо-го человека (независимо от фамилии и статуса), как и всего народа, должны быть защищены и гарантированы нашим обществом и государством. Мы все должны быть терпеливы, сообща помогать друг другу в решении общих вопросов, где власть не должна устраняться от общества, а общество должно быть способно с достоинством и полезной критикой защищать интересы власти. Иначе пороки власти порождаются самим инертным обществом.

В том же Банке я не встретил ни одного сторонника решения отказать представителям диаспоры в праве получать гражданство Армении. Хотя Карабах сегодня де-юре - это не Армения. Но там живут такие же армяне, как и в Армении, как и везде. Может быть, более умудренные опытом войны и борьбы за правое дело. В Арцахе неждут помощи извне - ни от США, ни от России. Они надеются на свои силы и верят в потенциал армянского народа. Но они не знают, как жить дальше, оставаясь безработными...

Получается, что в очередной раз мы все в одиночку пытаемся решать наболевшие вопросы: Ара Абрамян с инициативой создания «Всемирной Армянской Организации», Левой Айрапетян с производственными вопросами в Карабахе, Рубен Вартанян с содержательными программами возрождения Армении, епископ Езрас с наболевшей проблемой строительства армянского храма в г. Москве... Что это -вновь не превзойденный никакими рекордами армянский индивидуализм? Но тогда кто же мы -армяне? Чего мы хотим, и что мы умеем? Разве все это нас не касается, разве мы с вами равнодушны и безучастны в наших общих проблемах, разве у нас нет многотысячелетней истории Армении и разве она не продолжается?..

Нередко возникает ощущение, а занимаемся ли мы действительно, даже в одиночку, поиском решений национальных проблем? Не выглядит ли это поиском отдельных представителей нашего народа дополнительных возможностей личного самоутверждения и собственного возвеличивания, спекулируя при этом на национальной теме? Субъективных причин тому немало: одни, занимаясь небезопасным делом, беспокоятся о безопасности и воспроизводстве собственного бизнеса; другие поверили в свою «философскую и мессианскую сущность», якобы дарованную свыше; третьи поверили в свои гиперинтеллектуальные способности и теоретические знания; четвертые полагают, что они просто «герои нашего времени» и «спасители нации», поскольку родились в наш век роковой и в нужное время оказались в нужном месте, дойдя до вершин пирамиды власти; пятые пытаются просто самовыразиться, «кто знает - глядишь кому-то понравится или кто-то поймет», и т.п. и т.д.
Если это так, то все это печально. Следовательно, мы занимаемся самообманом; мы можем критиковать, не предлагая взамен ничего серьезного, оправдывая это ссылками на занятость, болезнь, личный вклад и мн. др. (ведь критиковать всегда легче, нежели творить); мы теряем веру и деградируем как общность; мы не научились слышать и уважать друг друга; мы кичимся прошлым и не имеем стратегического видения будущего; мы теряем время и не осознаем, что в очередной раз упускаем шанс возрождения армянской цивилизации; мы вновь рождаем Варда-нов и Васаков, Асан-Джалаля-нов и Мелик-Шахназаров, Мхи-тар-спарапетов и Бархударов; мы не научились извлекать уроков из истории; мы все виноваты в наших бедах независимо от того, кто я, кто вы, кто они, независимо оттого, где проживаем и чем занимаемся, если все мы, конечно, армяне; мы все продолжаем думать, что способны выжить в одиночку, но способны ли наша Армения и наш народ выжить в одиночку, этого не знает никто.

Я расставался с Гандзасаром с тяжелыми чувствами, но вместе с тем с верой в наш род армянский. Иначе нельзя, ведь я посетил сам Гандзасар, возносил молитвы Господу - Спаси и Сохрани!
Уверен, что, создавая «Всемирную Армянскую Организацию», мы избираем верный путь поиска ответов на вопросы нашей национальной жизни. Никто, кроме нас, не поможет возрождению Свободной, Независимой и Объединенной Армении.
Полет над Гандзасаром оставляет надежду, что мировое армянство способно консолидироваться во имя торжества и блага армянского народа и государства. Да поможет нам Бог!

Александр Сваранц, специально для «Ноева Ковчега»

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении