40 лет на сценеГосударственный Академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева – поистине уникальное явление в мировой истории народного танцевального творчества.
Аргентинский танец пастухов «Гаучо»
Вот что писала в свое время после триумфальных гастролей во Франции парижская
газета «Франс Суар»: «Обычно в любой труппе есть кордебалет и небольшая группа
звезд. У Моисеева, и в этом его непревзойденное преимущество перед другими труппами
мира, девяносто звезд!» Радостно то, что среди такого созвездия и наш соотечественник,
народный артист России Рудий Ходжоян, который вот уже сорок лет своим неповторимым
танцем вносит достойную лепту в творчество коллектива.
«В сентябре этого года Рудию исполняется 60 лет, но он и сейчас танцует никак
не хуже, чем 20-30 лет назад. И еще как танцует!» – воодушевленно рассказывал
Арарат.
Наша беседа состоялась в Московской филармонии. Ходжоян вышел из репетиционного
зала в окружении молодых танцоров.
– Приходится не только танцевать, но и, по наставлению Игоря Александровича,
делиться опытом с молодежью, – начал свой разговор Рудий.
Невысокого роста, крепкого спортивного телосложения, он выглядел намного моложе
своего солидного возраста. На мой первый вопрос о сценическом долголетии Ходжоян
ответил:
– Самое главное – душой оставаться молодым. Осознание того, что ты нужен родному
коллективу и публике, вдохновляет и дает дополнительный импульс для каждодневного
труда на сцене и в жизни в целом.
...В начале прошлого века предки Ходжояна, спасаясь от зверств младотурков,
из Вана переселились в Ереван, а потом в Баку. Первые танцевальные шаги он сделал
под руководством старшего брата. Страстная любовь к народному танцу привела
маленького Рудика в танцевальный кружок местного дворца пионеров. Кажется, талантливый
юноша нашел свою дорогу. Но «интернациональный» город Баку имел свои традиционно-националистические
законы, и факт наличия армянского окончания «ян» в фамилии Рудия стал для него
судьбоносным… В поисках счастья 17-летний Ходжоян решил поехать в Москву и,
во что бы то ни стало, попасть в действительно интернациональный, по своему
составу и по сути, коллектив – в Академический ансамбль народного танца Игоря
Моисеева. Стать членом этого коллектива было его заветной мечтой. И свершилось!
К беседе присоединился один из ветеранов ансамбля, блестящий танцор, педагог,
народный артист СССР, ныне ассистент художественного руководителя ансамбля Лев
Викторович Голованов.
– Помню, в далеком 1961 году, когда состоялось мое первое знакомство с Ходжояном,
я сразу определил – «самородок!» И действительно, после первого же экзамена
приняли его в коллектив. Под руководством заботливого и чуткого педагога – хореографа
Игоря Моисеева за очень короткое время Рудий сделал большие успехи и вскоре
стал одним из ведущих танцоров ансамбля, а чуть позже – солистом.
«Талант не бывает одиноким, у Рудика талант разносторонний, – продолжает Голованов.
– Он не только прекрасно танцует, на сцене он высококлассный актер и блестящий
исполнитель на народных ударных инструментах. Рудий весьма уважаемый человек
среди своих коллег, чуткий товарищ, общительный и жизнерадостный. Не случайно,
что государство достойно оценило щедрый талант Ходжояна, он обладатель ордена
«Знак Почета». А недавно мы узнали радостную весть. По указу президента России
Вл. Путина в связи с 60-летним юбилеем Рудий Ходжоян награжден орденом «За заслуги
перед Отечеством».
– Рудий, сейчас очень часто звучат тревожные слова о том, что, мол, публика
теряет интерес к народному творчеству, а молодежь отдает предпочтение поп-музыке,
тяжелому року, различным горе-исполнителям и композиторам. Что можете сказать
по этому поводу?
– Да, действительно, народное музыкальное и танцевальное искусство, как и, наверное,
другие виды фольклора, нынче переживает трудные дни. В советское время государство
не щадило средств и усилий для демонстрации превосходства социалистической культуры
над другими. В наше время в силу нехватки средств распадаются многие талантливые
и известные коллективы, которые являлись профессиональными двигателями народного
творчества. К счастью, есть редкие исключения, одно из которых - наш ансамбль,
в котором я имею счастье танцевать уже на протяжении сорока лет. Благодаря усилиям
и мудрому руководству его основателя и бессменного маэстро Игоря Моисеева, я
надеюсь, несмотря ни на какие трудности, ансамбль всегда будет на должной высоте,
доставляя огромное эстетическое удовольствие своим почитателям.
Будь это аргентинский танец «Гаучо», «Цыганский», аджарский «Хоруни», еврейский
«Семейные радости», молдавский «Жок» и другие танцевальные номера, где солирует
Ходжоян, – везде чувствуется высший профессионализм и мастерство артистического
исполнения.
– Рудий, трудно достичь совершенства в разнообразии? Ведь каждый танец – это
как бы отдельный эпизод, картинка из жизни разных народов…
– Трудно, это не то слово. Тем более под руководством такого корифея, строгого
и требовательного педагога, как Игорь Александрович. По его словам, человек
через пластику и движение выражает свои чувства, эмоции, радость, печаль. В
отличие от классического балета народный танец сопутствует человеку там, где
возникает в нем потребность. И поэтому балетмейстеру для создания каждой новой
композиции надо основательно углубляться в вопросы этнографии и истории данного
народа, изучить их быт, особенности народного музыкально-танцевального фольклора.
Естественно, для этого нужны высококлассные исполнители, которые воплотят замыслы
хореографа-постановщика.
С маэстро Игорем Моисеевым
– Когда-то московские поклонники Вашего ансамбля шутили: «гастроли моисеевского
ансамбля в Москве». И действительно, Вы больше гастролировали, чем находились
в Москве. Рудий, расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях. Вы ведь вместе
с ансамблем побывали почти в пятидесяти странах мира.
– Высокая марка моисеевского ансамбля, его широкая популярность и доброе имя
обязывают нас, членов коллектива, относиться к каждому своему выступлению, будь
то в отдаленном сельском клубе, в Кремлевском дворце или в «Ковент Гарден»,
с предельной ответственностью. В этом и залог нашего постоянного успеха. Говоря
о гастрольных выступлениях, я не буду концентрировать Ваше внимание на восторженных
откликах прессы, телевидения и специалистов во время наших многочисленных турне.
Как армянин, я хотел бы поделиться с Вами о наших с Араратом встречах с армянами
во время наших гастролей. Удивительно, но факт - в какой бы стране, в каком
бы городе мы ни выступали, в зале присутствовало огромное количество армян из
местной диаспоры. Еще удивительнее, что они были осведомлены о том, что в таком
всемирно известном ансамбле танцует их соотечественник, Рудий Ходжоян. Помню,
в Аргентине в Буэнос-Айресе, во время моего сольного выступления в «Гаучо» (танец
аргентинского пастуха) вместо обычного возгласа я закричал со сцены «Виват,
Армения!» («Кецце Айастан!»). Зал буквально взорвался бурными аплодисментами.
Естественно, после концертов – встречи, слезы радости, цветы, приемы на самом
высоком уровне... В Нью-Йоркском «Мэдисон Сквэр Гарден» на нашем концерте присутствовал
сам Шарль Азнавур. После выступления он пригласил меня и еще некоторых членов
труппы в ресторан, где по его просьбе я еще раз на сцене исполнил «Гаучо». В
Австралии, в Сиднее, где гастролировал наш ансамбль, по приглашению местной
армянской общины мы участвовали в концерте, посвященном юбилею чемпионства СССР
футбольной команды «Арарат». Каждая встреча, концерт, банкет превращались в
праздник, девизом которого была Армения, наша маленькая, но великая Родина.
– Чувствуется, что Вы большой патриот. Что можете сказать о нынешнем состоянии
фольклорного танца в Армении?
– К большому моему сожалению, в последнее время из-за занятости в ансамбле мне
не удается побывать на Родине. Когда-то популярные армянские коллективы, известные
по всему Союзу, ныне приезжают на гастроли в Москву очень редко, поэтому сейчас
у меня нет четкого представления о состоянии дел в области армянского профессионального
танца. Знаю только одно – сейчас Государственным ансамблем танца Армении руководит
мой давний знакомый, прекрасный танцор Сурен Чанчурян. Я надеюсь и уверен, что
он с честью продолжает и доводит до новых вершин те добрые традиции армянского
национального танцевального искусства, основателями которого были такие мастера,
как Эдвард Манукян и Вануш Ханамирян.
– В конце, как обычно, традиционный вопрос: какие у Вас планы на будущее?
– Как видите, пока танцую и надеюсь, еще не скоро уйду со сцены. А после завершения
танцевальной карьеры, наверное, останусь в ансамбле в качестве ударника. Ведь
как говорил Голованов, я не хуже играю на народных ударных инструментах. И еще
одно: хочу осуществить мою давнюю мечту - создать в Москве армянский этнографический
ансамбль.
– Рудий, большое спасибо за приятную беседу. От имени почитателей Вашего искусства
и всего коллектива газеты «Ноев Ковчег» разрешите поздравить Вас с юбилеем,
пожелать Вам крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов, долголетия в
жизни и, конечно, на сцене.
– Спасибо за добрые пожелания. Я, в свою очередь, приглашаю Вас и всех ценителей
танцевального искусства 30 сентября в зал им. Чайковского на концерт Государственного
Академического ансамбля народного танца, посвященный моему юбилею. Буду с нетерпением
ждать Вас.
Беседу вел композитор Гайк Манвелян
|