Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

40 лет на сцене

Государственный Академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева – поистине уникальное явление в мировой истории народного танцевального творчества.

Аргентинский танец пастухов «Гаучо»

Вот что писала в свое время после триумфальных гастролей во Франции парижская газета «Франс Суар»: «Обычно в любой труппе есть кордебалет и небольшая группа звезд. У Моисеева, и в этом его непревзойденное преимущество перед другими труппами мира, девяносто звезд!» Радостно то, что среди такого созвездия и наш соотечественник, народный артист России Рудий Ходжоян, который вот уже сорок лет своим неповторимым танцем вносит достойную лепту в творчество коллектива.
«В сентябре этого года Рудию исполняется 60 лет, но он и сейчас танцует никак не хуже, чем 20-30 лет назад. И еще как танцует!» – воодушевленно рассказывал Арарат.
Наша беседа состоялась в Московской филармонии. Ходжоян вышел из репетиционного зала в окружении молодых танцоров.
– Приходится не только танцевать, но и, по наставлению Игоря Александровича, делиться опытом с молодежью, – начал свой разговор Рудий.
Невысокого роста, крепкого спортивного телосложения, он выглядел намного моложе своего солидного возраста. На мой первый вопрос о сценическом долголетии Ходжоян ответил:
– Самое главное – душой оставаться молодым. Осознание того, что ты нужен родному коллективу и публике, вдохновляет и дает дополнительный импульс для каждодневного труда на сцене и в жизни в целом.
...В начале прошлого века предки Ходжояна, спасаясь от зверств младотурков, из Вана переселились в Ереван, а потом в Баку. Первые танцевальные шаги он сделал под руководством старшего брата. Страстная любовь к народному танцу привела маленького Рудика в танцевальный кружок местного дворца пионеров. Кажется, талантливый юноша нашел свою дорогу. Но «интернациональный» город Баку имел свои традиционно-националистические законы, и факт наличия армянского окончания «ян» в фамилии Рудия стал для него судьбоносным… В поисках счастья 17-летний Ходжоян решил поехать в Москву и, во что бы то ни стало, попасть в действительно интернациональный, по своему составу и по сути, коллектив – в Академический ансамбль народного танца Игоря Моисеева. Стать членом этого коллектива было его заветной мечтой. И свершилось!
К беседе присоединился один из ветеранов ансамбля, блестящий танцор, педагог, народный артист СССР, ныне ассистент художественного руководителя ансамбля Лев Викторович Голованов.
– Помню, в далеком 1961 году, когда состоялось мое первое знакомство с Ходжояном, я сразу определил – «самородок!» И действительно, после первого же экзамена приняли его в коллектив. Под руководством заботливого и чуткого педагога – хореографа Игоря Моисеева за очень короткое время Рудий сделал большие успехи и вскоре стал одним из ведущих танцоров ансамбля, а чуть позже – солистом.
«Талант не бывает одиноким, у Рудика талант разносторонний, – продолжает Голованов. – Он не только прекрасно танцует, на сцене он высококлассный актер и блестящий исполнитель на народных ударных инструментах. Рудий весьма уважаемый человек среди своих коллег, чуткий товарищ, общительный и жизнерадостный. Не случайно, что государство достойно оценило щедрый талант Ходжояна, он обладатель ордена «Знак Почета». А недавно мы узнали радостную весть. По указу президента России Вл. Путина в связи с 60-летним юбилеем Рудий Ходжоян награжден орденом «За заслуги перед Отечеством».
– Рудий, сейчас очень часто звучат тревожные слова о том, что, мол, публика теряет интерес к народному творчеству, а молодежь отдает предпочтение поп-музыке, тяжелому року, различным горе-исполнителям и композиторам. Что можете сказать по этому поводу?
– Да, действительно, народное музыкальное и танцевальное искусство, как и, наверное, другие виды фольклора, нынче переживает трудные дни. В советское время государство не щадило средств и усилий для демонстрации превосходства социалистической культуры над другими. В наше время в силу нехватки средств распадаются многие талантливые и известные коллективы, которые являлись профессиональными двигателями народного творчества. К счастью, есть редкие исключения, одно из которых - наш ансамбль, в котором я имею счастье танцевать уже на протяжении сорока лет. Благодаря усилиям и мудрому руководству его основателя и бессменного маэстро Игоря Моисеева, я надеюсь, несмотря ни на какие трудности, ансамбль всегда будет на должной высоте, доставляя огромное эстетическое удовольствие своим почитателям.
Будь это аргентинский танец «Гаучо», «Цыганский», аджарский «Хоруни», еврейский «Семейные радости», молдавский «Жок» и другие танцевальные номера, где солирует Ходжоян, – везде чувствуется высший профессионализм и мастерство артистического исполнения.
– Рудий, трудно достичь совершенства в разнообразии? Ведь каждый танец – это как бы отдельный эпизод, картинка из жизни разных народов…
– Трудно, это не то слово. Тем более под руководством такого корифея, строгого и требовательного педагога, как Игорь Александрович. По его словам, человек через пластику и движение выражает свои чувства, эмоции, радость, печаль. В отличие от классического балета народный танец сопутствует человеку там, где возникает в нем потребность. И поэтому балетмейстеру для создания каждой новой композиции надо основательно углубляться в вопросы этнографии и истории данного народа, изучить их быт, особенности народного музыкально-танцевального фольклора. Естественно, для этого нужны высококлассные исполнители, которые воплотят замыслы хореографа-постановщика.

С маэстро Игорем Моисеевым

– Когда-то московские поклонники Вашего ансамбля шутили: «гастроли моисеевского ансамбля в Москве». И действительно, Вы больше гастролировали, чем находились в Москве. Рудий, расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях. Вы ведь вместе с ансамблем побывали почти в пятидесяти странах мира.
– Высокая марка моисеевского ансамбля, его широкая популярность и доброе имя обязывают нас, членов коллектива, относиться к каждому своему выступлению, будь то в отдаленном сельском клубе, в Кремлевском дворце или в «Ковент Гарден», с предельной ответственностью. В этом и залог нашего постоянного успеха. Говоря о гастрольных выступлениях, я не буду концентрировать Ваше внимание на восторженных откликах прессы, телевидения и специалистов во время наших многочисленных турне. Как армянин, я хотел бы поделиться с Вами о наших с Араратом встречах с армянами во время наших гастролей. Удивительно, но факт - в какой бы стране, в каком бы городе мы ни выступали, в зале присутствовало огромное количество армян из местной диаспоры. Еще удивительнее, что они были осведомлены о том, что в таком всемирно известном ансамбле танцует их соотечественник, Рудий Ходжоян. Помню, в Аргентине в Буэнос-Айресе, во время моего сольного выступления в «Гаучо» (танец аргентинского пастуха) вместо обычного возгласа я закричал со сцены «Виват, Армения!» («Кецце Айастан!»). Зал буквально взорвался бурными аплодисментами. Естественно, после концертов – встречи, слезы радости, цветы, приемы на самом высоком уровне... В Нью-Йоркском «Мэдисон Сквэр Гарден» на нашем концерте присутствовал сам Шарль Азнавур. После выступления он пригласил меня и еще некоторых членов труппы в ресторан, где по его просьбе я еще раз на сцене исполнил «Гаучо». В Австралии, в Сиднее, где гастролировал наш ансамбль, по приглашению местной армянской общины мы участвовали в концерте, посвященном юбилею чемпионства СССР футбольной команды «Арарат». Каждая встреча, концерт, банкет превращались в праздник, девизом которого была Армения, наша маленькая, но великая Родина.
– Чувствуется, что Вы большой патриот. Что можете сказать о нынешнем состоянии фольклорного танца в Армении?
– К большому моему сожалению, в последнее время из-за занятости в ансамбле мне не удается побывать на Родине. Когда-то популярные армянские коллективы, известные по всему Союзу, ныне приезжают на гастроли в Москву очень редко, поэтому сейчас у меня нет четкого представления о состоянии дел в области армянского профессионального танца. Знаю только одно – сейчас Государственным ансамблем танца Армении руководит мой давний знакомый, прекрасный танцор Сурен Чанчурян. Я надеюсь и уверен, что он с честью продолжает и доводит до новых вершин те добрые традиции армянского национального танцевального искусства, основателями которого были такие мастера, как Эдвард Манукян и Вануш Ханамирян.
– В конце, как обычно, традиционный вопрос: какие у Вас планы на будущее?
– Как видите, пока танцую и надеюсь, еще не скоро уйду со сцены. А после завершения танцевальной карьеры, наверное, останусь в ансамбле в качестве ударника. Ведь как говорил Голованов, я не хуже играю на народных ударных инструментах. И еще одно: хочу осуществить мою давнюю мечту - создать в Москве армянский этнографический ансамбль.
– Рудий, большое спасибо за приятную беседу. От имени почитателей Вашего искусства и всего коллектива газеты «Ноев Ковчег» разрешите поздравить Вас с юбилеем, пожелать Вам крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов, долголетия в жизни и, конечно, на сцене.
– Спасибо за добрые пожелания. Я, в свою очередь, приглашаю Вас и всех ценителей танцевального искусства 30 сентября в зал им. Чайковского на концерт Государственного Академического ансамбля народного танца, посвященный моему юбилею. Буду с нетерпением ждать Вас.
Беседу вел композитор Гайк Манвелян

Содержание номера




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении