«Маскарад» — балет Хачатуряна или Оганесяна? Композитор ярко образного художественного мышления Арам Хачатурян (1903-1978 гг.) особо любил театр. Возможно, потому, что первые 18 лет жизни прожил в Тбилиси – городе, воспитавшем много выдающихся деятелей театрального искусства. Любовь к театру привил и брат Сурен, режиссер, благодаря которому Арам, ещё студент московского Музыкального техникума, в 1926-28 гг. заведовал музыкальной частью Второй армянской драматической студии (при Доме культуры Армении) под руководством Р.Симонова.
Созданная в те годы молодым композитором музыка к драматическим спектаклям
А.Пароняна и Г.Сундукяна предопределила его дальнейшую судьбу: ему выпала честь
написать музыку для первого звукового армянского фильма «Пэпо» А.Бекназаряна
(1935 г.).
Так, с конца 20-х по 1962 г. (последняя работа для кино) Хачатурян связан с
драматическими театрами и киностудиями. Некоторые из его музыкально-оформительских
работ получили самостоятельную жизнь в концертной практике. Знаменитый вальс
из «Маскарада» к драме М.Лермонтова стал одной из расхожих визитных карточек
композитора.
Сказанное всем хорошо известно, равно как и то, что Хачатурян является автором
двух балетов – «Гаянэ» (1942), созданного на авторской переработке первоначального
балета «Счастье» (1939), и «Спартака» (1954). Кроме названных балетов, Арам
Ильич к музыкальному театру – как самостоятельному жанру – не обращался, хотя
продолжал писать музыку почти до конца жизни: за два года до кончины он в 1976
г. пишет, как и его друг Дмитрий Шостакович, свое последнее сочинение – Альтовую
сонату.
Безусловно, характер композиторского таланта и дар музыкального драматурга Хачатуряна
предполагали создание им еще не одного балета. К сожалению, после «Спартака»,
ставшего одной из вершин советской, да и не только советской, балетной музыки
XX века, Арам Хачатурян к этому жанру больше не обращался. Правда, его фантазию
обуревало желание написать балет «Маскарад», однако эту идею он так и не осуществил...
Известный факт, что хореографы Лидия Вильвовская и Михаил Долгополов начали
писать либретто по драме «Маскарад» М.Ю.Лермонтова, предполагая, что композитор
использует материал своей оркестровой Сюиты 1943 г. (музыку к спектаклю «Маскарад»
в Театре им. Е.Вахтангова, 1941 г.) и музыку к пьесе «Лермонтов» Б.Лавренева
(МХАТ, 1954).
Но судьбе было угодно, чтобы балет «Маскарад» создал Эдгар Оганесян, один из
любимых учеников А.Хачатуряна по аспирантуре Московской консерватории. Лично
мне, в 70-е годы пишущей диссертацию об армянской музыке, и в том числе о балете
«Антуни» Оганесяна, в аспирантуре Ленинградской консерватории, Арам Ильич (он
приезжал в Ленинград для подготовки балета «Гаянэ» в МАЛЕГОТе в хореографии
Бориса Эйфмана) говорил, что очень высоко оценивает «Антуни», как и музыку Оганесяна
в целом. Заметим, что при всей близости эстетических идеалов Хачатуряна и Оганесяна
в стилевом отношении эти композиторы абсолютно индивидуальны. И только мастерство
профессионала и безграничная любовь к музыке своего учителя сделали возможным
Оганесяну совершить это чудо: создать новое хореографическое произведение на
бессмертную музыку Хачатуряна.
Трехактный балет «Маскарад» на музыку А.Хачатуряна Эдгар Оганесян закончил в
1982 г. для апрельской премьеры в Одесском театре оперы и балета. Либреттистами,
кроме вышеназванных, были Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов, ставшие
постановщиками значительно сюжетно разработанного и красочного спектакля (художник
Илья Глазунов). Спектакль (в нем, помимо вокального номера «Романс Нины» Хачатуряна,
введена партия хора) вскоре был с некоторыми изменениями – в сценографии Э.
Стенберга и Н.Поваго – перенесен на сцену Ереванского театра оперы и балета
им.А.Спендиарова. Весь коллектив под музыкальным руководством Акопа Восканяна
продемонстрировал редкую творческую отдачу, удостоившись восторженного приема
у профессионалов и широкой общественности.
Автор семи балетов (во время работы над «Маскарадом» их было пока пять), Эдгар
Оганесян выполнил свою ответственную художественную задачу настолько блистательно,
что слушатели идентифицировали «Маскарад» исключительно с личностью Хачатуряна.
Да и сам Оганесян настоял на том, чтобы его имя не фигурировало в заглавной
афише балета. По поводу проделанной работы он говорил следующее: «Для балета
«Маскарад» я написал немало страниц партитуры, но фактически не сочинил ни одной
своей темы. Все, что сделано мною, - это свободные симфонические композиции
на темы Арама Хачатуряна». (Журнал «Музыкальная жизнь», 1982, № 19, с.4).
Одновременно со всей музыкой Хачатуряна на лермонтовскую тематику Оганесян использовал
материал из других его сочинений. В частности, это Вторая симфония, Соната-монолог
для виолончели соло, «Бассо остинато» из сюиты для двух фортепьяно. Для масштабного
оркестрового развития, разработки и полифонического объединения этого материала
в рамках музыкально-языковой стилистики Хачатуряна потребовалась огромная работа,
трудность которой усугублялась проблемой достижения композиционно-драматургической
логики. Поэтому Оганесяну пришлось сочинять свои переходы, связки и музыкальные
вставки, по-новому прорабатывать характеристики отдельных персонажей, находить
адекватные оркестровые решения, наконец, написать немало собственной музыки
– особенно для третьего акта с его замечательным номером «Траурный полонез»,
- и сделать это так, чтобы оставалось присутствие руки и духа Арама Хачатуряна.
Двадцать лет спустя мы испытываем прежнюю благодарность Эдгару Оганесяну (1930-1998)
за его подвиг – возродить на балетной сцене музыку Хачатуряна. Однако теперь,
в год 100-летия патриарха армянской музыки, когда наш национальный театр собирается
представить к юбилею балеты «Гаянэ» и «Спартак», истина требует, чтобы авторами
балета «Маскарад» значились два композитора: Хачатурян и Оганесян. Этот факт
никак не умаляет значение музыки Хачатуряна, подобно тому, как оригинальность
инструментальной версии Родиона Щедрина в «Кармен-сюите» не приуменьшает ценность
шедевра Ж.Бизе.
История оставляет нам много спорного, недосказанного, не всегда укладывающегося
в желаемые формы творчества. К примеру, Реквием В.А.Моцарта, который завершил
Ф.Зюсмайер, или опера «Моисей и Аарон» А.Шенберга, третий акт которой по эскизам
дописал ученик композитора Й.Руфер; аналогичную задачу выполнил Ф.Церха с неоконченной
оперой «Лулу» А.Берга. Есть и примеры реставрационных работ в композиторском
творчестве. Так, восстановление Э.Денисовым оратории «Воскрешение Св.Лазаря»
Ф.Шуберта или – в армянской музыке – компоновка и новая оркестровая редакция
оперы «Аршак Второй» Т.Чухаджяна, сделанная А.Шавердяном. Наконец, другое дело
– составление произведения на основе чужого музыкального текста. Эту процедуру
И.Стравинский остроумно назвал «рекомпозицией», написав балет с пением «Пульчинелла»
на основе неизвестных рукописей Дж.Б.Перголези. В армянской действительности
опытом рекомпозиции является балет «Хандут» (либретто А.Гулакяна и Л.Лавровского
по мотивам эпоса «Давид Сасунский») Георгия Будагяна, составленный им на основе
произведений А.Спендиарова. Балет был поставлен в Ереване в 1945 г.
Эдгар Оганесян выполнил поистине историческую миссию, реализовав идею трагического
балета-маскарада М.Ю.Лермонтова средствами гениальной музыки А.И.Хачатуряна.
Внутренняя оправданность этой миссии, где скрестились мысли Хачатуряна о балете
и их осуществление Оганесяном – мастером многочисленных сценических и симфонических
произведений, - заставляет нас быть справедливыми к соавторству двух больших
художников, подаривших миру балет «Маскарад».
Светлана Cаркисян,доктор искусствоведения, г.Ереван
|