Владлен Сироткин какзеркало пролеткультовской историиДоктор исторических наук, профессор Дипломатической академии МИД РФ Владлен Сироткин разразился статьей «Горькие плоды непросвещения» в «Литературке» (номер 29 за 16-22 июля сего года) под рубрикой «политграмота». Как поймет читатель из сказанного ниже, политграмоты и политкорректное™ в действительности очень недостает самому автору материала в «ЛГ».
В общем-то заметка о том, как сегодня легко печатать всякую псевдоисторическую
чушь и муру (Фоменко и проч.); и в целом с ее главной идеей нужно согласиться.
Однако г-н Сироткин, ненавязчиво представляясь этаким знатоком-энциклопедистом,
делает весьма неполиткорректный шаг, а также походя показывает свою, как бы
это сказать, не совсем компетентность в некоторых исторических вопросах.Приведем
цитату из статьи г-на Сироткина: «А в трактате С.М.Айвазяна «История России:
армянский след» граф (Лев Толстой - прим. автора) вычитал бы, что «колыбелью
русских» будто бы является гора Арарат, а «Киев основали армянские князья Куар,
Шек и Хоре-ан». Что... сами турки - «психически ненормальный народ» и их следует
немедленно переселить в Среднюю Азию, передав освободившуюся территорию «Великой
Армении». А еще автор «Войны и мира» узнал бы, что бывший член Политбюро ЦК
КПСС Гейдар Алиев издал собственный президентский указ «О геноциде азербайджанцев»,
в котором заклеймил все войны России на Кавказе и в Закавказье вХУ1И-Х1Хвв.,
азаодно всех русских и собственных писателей, которые о них писали «не так».Далее
речь идет об исторических «фокусах» Шеварднадзе,школьных учебниках и прочее.
Словом, всем национальным окраинам по сережкам. Разве что где Айвазян, а где
Алиев с Шеварднадзе, где чудак-одиночка, а где раскрученные механизмы государственной
пропаганды!
Г-н Сурен Айвазян действительно личность весьма скандальная и известная далеко
за пределами Армении; это своего рода армянский Фоменко. И в придачу армянский
Щербаков, который, помнится, утверждал, что этруски суть древние русские, и
даже пытался прочитать этрусские надписи по-русски: так, он «переводил» некую
фразу «Мене випене малю винеци авила» как «Меня нарисовал художник (малю-ванец)
Авила» (автор этих строк столь же успешно «перевел» искомую древнюю надпись
как «Мы с Авилой выпили немного (малю) вина»!). Можно вспомнить еще и неугомонного
Мурада Аджиева, бескомпромиссного защитника величиятюрко-ногайской цивилизации:
г-н Аджиев, в частности, утверждал, что в Киевской Руси молились Аллаху на тюркском
наречии. И т.д. и т.п. Однако вполне заслуженно критикуя Айвазяна, г-н Сироткин
ничтоже сумняшись мешает воедино и бросает в мусор вместе с построениями г-на
Айвазяна и те вполне известные исторической науке и вообще истории, - в том
числе и совсем недавней, - мифы, теории и даже политические истины.Ерничество
г-на Сироткина по поводу «передачи освободившихся территорий Великой Армении»
как бы настраивает читателя на тот лад, что, дескать, не было никакого геноцида
армян 1915-1923 гг. и последующей аннексии кема-листской Турцией армянских земель
Западной (Турецкой) Армении, переданных победителями в Первой Мировой войне
армянскому народу и Армении (а отнюдь не «Великой Армении») по Севрскому Договору
1920 г. Переданных как компенсация за неимоверные страдания армян в годы Великой
войны, вследствие невозможности оставления этих обескровленных земель в составе
преступного геноцидного турецкого государства.Из ерничества В.Сироткина также
логически вытекает, что и требования материальной, в том числе и земельной компенсации,
выдвигаемые по всему миру организациями «Аи дата» от имени переживших геноцид
армян и их потомков-тажеайвазянщина, бред, по сути своей аналогичный историческим
фальсификациям Гейдара Алиева и лидеров прежних (надо полагать и будущих) азербайджанских
режимов. Так сказать, «два в одном», - и махом в корзину, не отделяя зерен от
плевел.
Далее. Любопытно, знаком ли г-н Сироткин с известной еще с концаXIX века и
господствующей в современной мировой науке точкой зрения на происхождение индоевропейцев
(а значит, и предков современных русских) из Малой Азии, а конкретнее - Армянского
нагорья и Северной Месопотамии? Говорятли что-либо профессору Дипакадемии МИД
РФ В.Си-роткину фамилии В. Иванова и Т.Гамкрелидзе, чьи работы (отнюдь не единственные
на этот счет, но наиболее известные в бывшем СССР) были опубликованы еще в 1980-х?Мало
ли какой бред пишет С.Айвазян об Арарате как «колыбели русских», но ведь г-н
Сироткин фактически записывает в бред не только измышления «армянского Фоменко»,
но и господствующую в науке теорию происхождения индоевропейцев.Наконец, г-н
Сироткин просто-напросто проявляет профессиональную некомпетентность как историк,
когда пишет о «новомодных националистических измышлениях о том, что Киевскую
Русь основали три армянских князя». Г-н Сироткин опять смешивает мухАйвазянас
котлетами истории. Ибо в армянских и славянских преданиях есть немало общего,
в частности, и легенда о братьях Куаре, Мелтее и Хореане, основавших город Куару,
которая соответствует легенде о Кие, Щеке и Хориве, основавших Киев. Ясное дело,
что этот исторический миф, - равно как, например, миф о Ясоне и аргонавтах,
- ну никак не может быть «новомодным националистическим измышлением», и здесь
г-н Сироткин сам уподобляется г-дам Алиеву и Шеварднадзе, творя ложные построения.Полагаем,
что г-ну Сиротки-ну, хоть он и знаток истории Франции, знакомы имена таких величин
в исторической науке вообще и в востоковедении, в частности, как В.Бартольд
или Н.Марр. И в таком случае, мы отправляем нашего профессора к работе последнего
из названных ученых, написанной 70 лет назад на тему древнеармянского «новомодного
националистического измышления»: Марр Н.Я. Книжные легенды об основании Куара
в Армении и Киева на Руси. Избранные работы, том 5, Гос. Соц.-эконом. Из-дат.
-М.-Л., 1935.Кстати говоря, миф о Рюриках все же оказался реальностью. А об
армяно-российских связях и контактах времен Киевской Руси написано столько,
что об этом не знает разве что ленивый: и об армянской колонии в Киеве задолго
до крещения Руси, и об участии русских войск в боях против сельджуков в Армении,и
о найденных при раскопках городища Старая Рязань предметах обихода с армянскими
надписями на них, датируемых концом XII-началом XIII вв. и проч.Можно было бы
продолжить, но, вероятно, читателю и так ясно, о чем идет речь.
Если бы г-н Сироткин, рассуждая о школьных учебниках в советское время, высказался
бы на тему бредовости идеи «освобождения палестинских территорий от израильской
оккупации и их передачи Великой Палестине», его бы заклеймили как «лакея сионизма
и империализма». Если бы г-н Сироткин сегодня сказал нечто подобное об Израиле,
рассуждая на библейские темы, его дружно заклеймили бы как «антисемита». Поэтому-то
профессор Сироткин решил лягнуть армян. Благо что, во-первых, неспециалисту
трудно понять, кого на самом деле лягает г-н Сироткин - г-на Айвазяна с его
фантазиями на реальные исторические темы или армянскую историографию и политическую
реальность. А, во-вторых, благодушные армяне особенно не огрызаются на подобное
амикошонство «старшего брата-союзника».Бескомпромиссная борьба г-на Сироткина
с «помутнением умов» пробуждает в памяти весьма смешной эпизод: советские историки
никак не могли объяснить происхождение отрядов армян, которые приняли участие
в Куликовской битве на стороне Крымского темника, а позже мятежного беглербека
Золотой Орды Мамая. Историк В.Егоров наивно полагал, что летописное указание
об участии на стороне Мамая «Бесермен (мусульман) и Армен (армян)» «может относиться
к мусульманским отрядам, набранным в Азербайджане...Такой же отряд наемников
был приглашен из Армении». Ныне покойный Вадим Кожинов писал в связи с этим
в своей работе «История Руси и русского слова»: «Не буду касаться «азербайджанской»
темы (ибо и сам В.Л.Егоров явно неуверен, что «бесермен» вербовали именно в
Азербайджане), но поистине печальна неосведомленность историка в том, что в
самом Крыму, откуда Мамай начал свой поход на Куликово поле, имелось тогда многочисленное
армянское население, сложившееся главным образом в результате изгнания или бегства
армян в XI веке и позже с их исторической родины, завоеванной тюркской империей
Сельд-жукидов; Крым даже называли тогда «Приморской Арменией». Междутем квалифицированный
историкВ.Л.Егоров полагает, что Мамай мог привести наемных армянских воинов
на Куликово поле только с их далекой и отделенной Кавказским хребтом исконной
земли...»Полагаю, что если бы С.Айвазян «накрутил» какие-либо небылицы на реальные
исторические факты из многосотлетней истории армян в Крыму, г-н Сироткин не
преминул бы неполиткорректно назвать это «армянскими претензиями на Крым».Остается
лишь сожалеть, что историки с действительно энциклопедическими знаниями, которые
знали предмет обсуждения досконально и в полной мере отвечали за сказанное,
перевелись еще в Эсесесере...
Кадж Назарян, новомодный древнеармянский историк
|