Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Музыкант, открывший американцам «Аршака II»

Историки утверждают, что царь Аршак II, правивший Арменией в IVвеке, закончил свои дни заключенным в персидской крепости Замок Забвения. Опера «Аршак II», написанная в Италии в год премьеры «Аиды»Дж. Верди, остается почти неизвестной в музыкальном мире, за исключением ее популярности в Ереване. Так продолжалось бы и далее, если бы первая скрипка симфонического оркестра оперного театра Сан-Франциско Герард Свазлян не посвятил бы три последних года спасению «Аршака II» отзабве-ния, стремясь обеспечить древнему царю достойное место в музыкальном Пантеоне.

Кто же он, Герард Свазлян?
Он родился в Египте в армянской семье и был воспитан в Советской Армении, где получил музыкальное образование и увлекся оперой, работая в Ереванском оперном театре. В 1975 году Свазлян эмигрировал в США и уже тогда играл на скрипке в знаменитом оркестре Метрополитен Опера.После этого он переехал в Сан-Франциско, где в местной опере и началась его 23-летняя карьера. Музыкант быстро понял, что армянская опера неизвестна и неоценена международным сообществом музыкантов.

«Мое сердце постоянно мучила мысль о том, что армянские оперы не играются здесь», -признавался Герард и делился своими идеями с главным режиссером театра Лотфи Мансу-ри - выходцем из Ирана, который ранее работал с армянскими музыкантами и был знаком с этим музыкальным стилем. Режиссер был заинтригован идеями Свазляна.Перебирая некоторые армянские классические оперы, Мансури остановился на «Ар-шаке И», за ее колорит, напоминающий другие великие оперы 19 века, уникальность композиции, основанной на народной армянской музыке, и интересный исторический контекст. Между тем, учитывая масштаб декораций, костюмов и персонажей оперы, было понятно, что такая постановка потребует привлечения существенных средств.

Надо сказать, что руководители оперного театра Сан-Франциско согласились расширить свой репертуар, но с некоторой оговоркой: Аршак может присоединиться на оперной сцене к Фигаро и Отелло, если на него удастся собрать 1 млн. долларов пожертвований. Мало того, администраторы поставили условие -каждый цент должен быть собран из источников, которые традиционно не финансировали труппу театра.
Для воплощения своей давнишней мечты Свазлян предпринял путешествие, чтобы собрать фонды для «Аршака II». В основном он обращался за помощью к армянской общине Калифорнии ( об этом чуть ниже), и благодаря его усилиям, а также усилиям тех, кто разделял его мечту, было собрано достаточно средств, чтобы объявить о намерении поставить оперу как хит сезона 2001 года.Как заявил Лотфи Мансури, изъявивший намерение поставить оперу: « Я рад возможности представить эту уникальную работу в настоящее время малоизвестного армянского композитора американской аудитории».Открытие «Аршака II» было намечено на сентябрь 2001 г., как раз в тот момент, когда тема армянской культуры становилась актуальной в связи с празднованием в этом году 1700- летнего юбилея Армянского христианства. Музыкальный руководитель сан-франциской оперы г-н Кран-на упомянул, что в сентябре на премьере ожидается присутствие президента Армении и главы Армянской церкви.Писательница и активный член армянской общины Калифорнии Роксана Макасджян напомнила, что Армения была первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, в 301 г. Аршак И половину этого века был царем - в период, когда армяне вынуждены были воевать за свою веру со многими врагами, окружающими их.«Постановка «Аршака II» -знаковое событие для армянской общины США. Армения чувствовала, что ее игнорируют: она имеет богатую культуру, значительно обогатившую мир, однако эта культура не была представлена на мировой сцене», -заявила она.

Госпожа Макасджян также отметила, что, как признают критики, примерно 5-6 армянских опер являются произведениями мирового класса, однако мы не имеем возможности представить их миру, «мы надеемся, что постановка «Аршака II» будет способствовать постепенному улучшению положения».Несколько слов о самой опере. Эта эпическая опера была написана в 1868 году Тигра-ном Чухаджяном, считающимся не столь выразительным композитором в музыкальных кругах, хотя Оперный словарь Нью Гроув называет его основателем армянской оперы. Так как Армения в 19 веке была частью Оттоманской империи, музыкальные идеи Чу-хаджяна переплетались с чувствами патриотизма и национально-освободительной борьбы против турецкого ига.

История Аршака явилась очевидной темой для композитора, который учился в Милане в период, когда итальянская опера была на вершине славы. Правление Аршака наступило, когда Армения оказалась разорванной между двумя могущественными соседями - Византией и Персией. Царь боролся, в конечном итоге безуспешно, за сохранение независимости страны. Как сказал музыкальный руководитель оперы Сан-Франциско г-н Кранн, «своими бесподобными дворцовыми переворотами, попытками убийства и любовной враждой опера «Аршак II» предлагает все, что можно ожидать от настоящей драмы. Есть о чем петь».Особо отметим, что постановка оперы «Аршак II» стала первой профессиональной постановкой армянской оперы в США и , что немаловажно, на армянском языке.Стоит сказать еще об одном факторе, который повлиял на будущий успех оперы. Дело в том, что за последние пять лет число любителей оперы в США росло быстрее, чем число любителей другого вида искусства. О чем свидетельствуют данные опроса, опубликованные организацией Национальный вклад в искусство. С ростом числа поклонников оперы растет потребность в новых или редко исполняемых произведениях.

Свазлян вспоминает, что вначале он предложил главному режиссеру две армянские оперы: «Ануш» (А.Тиграняна) и «Аршак II» (Т.Чухаджяна), «но в сердце я надеялся , что он выберет «Аршака». Так оно и получилось. Именно эта опера по своему историческому содержанию и теме борьбы народа за независимость переплетается с нынешними политическими реалиями Армении. Герард был уверен, что этот «сверкающий музыкальный бриллиант» должен стать достоянием мира, войти в классику оперного искусства Запада. Это был реальный шанс поведать миллионам историю армянского народа, показать, где истина, а где «фальсификация и преступная ложь».Экскурс в историю. Память о геноциде.Из коллективного эмигрантского опыта вырисовывается резня и депортация более 1 миллиона армян оттоманскими турками в 1 мировую войну, то, что часто называют армянским геноцидом. Хотя турецкое правительство и ученые всячески оспаривают этот факт и даже пытаются отрицать его, для многих армян Америки это неоспоримый факт их национальной истории. « Армяне этой страны все: либо дети, либо внуки выживших в геноциде. Но это непризнанный геноцид, и для тех, кто выжил, есть сюрреалистический ужас, потому что все, что для них так важно, систематически отрицается», -считает Джеймс Рассел, профессор армянских исследований в Гарварде.

Сбор денег. У патриотов разные взгляды...
«Вначале я наивно подумал: что ж, я обращусь к какому-нибудь армянскому миллионеру и он поможет»,- рассказывает Свазлян, - но получил письма, в которых было написано: « Армяне голодают, а Вы хотите поставить армянскую оперу?».Первый, кто разочаровал его, был «Фонд Линей», основанный миллиардером Кирком Керкоряном. Председатель фонда Джим Алджян объяснил отказ в помощи тем, что фонд концентрирует свое внимание на гуманитарных проблемах исторической родины.Конечно, диаспора армян США озабочена проблемами Армении и всегда уделяет этому огромное внимание. Армяне Америки хорошо знают, что Армения претерпела сильные социально-экономические потрясения на пути к независимости. Она лишилась преимуществ советской экономики, пережила ужасы войны и землетрясения, находясь в условиях жестокой транспортной блокады со стороны Турции и Азербайджана, приняла сотни тысяч беженцев. В этих условиях многие спорили, что помощь Армении и армянам Нагорного Карабаха в их справедливой борьбе против экспансии Азербайджана, поддерживаемого Турцией, намного актуальнее, чем помощь опере. И потому многие армяне отправляли деньги на историческую родину. Кроме того, сбор средств для «Аршака» сталкивался с кампаниями сбора средств для армянских школ, церквей и центров США.

Тем не менее скрипач Свазлян сформировал комитет для сбора денег посредством маленьких вкладов. Люди рассказывали своим друзьям,и вскоре слух о проекте распространился по всему армянскому американскому сообществу. В США, где около миллиона армян, примерно половина из них живет в Калифорнии. К концу января 1999 г. из 557 вкладчиков в конечном подсчете только 104 дали 1000 долларов и больше, и комитет достиг своей цели. Однако поддержка фондов «не была слепым упражнением национальной гордости», - подметила Джули Кулханян - Строуч из Пьедмонта, которая со своим мужем Роджером Строучем положили первые 100 тыс. долларов в фонд оперы.Кстати, господин Строуч, который вкладывает деньги в компании по программному обеспечению компьютеров, - один из основателей кафедры Уильяма Сарояна по арменистике в престижном американском Университете Беркли.Не осталась в стороне и президент Армянского Всеобщего Благотворительного Союза, центр которого располагается в Нью-Йорке, госпожа Луиз Симон ( Ма-нукян), выделившая ЮОтыс. долларов для реализации данного проекта.Таким образом, к назначенному сроку были собраны чуть более миллиона долларов, необходимых для постановки оперы.Премьера. Опера помогает детям Армении.В субботний вечер 8 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие «Аршака II».Коктейль, ужин перед представлением и собрание после состоялись в здании мемориала ветеранов войны.«Мы надеемся не только показать миру армянскую культуру, но вдохновить молодых музыкантов следовать своим мечтам», - заявила сопредседатель комитета «Аршак» Деннис Ла Пойнти. Так оно и произошло. Ведь средства от празднества в честь премьеры «Аршака II» пошли в фонд реконструкции музыкальной школы в Ванадзоре, которая была разрушена во время землетрясения в Армении в1988 году.И есть надежда, что в этой школе вырастут в будущем такие музыканты, как Герард Свазлян.

«Я самый счастливый человек в мире, потому что вижу, как моя 25-летняя мечта сбылась. Наша культуратакая древняя и богатая, что я чувствую обязанность представить ее на международной сцене», - это слова настоящего музыканта, истинного патриота, достойного и умелого пропагандиста армянской культуры Герарда Свазляна.

Олег Арутюнян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении