Музыкант, открывший американцам «Аршака II»Историки утверждают, что царь Аршак II, правивший Арменией в IVвеке, закончил свои дни заключенным в персидской крепости Замок Забвения. Опера «Аршак II», написанная в Италии в год премьеры «Аиды»Дж. Верди, остается почти неизвестной в музыкальном мире, за исключением ее популярности в Ереване. Так продолжалось бы и далее, если бы первая скрипка симфонического оркестра оперного театра Сан-Франциско Герард Свазлян не посвятил бы три последних года спасению «Аршака II» отзабве-ния, стремясь обеспечить древнему царю достойное место в музыкальном Пантеоне.
Кто же он, Герард Свазлян?
Он родился в Египте в армянской семье и был воспитан в Советской Армении, где
получил музыкальное образование и увлекся оперой, работая в Ереванском оперном
театре. В 1975 году Свазлян эмигрировал в США и уже тогда играл на скрипке в
знаменитом оркестре Метрополитен Опера.После этого он переехал в Сан-Франциско,
где в местной опере и началась его 23-летняя карьера. Музыкант быстро понял,
что армянская опера неизвестна и неоценена международным сообществом музыкантов.
«Мое сердце постоянно мучила мысль о том, что армянские оперы не играются здесь»,
-признавался Герард и делился своими идеями с главным режиссером театра Лотфи
Мансу-ри - выходцем из Ирана, который ранее работал с армянскими музыкантами
и был знаком с этим музыкальным стилем. Режиссер был заинтригован идеями Свазляна.Перебирая
некоторые армянские классические оперы, Мансури остановился на «Ар-шаке И»,
за ее колорит, напоминающий другие великие оперы 19 века, уникальность композиции,
основанной на народной армянской музыке, и интересный исторический контекст.
Между тем, учитывая масштаб декораций, костюмов и персонажей оперы, было понятно,
что такая постановка потребует привлечения существенных средств.
Надо сказать, что руководители оперного театра Сан-Франциско согласились расширить
свой репертуар, но с некоторой оговоркой: Аршак может присоединиться на оперной
сцене к Фигаро и Отелло, если на него удастся собрать 1 млн. долларов пожертвований.
Мало того, администраторы поставили условие -каждый цент должен быть собран
из источников, которые традиционно не финансировали труппу театра.
Для воплощения своей давнишней мечты Свазлян предпринял путешествие, чтобы собрать
фонды для «Аршака II». В основном он обращался за помощью к армянской общине
Калифорнии ( об этом чуть ниже), и благодаря его усилиям, а также усилиям тех,
кто разделял его мечту, было собрано достаточно средств, чтобы объявить о намерении
поставить оперу как хит сезона 2001 года.Как заявил Лотфи Мансури, изъявивший
намерение поставить оперу: « Я рад возможности представить эту уникальную работу
в настоящее время малоизвестного армянского композитора американской аудитории».Открытие
«Аршака II» было намечено на сентябрь 2001 г., как раз в тот момент, когда тема
армянской культуры становилась актуальной в связи с празднованием в этом году
1700- летнего юбилея Армянского христианства. Музыкальный руководитель сан-франциской
оперы г-н Кран-на упомянул, что в сентябре на премьере ожидается присутствие
президента Армении и главы Армянской церкви.Писательница и активный член армянской
общины Калифорнии Роксана Макасджян напомнила, что Армения была первой страной,
принявшей христианство в качестве государственной религии, в 301 г. Аршак И
половину этого века был царем - в период, когда армяне вынуждены были воевать
за свою веру со многими врагами, окружающими их.«Постановка «Аршака II» -знаковое
событие для армянской общины США. Армения чувствовала, что ее игнорируют: она
имеет богатую культуру, значительно обогатившую мир, однако эта культура не
была представлена на мировой сцене», -заявила она.
Госпожа Макасджян также отметила, что, как признают критики, примерно 5-6 армянских
опер являются произведениями мирового класса, однако мы не имеем возможности
представить их миру, «мы надеемся, что постановка «Аршака II» будет способствовать
постепенному улучшению положения».Несколько слов о самой опере. Эта эпическая
опера была написана в 1868 году Тигра-ном Чухаджяном, считающимся не столь выразительным
композитором в музыкальных кругах, хотя Оперный словарь Нью Гроув называет его
основателем армянской оперы. Так как Армения в 19 веке была частью Оттоманской
империи, музыкальные идеи Чу-хаджяна переплетались с чувствами патриотизма и
национально-освободительной борьбы против турецкого ига.
История Аршака явилась очевидной темой для композитора, который учился в Милане
в период, когда итальянская опера была на вершине славы. Правление Аршака наступило,
когда Армения оказалась разорванной между двумя могущественными соседями - Византией
и Персией. Царь боролся, в конечном итоге безуспешно, за сохранение независимости
страны. Как сказал музыкальный руководитель оперы Сан-Франциско г-н Кранн, «своими
бесподобными дворцовыми переворотами, попытками убийства и любовной враждой
опера «Аршак II» предлагает все, что можно ожидать от настоящей драмы. Есть
о чем петь».Особо отметим, что постановка оперы «Аршак II» стала первой профессиональной
постановкой армянской оперы в США и , что немаловажно, на армянском языке.Стоит
сказать еще об одном факторе, который повлиял на будущий успех оперы. Дело в
том, что за последние пять лет число любителей оперы в США росло быстрее, чем
число любителей другого вида искусства. О чем свидетельствуют данные опроса,
опубликованные организацией Национальный вклад в искусство. С ростом числа поклонников
оперы растет потребность в новых или редко исполняемых произведениях.
Свазлян вспоминает, что вначале он предложил главному режиссеру две армянские
оперы: «Ануш» (А.Тиграняна) и «Аршак II» (Т.Чухаджяна), «но в сердце я надеялся
, что он выберет «Аршака». Так оно и получилось. Именно эта опера по своему
историческому содержанию и теме борьбы народа за независимость переплетается
с нынешними политическими реалиями Армении. Герард был уверен, что этот «сверкающий
музыкальный бриллиант» должен стать достоянием мира, войти в классику оперного
искусства Запада. Это был реальный шанс поведать миллионам историю армянского
народа, показать, где истина, а где «фальсификация и преступная ложь».Экскурс
в историю. Память о геноциде.Из коллективного эмигрантского опыта вырисовывается
резня и депортация более 1 миллиона армян оттоманскими турками в 1 мировую войну,
то, что часто называют армянским геноцидом. Хотя турецкое правительство и ученые
всячески оспаривают этот факт и даже пытаются отрицать его, для многих армян
Америки это неоспоримый факт их национальной истории. « Армяне этой страны все:
либо дети, либо внуки выживших в геноциде. Но это непризнанный геноцид, и для
тех, кто выжил, есть сюрреалистический ужас, потому что все, что для них так
важно, систематически отрицается», -считает Джеймс Рассел, профессор армянских
исследований в Гарварде.
Сбор денег. У патриотов разные взгляды...
«Вначале я наивно подумал: что ж, я обращусь к какому-нибудь армянскому миллионеру
и он поможет»,- рассказывает Свазлян, - но получил письма, в которых было написано:
« Армяне голодают, а Вы хотите поставить армянскую оперу?».Первый, кто разочаровал
его, был «Фонд Линей», основанный миллиардером Кирком Керкоряном. Председатель
фонда Джим Алджян объяснил отказ в помощи тем, что фонд концентрирует свое внимание
на гуманитарных проблемах исторической родины.Конечно, диаспора армян США озабочена
проблемами Армении и всегда уделяет этому огромное внимание. Армяне Америки
хорошо знают, что Армения претерпела сильные социально-экономические потрясения
на пути к независимости. Она лишилась преимуществ советской экономики, пережила
ужасы войны и землетрясения, находясь в условиях жестокой транспортной блокады
со стороны Турции и Азербайджана, приняла сотни тысяч беженцев. В этих условиях
многие спорили, что помощь Армении и армянам Нагорного Карабаха в их справедливой
борьбе против экспансии Азербайджана, поддерживаемого Турцией, намного актуальнее,
чем помощь опере. И потому многие армяне отправляли деньги на историческую родину.
Кроме того, сбор средств для «Аршака» сталкивался с кампаниями сбора средств
для армянских школ, церквей и центров США.
Тем не менее скрипач Свазлян сформировал комитет для сбора денег посредством
маленьких вкладов. Люди рассказывали своим друзьям,и вскоре слух о проекте распространился
по всему армянскому американскому сообществу. В США, где около миллиона армян,
примерно половина из них живет в Калифорнии. К концу января 1999 г. из 557 вкладчиков
в конечном подсчете только 104 дали 1000 долларов и больше, и комитет достиг
своей цели. Однако поддержка фондов «не была слепым упражнением национальной
гордости», - подметила Джули Кулханян - Строуч из Пьедмонта, которая со своим
мужем Роджером Строучем положили первые 100 тыс. долларов в фонд оперы.Кстати,
господин Строуч, который вкладывает деньги в компании по программному обеспечению
компьютеров, - один из основателей кафедры Уильяма Сарояна по арменистике в
престижном американском Университете Беркли.Не осталась в стороне и президент
Армянского Всеобщего Благотворительного Союза, центр которого располагается
в Нью-Йорке, госпожа Луиз Симон ( Ма-нукян), выделившая ЮОтыс. долларов для
реализации данного проекта.Таким образом, к назначенному сроку были собраны
чуть более миллиона долларов, необходимых для постановки оперы.Премьера. Опера
помогает детям Армении.В субботний вечер 8 сентября 2001 года состоялось торжественное
открытие «Аршака II».Коктейль, ужин перед представлением и собрание после состоялись
в здании мемориала ветеранов войны.«Мы надеемся не только показать миру армянскую
культуру, но вдохновить молодых музыкантов следовать своим мечтам», - заявила
сопредседатель комитета «Аршак» Деннис Ла Пойнти. Так оно и произошло. Ведь
средства от празднества в честь премьеры «Аршака II» пошли в фонд реконструкции
музыкальной школы в Ванадзоре, которая была разрушена во время землетрясения
в Армении в1988 году.И есть надежда, что в этой школе вырастут в будущем такие
музыканты, как Герард Свазлян.
«Я самый счастливый человек в мире, потому что вижу, как моя 25-летняя мечта
сбылась. Наша культуратакая древняя и богатая, что я чувствую обязанность представить
ее на международной сцене», - это слова настоящего музыканта, истинного патриота,
достойного и умелого пропагандиста армянской культуры Герарда Свазляна.
Олег Арутюнян
|