На Араратской улице в ИерусалимеВ Старый город едем на машине. В магнитофоне - кассета с записью песен Владимира Высоцкого (в последние 10 лет в Израиле новая мода: выходцы из Северной Африки раскатывают в автомобилях, из окон которых несется ритмичная восточная музыка, а бывшие россияне включают на полную громкость Аллу Борисовну, Ирину Аллегрову или еще кого из суперзвезд бывшего отечества)
Мы с приятелем-фотографом, впрочем, соблюдаем приличия: в салоне включен кондиционер,
окон не откроешь, и голос незабвенного Владимира Семеновича напевает лишь для
нас двоих: «Удивительное - рядом, но оно запрещено».
- Слушай, - произносит приятель, - а ведь это - про нас. Ты, небось, не отдаешь
себе отчета, в какое место мы едем.
- То есть как - не отдаю?! Едем мы в Старый город, чтобы побродить по Армянскому
кварталу.
- Ну... А дальше?
- А дальше, наверное, сходим на арабский рынок.
- Не то я имел в виду. Армяне из разных стран мира мечтают хоть однажды попасть
в эти святые места, помолиться в старой церквушке, увидеть собственными глазами
здание духовной семинарии, а ты живешь себе в центре мироздания, все святыни
под боком, но ничего не ценишь.
К тому моменту, когда была произнесена заключительная фраза, мы успели припарковаться
и потопали пешком в потаенный, одному моему другу известный уголок Армянского
квартала.
Но что это?
- Смотри-ка, Араратская улица! - прочел я вывеску на стене белокаменного дома.
- I bag your pardon... (Прошу прощения...) - обратился я к проходившему мимо
мужчине.
- Armenian? - переспросил тот на весьма сомнительном английском.
- No...
(И тут меня осенило).
- Вы случайно не говорите по-русски?
- Да, конечно! Я из Армении. В Иерусалиме живу одиннадцать лет. Пройдемся по
Араратской улице, - пригласил прохожий и отрекомендовался: -Зовут меня Морик,
фамилия Аветисян.
Излив друг на друга взаимные восторги, мы двинулись по вымощенной камнем мостовой.Морик
рассказал, что армяне поселились в Иерусалиме примерно в 5-м веке новой эры
(«Сюда пришли, как паломники, и остались навсегда»). Тогда же были построены
первые армянские храмы. Иерусалимская армянская община значительно пополнилась
в 1915 году, когда около полутора миллионов армян стали жертвами турецкого геноцида.В
1947 году в городе проживало около 15 тысяч армян, сегодня их немногим больше
2000. Около 600 имеют израильское гражданство.
- Полвека назад школа Святых Переводчиков работала в три смены, - говорит Морик,
указывая на монументальное здание. - А сейчас здесь учится 110 человек, из них
30 душ - малыши детсадовского возраста. Райские условия: 38 учителей на 40 учеников!
- Отчего же армяне не едут в Иерусалим?
- Возможно, сегодня выгоднее эмигрировать в Америку, Канаду или Австралию...
-предполагает Морик. - В настоящее время на Араратской улице проживает тридцать
семей, основная масса - старики.
В старой церкви, которую мой приятель фотографирует во всех мыслимых и немыслимых
ракурсах, венчались дети Мори-ка - Мария и Борис.
- Мать зятя - арабка-христианка, отец - армянин, - констатирует он. -А родители
невестки - местные, иерусалимские армяне...Аветисяны приехали в Вечный город
1 сентября 1991 года из Кировакана, где Морик 20 лет проработал на фабрике искусственного
волокна.
- Когда построили вторую очередь, это предприятие стало единственным в Советском
Союзе, выпускавшим фильтры для сигарет, - вспоминает он. -Тогда килограмм сырья
стоил порядка сорока рублей, в день выпускалось 24 тонны фильтров. Арме-
ния обеспечивала половину Грузии и пол-Москвы. Я на фабрике работал слесарем,
дежурным, потом - начальником смены.
- И как вам пришла идея перебраться именно в Иерусалим?
- А я много читал об этом городе, - говорит Морик. - Издавалась в те годы газета
«Эпоха». И в ней было помещено несколько интереснейших статей об Иерусалиме
и Армянском квартале. Вот я и «заболел».
Ася, жена Морика, работала бригадиром на той же фабрике, где трудился глава
семейства Аветисянов.
- А была ли супруга готова бросить насиженное место и отправиться в неизвестность?
- Со мной Ася пойдет в огонь и в воду! (Морик светится от счастья). К то муже
в результате Спитакского землетрясения 7 декабря 1988 года пострадал и наш город.
Жить в Армении стало трудно. В том числе - с психологической точки зрения. В
Кировакане погибло 600 человек, 22 из них -наши родные и близкие.Вачик Аветисян,
старший брат Морика, в момент землетрясения спасся, но через три дня скончался
от инфаркта:
стресс! Пережить потерю было невыносимо трудно. МориксАсей стали думать о переезде.На
вопрос: «Как вам удалось выехать?» - мой собеседник отвечает уклончиво и крайне
неохотно. «В Москве нам предстояло перебраться на Киевский вокзал, но мы оказались
в лапах грабителей, - вспоминает Аветисян. - Те пытались выяснить, куда это
мы собрались. «В Иерусалим». -«То есть как - в Иерусалим?! Без вещей - с походными
сумками?!»
- Приехали мы прямо в Старый город, - продолжает Морик, -ищем квартиру, но никто
ничего в аренду не сдает. Пришлось снять номер в гостинице, проторчали там две
недели. Наконец, нашли жилище в Старом городе - за пятьсот долларов в месяц.
Армяне сдавали. А вскоре перебрались на новое место - и тоже в Армянском квартале.
Но не тут-то было: нас решили выселить. Иерусалимские армяне не признали в нас
своих. И пожаловались патриарху. Тот приграсил нас к себе. А когда разобрался,
сказал: «Живите здесь! И никому ничего не платите!»
С тех пор Морик живет в уютном, будто сошедшем с древней фрески, дворике на
Араратской улице.
- Соседи нас, правда, поначалу не понимали, - говорит он. -Иерусалимские армяне
изъясняются на западном диалекте, а мы - на восточном. Западный, конечно, древнее,
с добавлением турецких и арабских слов, а восточный вариант армянского - советский,
в нем немало русизмов. Соседи по сей день по несколько раз переспрашивают -
ради них мы переходим на иерусалимский диалект армянского.
- А что это значит - жить в Иерусалиме, да еще и в Старом городе, в Армянском
квартале?
- Это значит - чувствовать, что ты в раю! - восклицает Морик. - Спокойно, светло,
аура божественная, люди замечательные. Армяне,евреи и арабы-христиане мирно
соседствуют, живут душа в душу. В дальнем конце Араратской улицы обитают ассирийцы,
молятся в церкви Святого Марта.
Входим во внутренний дворик древней церкви.
- Здесь до недавнего времени жили монахини, - говорит Морик. - Последняя сбежала
буквально пару лет назад. Когда-то эта женщина была замужем, ро-диладвоихдетей,
а потом отошла от мирской жизни, два года пробыла в монастыре. Но не выдержала
- вернулась в свет....А вот и масличное дерево, к которому, по легенде, был
привязан Иисус. Сюда приходят молиться женщины, страдающие бесплодием. По словам
Морика, истории известны факты, когда женщина, проглотившая пару-тройку маслин,
растущих на этом дереве, беременела и рожала.
Гордость Армянского квартала - духовная семинария. Большинство учащихся - молодые
люди, приехавшие из Армении.
- Привозят сюда ребят в возрасте 11-12 лет, десять лет они учатся, - объясняет
Морик. -В данный момент в семинарии 32 ученика, но несколько лет назад было
шестьдесят. Преподают в основном профессора из Армении, в том числе из университета.
Приезжают на два-три года по договору. Обучают древнеармян-скому языку, истории
армянского народа. Высшие священники преподают Ветхий и Новый Завет. Один из
десяти выпускников семинарии обычно становится вар-тапетом - святым отцом.
- А что же остальные?
- Либо возвращаются в Армению, либо остаются здесь, чтобы немного подработать
По-моему, мой приятель-фотограф разошелся: скачет по двору, щелкает затвором,
чем вызывает явное недовольство выглянувшего из окна жилого дома мужчины.
- Кто это? - спрашиваю я.
- Епископ, наш министр финансов.... - шутит Морик, торопясь увести журналистов
прочь.
Продолжаем путешествие. На стенах многих строений красуется табличка: «Святыня,
посторонним вход воспрещен».Возвращаемся к зданию школы Святых Переводчиков.
- Здесь хранится порядка десяти тысяч древних манускриптов, - говорит Аветисян.
- Но их никому не показывают: в 70-х годах было совершено ограбление. К счастью,
злоумышленники были схвачены, но с тех пор золотой фонд древнеармянских рукописей
держат в запасниках.
Библиотека и музей в обеденные часы закрыты, но как-нибудь мы сходим и туда.Общеизвестно,
что в музее Армянского квартала экспонируется первый в Иерусалиме типографский
станок, а также фотоаппарат, которым снимал патриарх.
- А были ли вы на старом кладбище, надгробия патриархов видели? - спрашивает
Морик.
Да, в этот заповедный уголок нас любезно пропустил Мкртыч Варданян, прибывший
недавно в Иерусалим из Армении.Дорогой Ангела, пролегающей через Еврейский квартал,
добираемся до греческой церкви. Ее внутренний двор - точная копия старого тбилисского
дворика. Неподалеку - жилой дом с табличкой: «Семья Тохмазян».Морик Аветисян
твердо обещает познакомить нас с мухта-ром Армянского квартала: «Замечательный
человек, мудрец, -подчеркивает он. - Знали бы вы, какую бескорыстную помощь
оказывает он людям, прибывшим в Иерусалим из Армении».
- Лично для меня дорога, по которой я хожу много лет подряд, стала родной,
- говорит Морик, указывая в сторону Араратской улицы. - Знаю здесь каждый камень,
каждый поворот, каждый закуток. И всегда заново восхищаюсь тем, что живу в Иерусалиме,
в Армянском квартале... Жизнь здесь течет размеренно и мирно, никаких стычек,
беспорядков, терактов. Супермаркет на углу Араратской улицы работает до часу
ночи. Молодые играют свадьбы, крестят детей...
Расставаться с Мориком не хочется. Напротив - мы готовы до поздней ночи бродить
по Армянскому кварталу, открывая для себя все новые и новые удивительные уголки
этого волшебного места.Впрочем, мы еще вернемся. И не раз!..
Леонид Келлер
|