Добрый доктор ЛеонардКакое счастье, когда о выдающихся соотечественниках рассказываешь не в прошедшем времени, а повествуешь о них, живых и здравствующих, ежедневно сеющих доброе и вечное, врачующих, в буквальном смысле, души и тела страждущих, больных и обездоленных. Именно таким знают и такого любят тбилисцы заслуженного врача республики Леонарда Мириманова
Грузия как в дореволюционные, так и в советские времена славилась высокими
традициями медицины, и, пожалуй, нигде больше не было такого созвездия выдающихся
клиницистов, как в Тбилиси. Причем не было ни одной области медицины, от хирургии
до эндокринологии и психопатологии, где бы не блистали имена врачей Грузии.
Да и сегодня у всех на слуху славные имена тбилисцев: академиков и профессоров
медицины Владимира Бураковского, Лео Бокерия, Гиви Шхвацабая, Николая Камалова,
Павла Ананикя-на, Ивы Кузанова, Михаила Ха-чатурова, Рубена Давидова и десятков
других наших родных «айболитов», которым мы и наши близкие обязаны здоровым
духом в здоровом теле. В этой когорте славных имен далеко не последнее место
занимает известный врач- диагност Леонард Мириманов, доктор от Бога, замечательный
человек и Гражданин с большой буквы. К тому же есть в характере Леонарда Григорьевича
одна черта, которая принципиально отличает его от большинства мэтров от медицины,
недоступность которых для простых смертных растет пропорционально их ученым
степеням и академическим званиям. Тбилисский доктор Мириманов был и остается
предельно доступным для всех болящих и, в первую очередь, для наиболее незащищенных
и бессильных перед нынешними ценами на лекарства и элементарные медицинские
услуги. Обладая поистине Божьим провидением, он в подавляющем большинстве клинических
случаев освобождает больного от необходимости хождения по замкнутому кругу диагностических
кабинетов, влетающего последним и их родственникам в весьма круглую и подчас
последнюю копеечку, и по наитию и своему огромному академическому опыту определяет
безошибочно диагноз заболевания, расписывая при этом наиболее эффективный и,
по возможности, недорогостоящий курс лечения. А в условиях тотальной безработицы
и аморально низких пенсий назначение доктора Леонарда есть единственный шанс
поправить здоровье, а нередко и выжить. Род Миримановых уходит своими глубокими
корнями в древнюю историю армянского присутствия в Грузии, датируемого в том
числе и дохристианским периодом. История древнего рода Миримановых есть не что
иное, как блестящая ретроспектива взаимопроникновения армянской и грузинской
культур, их органического взаимодополнения подчас весьма отличными национальными
особенностями.
Так дед Леонарда Григорьевича - Ару-тин Мириманов был женат счастливым браком
на Шушанике Мезурнишвили и на протяжении многих лет являлся настоятелем церкви
Св. Григора Луса-ворича в селе Ахалкалак Касп-ского уезда в центральной Кар-талинии.
Тер Арутин был высокообразованным человеком, автором первого перевода на армянский
язык в прозе «Витязя в тигровой шкуре» и личным другом Ованеса Туманяна, которому
и посвятил перевод «Витязя». Сам Леонард Григорьевич и сегодня считает себя
самым счастливым человеком благодаря своей единственной и ненаглядной спутницежизни
Инне Иванидзе, по материнской линии - Грикян. Любительские портреты Инночки,
преждевременно ушедшей из жизни несколько лет тому назад, являют собой поразительный
феномен органичного синтеза грузинской женской утонченности с неподражаемой
тифлисской армянской интеллигентностью, высокую цену которой и по сей день знают
в том же Ереване, предметом особой гордости обитателей которого является тифлисское
(тбилисское) происхождение их матерей и бабушек. Там этот признак равнозначен
знаку качества. В осиротевшем с уходом Инны гостеприимном миримановском доме
первый тост по любому случаю поднимается за Хозяйку дома и по той же традиции
дублируется на трех одинаково родных для этого исконно тифлисского дома языках:
армянском, грузинском и русском. И нет предела печали у всех, помнящих этого
беспредельно чуткого, мягкого и умного человека. Семейную традицию армяно-грузинского
породнения с успехом продолжил и сын доктора Леонарда Гриша, создавший совместно
с исконной ра-чинкой Тамрико Давлианидзе дружную семью, в которой растут два
дедушкиных солнышка - Иришка и Манко, ученицы знаменитой на весь мир «дедушкиной»
тбилисской 43-й средней школы, что в Сололаках. Душевный вакуум, образовавшийся
в жизни с уходом Инны, доктор Леонард с переменным успехом старается заполнить
своим давнишним хобби: коллекционированием современной живописи - полотен армянских
и грузинских художников; холодного оружия и наградных знаков. И здесь, как и
во всем, проявляется избирательный вкус автора, базирующийся исключительно на
его симпатиях горожанина и патриота. И если в коллекции живописи преобладают
пейзажи малоизвестных уголков старого города, то в довольно богатой коллекции
холодного оружия центральное место занимает простой солдатский штык от винтовки
системы Маузер, которым армянские ополченцы в страшном 1915-м прокладывали путь
к свободе, а в коллекции старинных орденов самый дорогой - солдатский «Георгий»,
полученный дедом за оборону Баязета. Доктор Леонард имеет свою четко обозначенную
гражданскую позицию. Еще с советских времен не скрывает свое неприятие коммунистической
идеи, потому что глубоко убежден, что именно коммунисты с социал-демократами
помешали превратить Грузию в Кавказскую Ривьеру, а Тбилиси во второй Париж,
каким его видели Сараджиш-вили с Манташевым и Тамам-шев с братьями Зубалашвили.
Леонард Григорьевич одинаково брезгливо дистанцируется и от современной политики,
считая ее неприкрытым шулерством, противоположным истинным интересам народа
и государства. Абсолютно уверен доктор Леонард и в том, что так называемые лидеры
армянской общины Грузии не более, как подставные фигуры, навязанные властью
общине с целью ее дискредитации. Доктор убедительно комментирует свою версию:
расчет сделан на то, чтобы грузинский обыватель, ли-цезрея на телевизионном
экране эти беспородные и вечно заискивающие перед титульной нацией физиономии
бывших коммунистических функционеров, сделал однозначный вывод: если эти -лучшие,
то кто же остальные...
Прощаясь с нами, доктор подарил нотную запись сочиненного им на днях «Военного
марша» и попросил опубликовать на страницах «Ноева Ковчега» хотя бы его фрагмент.
Одновременно он просил сообщить тбилисским читателям «НК», что с первого сентября
будет дважды в месяц безвозмездно консультировать членов их семей на базе медицинского
кабинета тбилисской средней школы №98 имени Саят-Новы. Покидая эту старинную
интеллигентскую тбилисскую квартиру, мы пожелали отменного здоровья нашему дорогому
Леве, как по-домашнему называем нашего друга. Именно по ним, лучшим представителям
рафинированной армянской интеллигенции, писалась наша славная тбилисская история,
именно они и прежде всего они имеют право говорить от нашего имени. Ибо их устами
глаголет истина и только по ним должны судить о нас.
Михаил Татевосов
|