Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Национальные меньшинства и трудящиеся-мигранты в аспекте международного права

Необходимость международно-правового регулирования прав мигрантов особо актуализировалась со второй половины XX века. Не секрет, что лица, оказавшиеся оторванными от своего традиционного места проживания, от своих культурных, языковых и религиозных корней, оказавшиеся вне территории государства своего подданства, всегда относились к категории наиболее незащищенных.

Между тем, мигрант-это полноценный член современного гражданского общества, и он не может быть воспринят кем бы то ни было как некая второстепенная категория. Национальные меньшинства вообще и мигранты в частности -это общественный фактор, это политический фактор жизни любого государства. В современном обществе нет водораздела между гражданами и иностранцами в области гуманитарных и социальных прав.

Государства же обязаны поддерживать спокойствие в едином обществе, в обществе разноязыких и разноверующих. На комфорт и защиту жизненных интересов человека, вне зависимости от его национального происхождения и религиозной принадлежности, вне зависимости от наличия либо отсутствия гражданства или иных формальных признаков, работает государство и право. Вообще, социальная направленность политики государства, направленность на удовлетворение потребностей конкретного человека является необходимым тезисом любого современного политического деятеля, условием успешности его карьеры. Построение социального государства-это также цель Российского государства. Уже в XVIII веке, в эпоху Просвещения, Франция приняла Декларацию прав и свобод гражданина - документ, привнесший идею авторитета закона и неотчуждаемых прав человека, Декларация, с ее знаменитыми: Свобода, Равенство, Братство, явила миру новое понимание роли государства и закона вжизни гражданина, новое понимание истоков их происхождения. Закон един для всякого живу щего на территории его применения. Каждый рождается наделенный правом на свободу, на имущество, на счастье. И права эти неотчуждаемы.

XX век. Создается новая мировая политическая система. По итогам второй мировой войны права человека, права национальных меньшинств, миграционные потоки превращаются в глобальный политический фактор, в задачу общечеловеческого плана. Права человека и гражданина становятся необходимым признаком, характеризующим качественно новый этап мировой истории, новый этап общечеловеческого мировоззрения. Человечество уже осознает, что свобода каждого народа небезгранична, а обусловлена интересами и свободами другого народа. Соответственно, подписываются основополагающие международно-правовые документы нормативного характера в области прав человека, прав этнических меньшинств, обязательные к исполнению странами-подписантами.

1948. Всеобщая декларация прав человека.
1958. Конвенция о дискриминации в области труда и занятости.
1966. Международный пакт о гражданских и политических правах - право иностранца на свободный выбор места жительства, право представлять доводы против своей высылки, право ходатайствовать о пересмотре решения о высылке, право на язык, религию и культуру. Как тут не вспомнить о "героизме" властей Московской области, одним махом выбросивших за пределы страны более 70 представителей Таджикистана. Может быть, в такой традиционной рубке сплеча одна из причин, почему не текут в Россию реки иностранных инвестиций? Россия мучительно пытается входить в международное правовое поле, жить по правилам, понятным иным системам, культурам и языкам...

1978. Декларации о расе и расовых предрассудках - права рабочих-мигрантов и их семей на безопасность, уважение достоинства, облегчение адаптации, содействие профессиональному росту. Расизм, апартеид, геноцид -являются преступлением против человечества. 1985. Декларация прав человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, - права на жизнь, на судебную защиту, на создание семьи, на слово, на язык, на свободу передвижения, на место жительства, на труд в стране проживания.

1990.Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей -свобода выбора места жительства и передвижения. Высылкалишь во исполнение решения суда. Нераспространение мер коллективной высылки. Права и обязанности подлежащих высылке доводятся на родном языке и бесплатно. Сама высылка не лишает права на зарплату.

1993. Венская декларация -защита прав национальных меньшинств - защита политической и социальной стабильности государства. Государства обязаны прини мать адекватные меры по защите трудящихся-мигрантов в области образования, здравоохранения и социальной поддержки. 1995. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации - право наличную безопасность, на свободный выбор места жительства и передвижение, на гражданство, на труд, на жилище. 1995. "Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств".

Пакт о гражданских и политических правах утверждает право этнических, религиозных, языковых меньшинств на пользование своей культурой, исповедание своей религии, исполнение своих обрядов, а также пользование родным языком. Декларация о правахлиц, принадлежащих к национальным (этническим) и религиозным меньшинствам. Россия, будучи правопреемницей СССР и полноценным субъектом международного права, обязана обеспечивать соответствие своего внутреннего законодательства вышеуказанным нормам. Ст. 15 Конституции РФ определяет, что международные нормативные акты являются частью правовой системы Российской Федерации. Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский Суд по правам человека, который был учрежден в 1959 году в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Решение Европейского Суда является обязательным для государства, в отношении которого оно вынесено. В Суд может обратиться любой человек, подлежащий юрисдикции Суда.

Что же в России?

В России уже применяется Федеральный закон "О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации", приравнявший всех граждан иностранных государств, находящихся в РФ, в едином порядке получения права на легальное проживание в РФ. Закон, зачастую не учитывающий особенности социального различия среди иностранцев. Законодателю стоило бы к вопросу о процедуре получения разрешения на проживание или вида на жительство подойти более ювелирно, с учетом социальной составляющей. Согласно закону социально уязвимые группы иностранного населения РФ приравнены к обычным иностранцам. Граждане бывшего СССР и граждане преуспевающих стран Запада перед российским законом, как сейчас модно выражаться, оказались равноудалены. Между тем, не секрет, что подавляющую часть иностранного населения Российской Федерации составляют представители трудовой миграции из числа граждан стран СНГ. В такой ситуации стоило бы подумать об особом, льготном порядке легализации, получения разрешения на работу для этой категории лиц в РФ. Это производительная сила, создающая новую добавленную стоимость и работающая на повышение экономического благосостояния страны, ведь не секрет, что та работа, на которую нанимаются иммигранты, никогда не пользовалась и не пользуется популярностью у самих россиян.

И в конце концов, демография России имеет сегодня отрицательную динамику, численность населения России поддерживается за счет иммиграции. Это, конечно, не довод в пользу открытия государственных границ, но стоило бы осуществлять выборочную миграционную политику, исходя хотя бы из того критерия, какую политику ведет по отношению к России та или иная страна. В частности, такие страны, как Армения, Казахстан, являются стратегическими союзниками России, и можно было бы предусмотреть облегченный порядок легализации граждан этих государств в РФ. И второе соображение. Чем дальше, тем более плотно придется работать государственным ведомствам с представителями трудовой миграции, лидерами диаспор и общин, с конкретными работодателями. Такой процесс востребует большей нормотворческой работы. В связи с этим не мешало бы до принятия нормативного акта, на этапе обсуждения какого-либо законопроекта или акта, привлекать к его обсуждению непосредственных адресатов, тех, к кому он будет обращен в будущем, т.е. представителей национальных меньшинств. Ничего, кроме обоюдной пользы, какдля федеральной или региональной власти, так и для нацменьшинств, это не даст.

Дай Бог нам мудрости и терпения на этом пути.

Адвокат Рубен Киракосян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении