Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Если бы Ной издавал газету

Вот если бы Ной не спустился с Арарата...Ну, замешкался человек, скажем, семейные вопросы решал. Там, на земле, появились бы люди? Думаю, появились бы. Уверен. Могу даже представить себе, как однажды старик глянул с горы в телескоп, увидел зарождающийся город и сказал себе: « Ну и ладно. Зачем спускаться, когда им и без меня хорошо? Я тут обжился - дом, хозяйство, живность всякая... А что меня ждет там? Нет, правда, что я им скажу? Здравствуйте, я ваш прародитель? У меня миссия такая от Всевышнего... Меня пошлют куда подальше. А то и в психушку запрячут. А живность экспроприируют. И все дела».

Подумает и останется при своем Ковчеге. А дальше будет вот что. У тех, кто внизу, рано или поздно проблемы возникнут, конфликты вспыхнут, потому что без конфликтов люди существовать никак не могут. И когда пойдут гулять по миру легенды и мифы о мудром и безгрешном старике, живущем на вершине горы, потянутся к Ною паломники - за советом, в поисках счастья, в поисках себя. Ясно, что на первых порах старику это будет лестно. Вначале он их поодиночке будет принимать, потом группами, а позже и вовсе трибуну придется строить, чтобы сразу со всеми общаться. Короче, паломники все прибывают и прибывают... И хорошо бы возвращались, это многие обживаются, тут же на склонах горы домики себе строят, приусадебные участки отмеривают. Словом, устанет старец и от них, и от себя самого. Тем более что и тут, на горе, конфликты начнут вспыхивать точно такие же, как внизу, в городе. Старик им с трибуны о терпимости, а они к нему поодиночке - с жалобами друг на друга. И ведь не прогонишь - паства. «Что делать, если вся эта канитель будет продолжаться? И что будет со мной?» -резонно подумает прародитель. А канитель непременно будет продолжаться, потому что те, кто внизу, станут завидовать тем, кто на горе, а те,кто горе, придут к выводу, что зря сюда притащились, не оправдал старик доверия. Не исключено, что дадут хозяину Ковчега двадцать четыре часа, чтобы убрался на все четыре стороны. Начнут нового Ноя выбирать. И тогдаужтакое начнется,что не приведи Господь. Опять же представит себе эту перспективу мудрый старик и задумается: как быть?..А кто-то (почему кто-то, как раз голубь в клюве) городскую газету принесет. Проблемная газета - о том, как отличить хороших от плохих, и что делать, чтобы плохие жили плохо, а хорошие хорошо. И осенит Ноя. Надо самому выпускать газету, для тех, кто на горе, и для тех, кто у подножия - для всех, одним словом. О Потопе и Боге, о терпимости и долге, о том, что надо научиться понимать друг друга и окружающий мир. Хорошая идея. Людей сплочу, самосознание повышу, к тому же, не надо будет с трибуны выступать на старости лет. Соорудит с помощью сыновей маленькую типографию, худо-бедно выпустит первый номер, раздаст его желающим, затем еще несколько номеров сделает, пока бумага и краска не закончатся. Что дальше? Закрыть газету? Не хочется! Если кто не знает, знайте-привыкаешь к собственной газете, как к жене: устаешь от нее, видеть не можешь, но ни за что не бросишь. К тому же и читатели хвалят, новых номеров ждут. И тогда обратится старик к Моисею, который, по слухам, не одну собаку в этих делах съел. Свяжется с ним по телефону: « Алло, Моисей, это Ной беспокоит. Скажи, ты ведь давно газету издаешь?» -«И не одну, - скромно ответит Моисей. - Я, дорогой мой, издаю пятнадцать газет и семь журналов. У меня издательский дом, «Моисей и К» называется. . Кроме того, свой телевизионный канал имеется. А что?» - «Совет нужен...» И расскажет Ной о своей проблеме, скромно, между прочим, заметив, что газету его читатели хвалят.

- Ты ее, поди, бесплатно раздаешь? Потому и хвалят. Халяву все хвалят. По мне, так пусть лучше ругают, но платят.
- Так ведь они же бедные.
- Бедные, говоришь? - усмехнется Моисей. - Там, где есть бедные, рядом обязательно найдутся и богатые. Пусть подпишутся и за себя, и за бедных. Ради общей идеи.
- Подпишутся они, как же, - тяжело вздохнет старик.
- Тогда бери с каждого по рублю, - посоветует Моисей. -Но обязательно с каждого.
Лишний рубль у всех найдется. Сколько их всего-то?
- Не считал. Но много.
- Ну вот, и будет у тебя много рублей. Производство расширишь, тираж увеличишь.
- Как же я возьму? Ходить с протянутой рукой?
- Почему с протянутой? Придумай какую-нибудь акцию. Ты рекламу-то печатаешь?
- Печатаю, когда дают.
- Что значит, «когда дают»? Предприниматели имеются?
- Имеются. Кто обувью торгует, кто вином, кто стройматериалами, а кто деньгами: продает одни деньги, покупает другие.

- Ну так замечательно! Возьми их за воротник и втолкуй, что чем богаче газета, тем она солиднее, а чем она солиднее, тем больше ее читают, а чем больше читают, тем больше пользы от рекламы. В общем, я тебе так скажу, - подытожит Моисей. - Дело надо ставить на широкую ногу. И приложение к газете издавать, и приложение к приложению. Расширяться надо, коммерческие проекты запускать, инородцев охватывать, а не только тех,кто на горе и под горой. Научись перспективно мыслить. Мир велик, на одном Ковчеге далеко не уедешь.И хлопнет трубкой: ту-ту-ту-ту...

Вздохнет старик: может, и прав Моисей. Но для всего этого жилку надо иметь особую, масштабную. А у нас на горе (да и под горой тоже) каждый о
своем приусадебном участке заботится. Так-то.Историю эту додумайте сами. Может, плюнет старик на газету и откроет бар со стриптизом - раз на то пошло. И станет на «Линкольне» ездить... Хотя что там «Линкольн», на нем должен ездить каждый, кто много лет хорошо делает свою работу. Это наша дурная (а вернее, нищая) привычка -уровень счастья в иномарках мерить. Или, скажем, махнет на все рукой и пойдет бродить по миру, и пусть они там живут на
горе как хотят. Или все-таки не бросит газету, продаст всю свою живность - каждой твари по паре - и поставит дело на широкую ногу, как советовал Моисей. Издательский дом откроет «Ной и сыновья». И даже съездит к Моисею обменяться опытом. Скорее всего.
И вот к каким выводам придет.

Если слово, сказанное тобой, понятно только тебе и твоему окружению, то слово это неполноценно. Если история,рассказанная тобой, вызывает сочувствие и сопереживание только у тебе подобных, то история эта неполноценна. Если не умеешь видеть себя со стороны, чужими глазами, будешь вечно вариться в собственном соку. И если думаешь, что красивые слова приближают тебя к красивой истине, то ошибаешься. Чем больше ухоженных слов, тем непригляднее истина. И чем легче произносятся слова, тем труднее совершаются поступки.К чему я это рассказываю? Вот к чему. Время от времени захожу в редакцию «Ноева Ковчега». Не потому что печататься негде (совсем наоборот: выбор большой, а времени в обрез), а потому... Ну, в общем, захожу - и все тут. Будем считать, что я «азгасер». Устраивает такое слово? Ну вот, значит, сидим пьем кофе, и главный редактор, старый приятель, рассказывает мне о редакционных проблемах. Он, между прочим, эту газету основал пять лет назад, живя в Молдавии, и помню, посылал мне ее оттуда. А я советовал ему переехать в Москву. Переехал. Наизнанку вывернулся, а газету сохранил, тираж увеличил, распространение наладил. Словом, молодец мужик: решил - сделал. И ведь единственная общеармянская газета на русском языке - не многотиражка, не листовка, не ведомости какие-нибудь на туалетной бумаге, - настоящее, серьезное ( на мой взгляд, аж слишком серьезное) периодическое издание. Но с некоторых пор с каждым новым номером возникает один и тотже вопрос: надолго ли его хватит.Бегает родимый - я про редактора - от предпринимателя к предпринимателю, рекламу выпрашивает. Подписку который год пытается наладить. «Почему у тебя рекламного отдела или по крайней мере рекламного агента нет?» - спрашиваю. «Господь с тобой, - отвечает. - Тут пара людей работает, им на зарплату еле хватает». «Не прибедняешься ли часом? - недоверчиво прищуриваюсь я. - Не похож ты на Дон Кихота. На Санчо Панса похож, тоже был неплохой мужик». «Вот тебе крест! - говорит. -Истинная правда, век Армении не видать!» Затем показывает последний номер газеты. «Смотри, - говорит, - номер появился благодаря вот этой вот рекламе. Не такая уж серьезная сумма, но ее как раз хватило. Будет ли такая же реклама в следующий раз, не знаю».«Что поделаешь, - вздыхаю. -Тут даже московские издания закрываются». - «Московские могут закрываться, их много, одни закроются, другие откроются. Наше закрываться не имеет права» . Тут он прав.

Листаю номер: армяне там, армяне сям... Странно. Разве не хотят знать ереван-цы, как живут их соотечественники в Москве? И наоборот. А ростовских армян не интересуют армяне Саратова или Краснодара?... Или им достаточно позвонить родственникам: как дела, как здоровье, кафель продается? Звонить, конечно, дешевле, чем подписаться на «Ноев Ковчег». К тому же, подписавшись, все равно придется звонить. Такое у меня предположение.
Когда бываю в Ереване, мне часто задают один и тот же вопрос: как к нам относятся? В смысле, к нам, армянам. Тоже мне, бином Ньютона: как мы сами к себе относимся, так и к нам относятся.«Одно радует-письма читателей», - замечает редактор - «Это хорошо, - соглашаюсь, - но - характер у меня такой - не могу не добавить ложку дегтя: - Правда, к российской прессе интереса больше. Особенно у молодежи. Сам видел». «Так ведь и я - российская пресса!» - восклицает он. - «Ты не «Плей-бой», не «Космополитен», ты - вечная грусть армянского народа. Не всем хочется подписаться на свою собственную грусть и получать ее аккуратно раз в месяц». - «Что же мне, армянский «Плейбой» издавать?» - «А хорошая идея». - «Вот когда будет достаточно средств, чтобы создать издательский дом, поручу «Плейбой»тебе,пусть тебя и убивают». - «Нет уж, спасибо, я это уже проходил...»В общем, поговорили. Я стал собираться, меня ждали в другой редакции. «Так как же все-таки быть?» - спросил на прощание редактор. Вопрос был скорее риторический. Но даже если не риторический, все равно у меня нет на него ответа. Могу разве что историю рассказать. «Вот если бы Ной не спустился с Арарата...» Впрочем, я ее уже рассказал. А убеждать и взывать к сознанию, извините, не умею. Если бы умел, ездил бы на «Линкольне», это уж точно.

Руслан Сагабалян, писатель, член редколлегии газеты «Ноев Ковчег»

 

Содержание номера




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении