Зулейка-Дочь Александра«Не правы те, кто считает, что Тбилиси безнадежно утрачивает лишь ему присущий шарм, теряет свое лицо. Сказочному городу быть, пока в нем живут такие подвижники, как гениальная при жизни ГАЯНЭ ХАЧАТУРЯН, ни на кого другого не похожий РОБЕРТ КОНДАХСАЗОВ и, бесспорно, достойная продолжательница творчества несравненного АЛЕКСАНДРА БАЖБЕ-УК-МЕЛИКОВА - его дочь и любимая модель ЗУЛЕЙКА.
Именно они являются хранителями того неповторимого тбилисского армянского духа,
который отличает нас, наделяет едва уловимыми и вместе с тем легко узнаваемыми
чертами, благодаря которым нас ни с
кем не спутаешь»
Михаил Татевосов, президент Союза армян Тбилиси
Время, уходящее в прошлое, оставляет нам идеи и формы, по-особому одухотворенные
большими Мастерами. Много лет назад, гостя в Ереване, я приобрел книгу Тельмана
Зурабяна «Волны счастья», посвященную тбилисским армянским художникам. Прочитав
ее запоем, на следующий день приобрел еще полдюжины экземпляров и по приезде
в Тбилиси раздарил их своим близким, спеша поделиться с ними радостью о ставшем
откровением. Тогда среди множества чудесных иллюстраций почему-то запала в душу
«Сидящая Зулейка в белой шали» кисти Александра Бажбеук-Меликова. Позже на вернисажах
я неоднократно встречал откуда-то очень знакомое и необыкновенно доброжелательное
лицо улыбчивой женщины с неизменной густой челкой над выразительными армянскими
глазами. Но вплоть до нашего личного знакомства мне и в голову не приходило,
что она - та самая романтическая Зулейка в белом с полотна неповторимого Баж-беука-старшего.Александр
Бажбеук-Мели-ков - фигура в истории армянской живописи равновелико одаренная
и одновременно трагическая. Ему было суждено пройти тем же тернистым путем,
которым шли многие его великие предшественники. На его долю выпали и участие
в сражениях на полях первой империалистической, и послереволюционные разруха
и голод, и унизительный пресс бери-евских стукачей, проявлявших повышенный интерес
к его петербургскому прошлому. И всегда безденежье, и всю жизнь неистовая работа
в единственной комнатенке в ветхом доме, в котором ютился с женой и двумя очаровательными
дочурками, скрашивающими унизительный быт Мастера. Он много писал своих девочек-Л
авинию и Зулейку, и на всех полотнах перед нами -счастливые дети счастливых
родителей: мерзости быта оставались за кадром. Самые яркие впечатления не стираются
из памяти и спустя десятки лет. Недавно бывшие одноклассницы Зулейки признались
ей в том, как радовались ее частым пропускам занятий, что давало им повод лишний
раз посетить ее на дому, куда их подсознательно влекла особая, одухотворенная
аура. И кто из них тогда мог знать, что зачастую причиной мнимой болезни были
частые сеансы, во время которых Зулейка позировала отцу для очередного портрета,
теперь признанных шедев-рами и составляющих гордость многих музеев мира.
Разглядев в Зулейке божью искру, отец не настаивал на необходимости академического
образования. Считал, что ее непосредственного участия в его творческом процессе
вполне достаточно, чтобы вырасти в большого самобытного мастера. Одновременно
не настаивал, чтобы Зулякопировала его манеруписьма, что у нее, впрочем, блестяще
получалось. В результате этого вдохновенного творческого содружества тбилисская
художественная школа получила оригинального мастера, работы которого невозможно
спутать с полотнами других художников. Ее манера заполнять холст палевым соцветием
легких мазков, сквозь которые едва угадываются изящные женские силуэты, волнует
и оставляет возможность домысливать сюжет и образы загадочных бажбеуковских
героинь.Зулейка, дочь Александра, как и отец, мучительно расстается со своими
детищами, когда приходится отдавать их в чужие руки. Каждый раз молит Бога,
чтобы они попали добрым людям, а не кочевали из дома в дом. Иначе и быть не
может, ведь Баж-беуки, в отличие от многих удачливых ремесленников, вкладывают
в свои детища частицу своей тбилисской души, которая при бережном отношении
к ней вернет каждому сторицей.
Артэм Григоренц
|