Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Хренников о Хачатуряне... и не только

Идею встретиться с известным композитором Тихоном Николаевичем Хренниковым и взять у него интервью об Араме Ильиче Хачатуряне подала мне Нелли Андриасян — художественный руководитель Московского армянского хора — за что ей большое спасибо.— Да едва ли он меня примет, — сказал я, — он со своей колокольни, со своей занятостью, да и в дни своего 90-летия..

— Я Вам дам его телефон, — сказала Нелли Аркадьевна, — и Вы не бойтесь, звоните. Он очень простой, очень добрый и гостеприимный человек. Звоните.

Я позвонил. Представился — газета «Ноев Ковчег». Объяснился. И он согласился. По дороге к великому русскому композитору я очень волновался, вспоминал названия его произведений. Оперы «В бурю», «Мать», «Золотой теленок», балеты «Любовью за любовь», «Гусарская баллада», кинофильмы «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Поезд идет на восток», «Кавалер Золотой звезды», «Верные друзья» и снова «Гусарская баллада»...

Думал ли я сорок лет назад, когда в солдатских погонах и кирзовых сапогах мы под песню «Артиллеристы, Сталин дал приказ...» шли в баню и на стрельбища, что сегодня я познакомлюсь с автором этой песни.

Думал ли я когда-нибудь, что сегодня я переступлю порог его дома. И я переступил. С радостью и робостью. И начал свою заранее подготовленную речь:

— Многоуважаемый Тихон Николаевич! Разрешите мне от имени сотрудников и 40-тысячной армии читате-
лей газеты «Ноев Ковчег» поздравить Вас с юбилеем и пожелать Вам неиссякаемых сил, энергии и вдохновения для создания новых музыкальных произведений в сокровищнице мировой культуры!
— Спасибо. Спасибо большое...
— Тихон Николаевич, Вы ровно на 10 лет моложе Арама Хачатуряна, наверное, Ваши юбилеи часто шли рядом или совпадали... Скажите, пожалуйста, помните ли Вы, когда и где Вы познакомились?
— Да, это так... Мы получили звания Героев Социалистического Труда одновременно, вместе, только ему тогда было 70 лет, а мне — 60. А познакомился я с Арамом Ильичом намного раньше — в 1932 году, когда я поступил в консерваторию, но о нем я много слышал задолго до этого. Он когда-то учился в Гнесинском техникуме, и я там позже учился, и о нем говорили как о талантливом студенте. И когда мы познакомились, мы сразу как-то подружились. По окончании консерватории он устроил прием у одной из наших переписчиц нот. У него не было своей квартиры, он снимал крохотную комнатушку. На вечере у него были профессора Мясковский, Шабалин, а, так сказать, к столу он из молодых пригласил только меня и еще одного студента. Ну и потом наша дружба продолжалась все время, постоянно. Когда он закончил аспирантуру, уже был известным композитором. Мне очень нравились его сочинения, поэтому я перед ним преклонялся, и не только как перед старшим товарищем, но и как перед талантливейшим композитором. У него появлялись произведения — скрипичный концерт, фортепьянный концерт — которые исполнялись знаменитыми музыкантами, и его имя прославлялось по всей Европе, по всему миру. И все это — на моих глазах.
— Ваша дружба зиждилась не только на профессиональной основе?
— Конечно, не только... Мы жили в одном доме, что на Миусской, и очень часто ходили друг к другу. Особенно сблизились после того казусного года... 1948-го, когда Сталин снял Арама с должности и назначил меня на его место. Тогда не было Союза композиторов, был оргкомитет, и нам с Асафьевым пришлось организовывать съезд композиторов. Арам очень переживал. Я его успокаивал. Мы почти каждый день встречались с ним. Я ему говорил: «Арам, я же твой друг, твой поклонник, я будутебетолько помогать». Но постепенно нарастала его слава, постепенно обида забывалась. Потом я его пригласил в Союз композиторов, и по сути дела он стал моим заместителем. У меня с ним была интимная дружба.
— Да, но ведь и Арам Ильич тоже был секретарем Союза композиторов...
— Да, он был до меня, до 1948 года, но тогда это называлось оргкомитетом. А позже он вошел в секретариат вновь созданного Союза композиторов СССР. Хачатурян был авторитетный музыкант. Я его считал таким же гениальным композитором, как Шостакович и Прокофьев. И я вместе с этой тройкой управляли нашей организацией.
— Тихон Николаевич, а приходилось Вам выступать вместе с Хачатуряном на концертах?

— Нет, не приходилось. У Арама были авторские концерты, он был уже прославленный композитор, он ездил и как дирижер выступал по всему миру. Я же был моложе, я, так сказать, подтягивался к славе. Он имел колоссальный успех, поскольку музыка его действительно гениальна. Он был потрясающий мелодист. Я считаю — настоящий композитор тот, у которого музыка вся построена на мелодичной основе, а еще счастье в том, что эта мелодичная основа имеет народный характер, у Арама — армянский характер, его фундамент национальный. Но он ученик русской музыкальной школы, и он себя считал русским армянским композитором, понимаете? Вот, потому что учился у знаменитого Мясковского Николая Яковлевича — композитора мирового класса. Арам писал произведения, которые становились популярными очень быстро. Мелодии его такие пленительные, потрясающие, что музыка его дает визитную карточку именно гениального композитора, а народ восхищался всюду, где бы он ни играл, ни выступал: и здесь, на Родине, и за границей. Так что наша дружба покоилась на взаимных симпатиях и на моем поклонении ему как великому Композитору.
— Тихон Николаевич, а бывали ли Вы в Армении раньше, до кончины Хачатуряна? И дружили ли Вы с другими деятелями армянской культуры?
— Да, бывал. Дружил с Эдиком Мирзояном. Это прелестный человек и замечательный композитор. Одна его симфония для струнных и ударных инструментов чего стоит! Это изумительное произведение. Но не только это... все, что он писал — было очень талантливо. И вообще эта группа, которая появилась в Москве в начале 50-х годов, великолепна: Мирзоян, Мартирос Сарьян, Бабаджанян, Арутюнян. Они все очень любили мою жену Клару. И Лазарь — сын Сарьяна — обая-тельнейший человек.
— А где происходили ваши встречи?
— Чаще всего в Представительстве Армении в Москве, я там близко жил, в Колпачном переулке, там же недалеко жил Арно Бабаджанян. Так что наша дружба крепла и развивалась параллельно с музыкой. Я любил талантливую музыку моих коллег, у меня были большие возможности помогать им. И я помогал.
— Кого Вы могли бы выделить из современных армянских композиторов?
— К сожалению, сейчас новая армянская музыка у нас не звучит. Это безобразие. И я об этом плохо знаю. Но в Армении были молодые композиторы. Константин Арбелян — талантливейший музыкант. Он сейчас в Америке... Ему виднее, где ему лучше. У человека должна быть полная свобода — где ему удобнее работать, развивать свой талант, пусть там и живет.
— Каковы взгляды Ваши на сегодняшнюю современную серьезную музыку?
— Я признаю музыку, в основе которой лежат классические традиции, потому что преемственность поколений — это главное, что есть в развитии искусства, кроме того, чтобы была мелодичная основа. Я не признаю всяких конструктивных произведений, которых было написано в годы авангардизма такие тонны, что ими можно растопить зимой весь земной шар. Никому не нужной музыки.
— И песенной, и оркестровой?
— Всякой. Но песенная культура у нас была сильнейшей в мире. У нас были такие прекрасные композиторы-песенники, как Дунаевский, Соловьев-Седой, Новиков, Островский, братья Покрасс. Их эстафету подхватила Сашенька Пахмутова, талантли вейшая женщина, и она до сих держит руль в своих руках. Ей помогает ее муж Коля Добронравов, поэт. Они чувствуют время, природу, их творчество очень актуально... Да и у Бабаджаняна были замечательные песни, понимаете.
— А много Вами написано песен?
— Я песен специально не писал. Я писал песни только к кинофильмам и театральным постановкам.
— Тихон Николаевич, это правда, что в свое время Сталин заказал Вам написать музыку к опере «Мать».
— Нет. Он просил меня написать музыку к опере «Иван Грозный»... Но я не написал. К фильму Эйзенштейна «Иван Грозный» музыку написал Прокофьев.
— Тихон Николаевич, а перекликалось ли Ваше творчество с Арменией, а точнее, приходилось ли Вам использовать произведения армянских писателей в Ваших сочине-ниях?
— К сожалению, раньше нет. Правда, я выступал на сцене Армянской филармонии в Ереване, я играл там свой фортепьянный концерт. Но вот сейчас на старости лет я написал дуэт на стихи великого армянского поэта средневековья — Наапета Кучака.

Вот они, эти стихи:

Он: Великолепна Ты,
как дивный белый храм. И груди, как лампады,
светятся стыдливо!
Позволь мне в храм войти —
я буду вечно там Служить коленопреклоненно,
терпеливо! Она: Пускай я дивный храм,
возлюбленный тобой, Но храму моему
услуг твоих не надо. Ты, служка, слишком юн,
чтоб вечно быть со мной, И не тебе возжечь огонь
в моих лампадах! (Перевод Генриха Митина, публикуется впервые.)
Мне очень понравились эти стихи, хотя они и очень откровенны. Вот так!

— Тихон Николаевич, скажите, пожалуйста, несколько слов — как прошли его похороны? Говорят, Вы в Ереване пешком от площади Ленина прошли до Пантеона...
— Были сложности. Думали, где хоронить — в Москве или в Ереване? Но учли его завещание — хоронить в Ереване. В Москве была торжественная панихида. С Хачатуряном прощалась вся Москва. Я на одном самолете с его гробом летел в Ереван. Там, послетор-жественных церемоний, я за гробом шел до кладбища. Был проливной дождь. Но это ничего не значило. Его провожала в последний путь вся Армения. Это был трагичный день для армян и для меня... Он был... он был друг... он... он был друг всей... всей... всей моей музыкальной жизни...

Беседу вел Роберт Баблоян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении