Мои друзья — мое богатствоГеннадий Тищенко, художник, режиссер-мультипликатор, сценарист, автор книг для детей. Снял пятнадцать мультипликационных фильмов, несколько музыкальных клипов и более ста рекламных роликов. С 1987 года живет в Москве.
Для чего существуют старые друзья? Думаю, чтобы не дать нам забыть прожитую
жизнь. Женщины склонны мифологизировать собственное прошлое, потому что не держат
при себе старых подруг. Потому и не держат-для вольного полета фантазии. Даст
мне, к примеру, Геннадий Иванович Тищенко соврать, случись мне рассказать о
том, что было со мной лет двадцать назад? Не даст. И я ему не дам. Потому что
оба хорошо помним, что с нами было в одна тысяча девятьсот восемьдесят третьем
году. Жили мы тогда в общежитии ВГИКа, что на улица Бориса Галушкина, в смежных
комнатах, на шестнадцатом этаже. С тех пор и по сей день часто-часто видимся,
и по работе, и просто так. Хотели мытого или нет, а стали друг для друга частью
биографии. Так же, как и Александр Степанович Андраникян, который жил с нами
там же. Правда, с последним мы видимся не так часто: уехал, сердечный, одиннадцать
лет назад в Америку; время от времени наезжает в Москву, грустно смотрит на
русских красавиц - и катит обратно в свой Нью-Йорк. Все в Америке хорошо, только
с бабами беда - хуже, чем на Кавказе. На Кавказе хоть свои, худо-бедно общий
язык найдешь. А к тем ни на какой лошадке не подъедешь. Неприступны, как скала.
Феминистки чертовы. У нихтоль-ко в кино все так сказочно происходит: познакомились,
понравились друг другу, пошли в бар, хлопнули по рюмашке - и в спальню. Эротические
сцены в американском кино - несбыточная мечта изголодавшихся американских мужчин,
которые, кстати, приехав в Россию, тоже не спешат отсюда уезжать. Несмотря на
немытые улицы, грязные подъезды и обилие киллеров, которых в Америке, опять
же, только в кино можно увидеть.
... В те далекие восьмидесятые мы приехали на Высшие курсы сценаристов и режиссеров
из разных концов страны. Гена, как ни странно, оказался бакинцем. Долгие годы
работал на киностудии Азербайджанфильм, был художнике м-мультипликатором, специалистом
по комбинированным съемкам, страстно увлекался фантастикой. Мы друг о друге
слышали раньше. Он обо мне - как о писателе-фантасте, я о нем - как о художнике-фантасте.
Процветал тогда такой странный жанр в живописи, и Гена был одним из ведущих
в этом жанре. Получил Гран-при на международном конкурсе "Фантастика в
живописи". Картины его выставлялись в разных городах и странах, печатались
в сборниках фантастики, издавались в виде календарей. От других художников-фантастов
его отличало одно замечательное обстоятельство: кроме космических кораблей,
которые бороз-дили просторы вселенной, он изображал на своих полотнах на фоне,
скажем, марсианских или лунных пейзажей красивых женщин, иногда не совсем одетых,
а часто совсем не одетых. Формально то были персонажи известных романов - Аэлита,
Таис Афинская, Гианэя, - на самом жеделе он увековечивал нахол-стах своих жен
и подруг. Женщины с удовольствием позировали (и до сих пор позируют) ему по
той простой причине, что на картинах они получались гораздо краше, чем в жизни.
— Как же тебя угораздило родиться в Баку?
— Почемуугораздило? Человек иной национальности в те годы (конец сороковых.
- Р.С.) имел больше шансов родиться в Баку, чем в любой другой закавказской
столице. Предки мои переехали туда из Саратовской губернии сразу после войны.
Там работали, там и остались. Да кто только там не жил! Я помню, с детства меня
окружали не столько азербайджанцы, сколько русские, украинцы, армяне, евреи.
Мама моя, к примеру, прекрасно владела и азербайджанским, и армянским - будучи
русской. Это был, и правда, интернациональный город -не на словах, а на деле.
Может, я несколько преувеличиваю, потому как, знаешь, каждому собственная юность
видится в розовых тонах. Но я не помню, чтобы меня третировали только потому,
что я инородец. Другое дело, что ни я, ни мои приятель Григорий Мовсесов никогда
бы не стали директорами киностудии. Но мы к тому и не стремились, у нас была
своя любимая работа. Я думаю, безобразия начались в восьмидесятых и даже чуть
раньше, в конце семидесятых. Но мы с тобой договорились не касаться политики,
а просто вспоминать прошлое.
— Хорошо, как ты пришел в фантастику?
— Вот это любопытно. С детства страстно увлекался этим жанром и даже пробовал
писать рассказы. Картины-то писал еще в школе, а стал выставляться, уже когда
учился в архитектурном. Нет, вру, в школе уже была персональная выставка. И
вдруг выясняется, что некоторые из известных советских фантастов, книгами которых
я зачитывался, живут в Баку, в одном со мной городе, более того, здесь существует
некая секция фантастики. Я пришел туда, познакомился с Альтовым, Войскунским,Лукодьяно-вым...
Позже Альтов издал книгу о фантастических изобретениях, а я ее проиллюстрировал.
— То есть бакинскую фантастику создавали евреи?
— В основном. Хотя не только - были, например, братья Максуд и Рустам Ибрагимбековы.
Тот самый Рустам, который впоследствии стал сценаристом Никиты Михалкова. Он
тогда тоже работал на Азербайджан-фильме. Их рассказы печатались в те годы в
"Литературном Азербайджане". Кстати, и я там напечатал рассказ, по
которому сам же впоследствии снял короткометражный фильм.
— Я помню этот фильм, ты там впервые попытался соединить мультипликацию и игровое
кино. То что впоследствии с успехом делали в Голливуде.
— Технически это у меня получилось, конечно, не так блестяще, как у американцев.
Но мы все делали на энтузиазме и за копейки. Чтобы сэкономить, мне даже приходилось
самому озвучивать свои фильмы.
— Что меня удивляет, ты по сей день и остался верен фантастике. Все твои ленты,
от "Вампиров Геоны" до "Фанто-магии", сделаны в этом жанре.
И даже в клипах умудрялся вставлять элементы фантастики. Однако из всех твоих
роликов мне более всего запомнилась "Корифана" с группой "Дюна".
Он стал почти классикой.
— Он тогда получил премию "Овация". Странно: прошло почти десять лет,
а многие до сих пор его помнят. По тем временам это был необычный, почти хулиганский
клип. Я помню, меня уговаривали убрать эпизод в борделе, где один из музыкантов
с энтузиазмом надувает презерватив. Я не убрал его, и тогда ролик стали показывать
только поздними вечерами, когда дети спят. Вообще, изобразительное решение там
было подчеркнуто безумным. Знаешь, кто был художником на этом клипе? Армен Петросян,
царство ему небесное. У него тогда своих клипов еще не было. Сначала работал
с Сашей Андраникяном, потом со мной, а потом уже сделал свой первый клип с Валерией
- "Самолет". А «Фантомагию», кстати, озвучивал Армен Борисович Джигарханян
— Клипы ты почему-то перестал делать.
— Не предлагают. Пришли молодые, активные , энергичные, у них своя тусовка,
свои каналы в шоу-бизнесе. Все стремительно
меняется. Не забывай, мне все-таки пятьдесят шесть, я для них уже почти старик.
Не хватает наглости, стремительности, умения оказаться в нужное время в нужном
месте. Раньше я тусовался, ходил на презентации, часто бывал в Доме кино. Сейчас
ни сил, ни времени, ни желания...
— Ну, слабосильным тебя не назовешь. Скажи я сейчас: нас ждут две очаровательные
модели где-нибудь в Чертаново - ведь сорвешься с места.
— Я еще подумаю, стоит ли срываться. Чертаново далеко. Недавно мне надо было
снять роликсостриптизом, такявзял карту и стал искать ближайший к дому стрип-бар,
чтобы далеко не ездить. Машины ведь нет. Все никак не куплю: то одна проблема
возникает, то другая. Знаешь, мы вообще не вовремя родились.
— В каком смысле?
— Надо было родиться или раньше или позже. В первом случае успели бы наработать
славу и деньги еще в советское время, а во втором были бы достаточно молоды
- и кстати, менее интеллигентны, - чтобы сделать это сейчас.
— Тебя напрягает материальное неблагополучие!
— Я бы соврал, если бы сказал, что не напрягает. Конечно, напрягает, хотя я
не бедствую. Да моральное удовлетворение важнее, но когда двадцатисемилетние
ребята, которых я же и учил, зарабатывают в три-четыре раза больше меня, это
не совсем нормально. Ненормально не то, то они богаче, а то, что
я беднее. Впрочем,я не брюзжу, не жалуюсь, это глупо. В конце концов каждый
получает от жизни то, чего по-настоящему добивается. Нельзя иметь все сразу.
Если есть что-то одно, значит, чего-то другого не хватает. И наоборот.
— К тому же к твоему возрасту нынешние двадцатисемилетние иссякнут настолько,
что вряд ли смогут наведаться к моделям не то что в Чертаново, но даже в соседний
дом.
— Я сколько себя помню, всегда был подвижен и полон проектов. Изъездил страну
вдоль и поперек,несколько раз был художником в пионерлагере "Орленок".
Дети меня обожали...
— Не сомневаюсь, особенно девушки лет шестнадцати-семнадцати. ..
— Прожитой жизнью я доволен. Но итоги подводить рановато. Сегодня другие времена.
Как говорил Остап Бендер, пора начать трудовую буржуазную жизнь. Определенно
надо что-то делать, что-то менять в себе...
— Что, например?
— Например, бросить курить, заниматься спортом, всегда быть в форме и выглядеть
на все сто. Побольше пафоса. А главное, научиться говорить не разжимая зубов
: "Я стою по меньшей мере втрое больше". Ну, как получается?
— Получится, если уберешь с лица улыбку. Морщины появляются там, где раньше
были улыбки. Бернард Шоу сказал.
Руслан Сагабалян
|