Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Внимая Петру Великому

2003 год войдет в историю современной России как особый, юбилейный, когда с большой торжественностью отмечается 300-летие Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда. Свою сопричастность с этим большим событием испытывают не только россияне, но и представители армянского народа. Здесь происходили события и принимались решения, ставшие судьбоносными в истории нашего народа.

Великий император России Петр Первый основал Санкт-Петербург, как форпост на северозападных границах страны, но его строительство стало историческим подвигом русского народа. Царь Петр в первую очередь заботился о заселении нового города, ставшего с 1712 года столицей могучего государства, ремесленниками, предпринимателями, промышленниками. Прорубив окно в Европу и назвав его городом св. Петра (в чем проявилась скромность монарха), царь Петр важнейшее значение придавал привлечению купцов, которые укрепили бы и расширили связи с Европой. Он предоставлял особые льготы всем, кто был готов поселиться среди болот, на которых возводился град. Подписанные самодержцем многочисленные грамоты и указы свидетельствуют о его покровительстве предпринимателям и строителям армянам. В начале XVIII века усилилась эмиграция армян, которые, спасаясь от персидско-турецкого ига, переселялись в Россию. В поисках надежного убежища во множестве они селились в разных частях бескрайней страны. Как писал Сергей Глинка: «Армяне, внимая Петру Великому, как и зову их сердец, со своими семьями спешили переселиться в пределы России. В числе переселенцев была семья Манука Лазарева, потомки которого в дальнейшем сыграли заметную роль как в России, так и в жизни армянских колоний. После переселения армянам в Москве и на берегах Невы предоставили армянские земельные участки».

Документы, сохранившиеся в архивах, свидетельствуют, что еще в 1710 году (через 7 лет после основания) в С.-Петербурге проживала маленькая армянская община. Но при этом в числе крупных городских чиновников уже упоминаются армяне Афанасий Панкратов и Лука Ширванов. Достигая успеха на экономическом и государственном поприще, со временем некоторые армяне были зачислены в ряды русского дворянства. В то же время в Русской армии появляются талантливые военачальники-армяне. Так, в 1734 году жители ПетербургаЛа-зарь Христофоров и Иван Юзба-ши получают высокое звание генерал-майора. А уже в Отечественной войне 1812 года столицу и страну защищали генералы Д. Абамелек, Д. Ашхарумов, П. Меликов, А. Лазарев и полковники В. Мадатов, А. Абамелек, П. Абамелек, П. Шахнавазов.

В тридцатые годы XVIII века армянская колония Петербурга так выросла, что возникла необходимость в духовном пастыре. Как свидетельствуют архивы богача и мецената Абамелек Лазарева, в Петербурге до 1730 года духовную службу осуществляли наездами священники из Москвы Мовсес Мовсесян, Мовсес Мартиросян, Акоп Аргутян, а затем постоянно поселился вардапет Иван (Оганес) Ширистанов. Возможно, армянская колония селилась в одном квартале, поэтому существовала Армянская улица. Во второй половине XVIII века произошли события, которые не могли не повлиять на судьбу армянского народа. В результате русско-турецкой войны 1768— 1774 гг. еще более усилилась иммиграция армян в Россию. Императрица Екатерина Вторая продолжила политику Петра Первого покровительства армянам и предоставления им всяческих льгот. Наряду с видным деятелем петербургской армянской общины богачом и действительным статским советником И.Л. Лазаревым с 1780-х годов возникает фигура начальника армянской епархии в России архиепископа Иосифа Ар-гутинского-Долгорукого. При его непосредственном покровительстве переселившийся из Лондона в С.-Петербург новоджугинец Григор Халдарян в 1783 году основал армянскую типографию. После присоединения Восточной Армении к России с 20-х годов XIX века еще более увеличилось число жителей Петербурга армянской национальности. Здешняя колония стала одним из духовных и культурных центров армянского народа. Обучаясь в петербургских учебных заведениях, некоторые представители армянской молодежи проникались модными в то время революционными идеями. В середине XIX века Петербург стал одним из центров деятельности армянских революционных демократов. В период Великих реформ в Петербурге проживал видный российский государственный деятель граф М.Т. Лорис-Меликов, который, являясь министром внутренних дел при царе Александре Втором, фактически играл роль вице-императора. В грозном 1917 году видный деятель партии большевиков Сергей Багдатьев замечен как активный организатор и участник июльских и октябрьских событий. Наряду с ним принимал участие офицер Михаил Тер-Арутюнянц, один из руководителей Военной организации большевистской партии. Немногие знают, что последним командующим петроградским гарнизоном, который пытался силами юнкеров оказать сопротивление свержению Временного правительства, был генерал князь Багратуни. В Петрограде в 1917 году начинал свою ратную службу будущий адмирал флота Советского Союза И.С. Исаков, который в 1937—1938 годах являлся командующим Балтийским флотом, был также начальником Военно-морской академии. В 1924—1925 годах в Ленинградской высшей кавалерийской школе проходил обучение будущий маршал Советского Союза И. X. Баграмян.

Активное участие принимали армяне в защите города от немецко-фашистских войск. Ленинградцы в память павших при обороне города сынов армянского народа, члена Военного совета армии Вениамина Галстяна и дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна, назвали улицу и школу. Не отмеченной не осталась научная и общественная деятельность всемирно известных ученых-ленинградцев, академиков Иосифа и Ле-вона Орбели, в их честь названы улицы. Свой вклад в копилку достижений жителей города в послевоенные годы внесли многие замечательные деятели науки и культуры, руководящие работники. Как пример можно привести известного психолога, декана факультета психологии Ленинградского государственного университета Бориса Ананьева; декана факультета филологии, члена-корреспондента АН СССР, крупного специалиста по европейской литературе Бориса Реи-зова; заместителя директора Института литературы им. А.С. Пушкина, доктора филологии Камса-ра Григоряна; ботаника академика Армена Тохтаджяна; известного советского писателя, главного редактора журнала «Нева» Георгия Холопова; главного режиссера театра им. Комиссаржевской Рубена Агамирзаянца; композитора Надежду Симонян; мастера устного слова Анатолия Шагиня-на; солиста Ленконцерта Жана Татляна; скульптора Л евона Лазарева и многих других.

Санкт-Петербург один из красивейших городов мира. Величественный облик зданий, строгая планировка улиц, архитектурно оформленные набережные придают городу уникальный,своеобразный характер. В этот ансамбль архитектурной музыки трех столетий внесли свой посильный вклад и жители-армяне. В одной из записок, датированной 1714 годом, на имя вице-канцлера П. Шафирова, составленной соратником ИсраэлаОри (основоположник российской ориентации в армянской политической мысли) Минасом Вардапетом, выражена просьба основать в Петербурге армянскую церковь. Спустя годы тот же вопрос поднял Лука Ширванов, прося дозволения построить небольшую церквушку на территории его усадьбы. Возможно, Ширванову удалось осуществить намеченную идею.

В 1779 году, при Екатерине Второй, по высочайшему соизволению на средства богача и мецената графа Лазарева в начале Большого проспекта на Васильевском острове построена церковь св. Екатерины. При церкви, по обеим сторонам, на средства Лазарева выстроены два четырехэтажных корпуса. Комплекс возведен по проекту архитектора Ю. М. Фельтена, имя которого связано с набережными Невы, решеткой Летнего Сада и зданием Старого Эрмитажа. С деятельностью этого зодчего связывают возведение двух других армянских церквей. На Невском проспекте междуулицами Бродского и Садовой, напротив Гостиного двора и сейчас высятся Армянская церковь и подворье (по адресу Невский проспект №№40, 42). Храм сооружен в 1770-х годах, а прилегающие строения возведены в 1783— 1789 годах. В одном из этих домов в 1823—1825 годах проживал декабрист Г. С. Батеньков, где на его квартире устраивались собрания членов Северного общества. На улице Салтыкова-Щедрина находится армянская церковь св. Анны. На Смоленском кладбище в 1791 году, благодаря усердию Лазарева, не щадившего средств, возведена церковь Воскресения Христова в память о его безвременно усопшем сыне. В 1832 году при ней на церковную сумму построен дом, который и по сей день служит резиденцией пастыря петербургских армян.Все эти церкви аналогичны по композиции и не соответствуют традиционным канонам армянской церковной архитектуры, но в духовной жизни армян-петербуржцев они сыграли большую роль. Да и в ряду петербургских соборов св. Исаакия, Казанского, Богородицы, Николая Чудотворца, Христа Спасителя, Голландской, Лютеранской они занимают свое особое место. В первые годы советской власти из-за резкого уменьшения численности общины прекратила свою деятельность в городе Армянская Апостольская церковь. Здания церквей были переданы различным учреждениям, но сохранились благодаря внесению в список историко-архитектур-ных памятников. В годы Блокады от обстрелов германской артиллерии пострадали и они.

В числе других мест города, связанных так или иначе с армянами, можно отметить особняк в стиле неоклассицизма князей Абамелек-Лазаревых, построенный по проекту архитектора И. А. Фомина в 1912— 1914 годах, и армянское кладбище, которое занимает около 2,5 гектара на Васильевском острове, где нашли упокой российские государственные, военные, ученые деятели армянского происхождения. В Александро-Невской Лавре покоятся герой русско-турецких и русско-иранских войн генерал-лейтенант Валерьян Мадатов и один из видных защитников Ленинграда, известный политработник Вениамин Галстян.

Профессор Армен Овсепян, преподаватель Вениамин Маилян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении