Социальные науки и вызовы историиПереломное значение Карабахского освободительного движения для судьбы всего армянского народа вне всяких сомнений. Именно этим был обусловлен его общенациональный характер в 1988-м. Вместе с тем, сам ход событий сразу же вывел проблему за национальные и даже региональные рамки, не оставив равнодушным к проблеме ни одно государство, имеющее свои интересы в регионе и способное воздействовать на региональные процессы.
В этом смысле актуальным становится политологическое осмысление дальнейших
перспектив развития нового армянского общества, осознание его надлежащего места
в политической реальности наших дней, а также, что опять же немаловажно, решение
фундаментальных задач будущности армянского государства. О том, что и как может,
а, скорее, должно формировать политическое самосознание нации, определять ее
внутри- и внешнеполитическую составляющую общественного поведения, размышляет
в интервью агентству «Де-Факто» доктор философских наук, профессор АЛЕКСАНДР
МАНАСЯН.
- В условиях сложных процессов распада СССР и навязанной Нагорному Карабаху
войны, - сказал нам профессор Манасян, - мы добились-таки ряда значительных
достижений. Наиболее впечатляющими из них стали рождение Республики Армения,
полноправного члена международного сообщества государств, и освобождение южного
Арцаха, на котором провозглашена НКР. Карабахское движение навсегда похоронило
образ «вечно сетующего на судьбу» армянина, раз за разом теряющего свою землю.
Это, по мнению профессора Манасяна, - особое приобретение.
- Но наряду с этим разве не должны мы, более того -обязаны трезво оценить и
политически осмыслить уроки нашей новейшей истории? Если, конечно, хотим сохранить
обретенное.
- Разумеется. Наличие государственности - не гарантия его вечного существования.
Ее сохранение требует каждодневных усилий и готовности ответить на вызовы истории.
Что, собственно, и понятно. История человечества в определенном смысле являет
собой историю соперничества цивилизаций, наций и государств. Выживают те, которые
проявляют жизнестойкость и мудрость. Главные же арены, на которых развертывается
соперничество, известны. Это экономика, обороноспособность, культура, благодаря
которым цивилизация обретает свое особое содержание, а народ сохраняет свою
самобытность. Наконец, это внешняя и внутренняя политика.Но имеется еще одно
поле соперничества, не лежащее в одной плоскости с вышеуказанными и предшествующее
им в качестве основы и условия фик-сирумых в них результатов. Это наука. Вот
уже более века характер и потенциал наций, государств и цивилизаций непосредственно
характеризуется их отношением к науке - ориентацией на науку и научную мысль.
Это не теоретический тезис, а констатация подтвержденного историческим опытом
факта -между прочим, столь очевидного, что порою кажется тривиальным, не имеющим
особого значения утверждением. Выясняется, однако, что сложность проблемы заключается
не в осознании или формулировании, а в ее реализации. Многие нации и государства,
прекрасно осознавая значение науки, тем не менее не могут сделать ее движущей
силой своего развития, превратить в реальный фактор стратегии выживания. К сожалению,
мы относимся к их числу.
- Мрачная констатация факта. Но есть ли тем не менее надежда на обратное? Что
значит иметь конкурентоспособный научный потенциал? Может, он сводится к наличию
научных центров, оснащенных соответствующим оборудованием и высококвалифицированными
кадрами?
- Отнюдь. Отмеченное вами -всего лишь необходимое условие, и наличие таковых
вовсе не означает обладания национальным научным потенциалом. Требуется еще,
чтобы все это было реально направлено на разрешение жизненно важных проблем
нации, на обеспечение ее безопасности и развития. В свое время АрмССР имела
великолепные центры научно-технической мысли с более 20 тысячами научных сотрудников.
Немало ученых-армян работало в ведущих научных центрах других стран. Однако
такой научный потенциал врядли можно было назвать национальным, поскольку он
обслуживал потребности других наций и государств.
Для, что называется, текущего момента нашей истории главным представляется
выяснение следующего вопроса: способна ли армянская научная мысль удовлетворить
потребности национального развития и ответить на брошенные нации вызовы? Ближайшее
рассмотрение показывает, что различные области армянской научной мысли имеют
разную степень готовности. Это понятно. В советские годы мы имели научную мысль,
полностью или частично отвечающую современным критериям, преимущественно в области
естественных и технических наук. Техническая и естественно-научная мысль не
представляла особой опасности для тоталитарной системы. Более того, система
использовала его в собственных целях. Что же касается общественных наук, то
здесь нам, за исключением,наверное, арменоведения, увы, нечем гордиться. В условиях
монополии не терпящей какого-либо инакомыслия философии марксизма, пропитанные
до мозга костей лжеконцепциями о пролетарском интернационализме и коммунистическом
будущем, общественные науки принципиально не могли быть направлены на решение
национальных проблем. То, что естественные науки в определенной (не абсолютной)
степени свободны от идеологических пут, обуславливает, вне всякого сомнения,
их особую общественную ценность. Это стало основанием для неадекватных и часто
превратных представлений об их социальной роли - в смысле ее переоценки. С советских
времен это убеждение укоренилось у нас в особо крайних формах. Со всей уверенностью
можно утверждать, что сегодня в нашем научном и политическом истеблишменте господствует
застывшая и не приемлющая никаких возражений точка зрения, согласно которой
техника и технология являются главными факторами жизнеспособности и прогресса
нации. Это мышление вот уже около века не позволяет избавиться от навязанных
извне стереотипов, мешающих нашему обществознанию ориентироваться на коренные
проблемы национального развития .
Недавно, в 2002 году, был поставлен вопрос о приоритетах науки в республике.
Однако предпринятые шаги уже отмечены печатью недооценки важности национального
обществознания. Высшие государственные и научные круги будущее нации все еще
однозначно связывают именно и только с техникой и технологией, а следовательно,
с техническими и естественными науками. И это несмотря на то, что несостоятельность
этого взгляда со всей очевидностью доказана минувшим десятилетием. Армения,
вышедшая по некотороым отраслям науки, техники и промышленности надоволь-но
высокие позиции, в конце века всего за несколько лет превратилась в экономически
отсталую провинцию. Совершенная техника и довольно развитые естественные науки
оказались не в силах противостоять процессам общесоциального коллапса. Да и
не могли: ибо только благодаря ориентированным на потребности национального
развития общественным наукам, начиная от истории и экономики и кончая политологией
и философией, мы могли бы избежать того краха, который заимели. И, к сожалению,
все еще имеем.Сказанное вовсе не умаляет значения естественных и технических
наук. Однако мы должны осознать, что свое конкретное цивилизационное значение
и свою роль техника и технология приобретают лишь в конкретных социальных условиях,
что они всего лишь средство и инструменты для решения перманентно возникающих
социальных задач, формулирование и осмысление которых -прерогатива общественных
наук.
- Но одного осознания, вероятно, мало. Не так ли?
- Конечно. Ведь можно прекрасно понимать задачу, можно предпринимать конкретные
шаги в этом направлении, прилагать усилия, вкладывать средства и тем не менее
не достичь желаемой цели. Дело в том, что обществоз-нание - это сама по себе
неохватная сфера, в которой не так-то просто выявить приоритеты и первоочередные
задачи. Если они выбраны неверно, то исследовательская мысль может попросту
заблудиться среди второразрядных задач и привести к раздроблению научного потенциала
и распылению имеющихся средств. Отсюда и необходимость выявления жизненно важных
для нас задач и установления приоритетов. Критерием выбора приоритетов может
быть одно: их нацеленность на потребности национальной безопасности и стабильного
развития, т.е. их способность ответить на вызовы истории. Выяснение того, какие
именно конкретные темы следует считать приоритетными и первоочередными, само
по себе является важной научной задачей, которую следует решить путем мозговой
атаки с участием ведущих армянских обществоведов. Очевидно, что эти обсуждения
и дискуссии могут послужить намеченной цели лишь в том случае, если на то имеется
государственный заказ. В противном случае мы заимеем лишь программы, обреченные
желтеть в долгих ящиках.Исходной задачей подобных экспертных обсуждений естественно
и логично должен стать вопрос: какими требованиями следует руководствоваться
при определении приоритетов армянского обществознания? Как мне кажется, пока
в последнем отсутствует некое качество, обязательное для полноценного выполнения
им своей роли. А именно: оно с необходимой систематичностью и последовательностью
не ориентировано на формирование политического самосознания нации.Политическое
самосознание нации - это, как известно, система идей и воззрений, лежащая в
основе его внутри-и внешнеполитического поведения. Именно политическое самосознание
«ответственно» за выбор циви-лизационных ориентиров, форм политической самоорганизации
нации и принципов регулирования своих взаимоотношений с другими нациями.
Вопросы, связанные с политическим самосознанием нации -вопросы особенные. Своим
смысловым зарядом и емкостью они направлены в историческую перспективу, а с
точки зрения и неотложности решения - это ключевые вопросы текущей истории.
До сих пор армянское обществоз-нание не рассматривало вопрос своих приоритетов
в разрезе указанной политической актуальности. Практически не было серьезных
попыток компетентного рассмотрения проблемы или ее обстоятельного анализа. Будь
у нас государственный подход к теме, именно эти проблемы должны были стать приоритетами
социальных наук, а вытекающие из них подвопросы - составили бы содержание предъявляемого
им госзаказа. Сегодня у нас не только такого госзаказа нет, но и нет самой такой
идеи. Высшие политические круги Армении, увы, не готовы к этому.
- Из сказанного Вами надо полагать, что до сих пор компетентного обсуждения
по данной теме не было. В таком случае какие проблемы Вы сами заложили бы в
«пакет госзаказа» для нашего обществознания?
- Перечислю то, что является всего лишь результатом моих личных наблюдений и
анализа.
ПЕРВОЕ. Известно, что в минувшем веке мы оказалась в двух диаметрально противоположных
по своим цивилизационным ори-ентациям обществах. В обоих случаях общественные
процессы у нас имели привнесенный или даже навязанный извне характер. Сегодня
мы переживаем переход от одного неестественного общества к другому, возможно,
тоже «не по нас выкроенному» обществен-номустрою. Сам выбранный (или навязанный)
путь перехода оказался связанным с гигантскими потерями. От наших общественных
наук требуется осмыслить цивилизационную сущность пройденного нами в прошлом
столетии пути. Обоснованного научного ответа требует вопрос о том, каким в данных
геополитических условиях должно быть наше внешне- и внутриполитическое поведение,
наши социально-экономические ориентиры, нацеленные на обеспечение безопасного
существования и стабильного развития нации.
ВТОРОЕ. Неотложного осмысления требуют вопросы,связанные с карабахским конфликтом.
То, что мы «очутились» в неблагоприятной для нас пропагандистской изоляции,
«вина» не только наших оппонентов. Налицо и наш собственный вклад - по причине,
главным образом, отсутствия соответствующих научных разработок, недостаточного
осмысления международно-правового и политического подтекста вопроса.
ТРЕТЬЕ. Армянская история переживает беспрецедентный этап. В условиях двух
независимых (признанного и непризнанного) государств вместо эмиграции происходит
ужасающих размеров иммиграция. Независимо от причин (исследование которых также
исключительно актуально), сегодняшняя реальность требует найти пути, которые
могли бы стимулировать объединение рассеянных по всему миру армян, уберечь от
ассимиляции живущие вне Родины и обладающие разными политическими, экономическими
и культурными возможностями части нашего народа. Задача, на мой взгляд, сводится
не только к выработке и формулированию обоснованных и реалистических целей,
но и к разработке и внедрению качественно новых консолидирующих нацию технологий,
которые обеспечат приоритет национальных ценностей над всевозможными, и, большей
частью, ложными, партийными и идеологическими ценностями. А это уже задача,
требующая исключительно серьезного научного подхода.
ЧЕТВЕРТОЕ. В срочном научном осмыслении нуждаются внутриполитические процессы,протекающие
в Республике Армения и Арцахе. Механически скопированные и грубо привязанные,
научно необоснованные и часто дублирующие друг друга «партийные идеологии»,
заполонившие Армению в постсоветский период, способны, скорее всего, создать
у нас стабильно некачественную, чреватую нежелательными последствиями субкультуру,
которая затормозит становление политической культуры, соответствующей нашему
национальному облику и нашим же национальным целям. Резюмируя сказанное, хочу
оговориться: я лишь очертил те рамки проблем-приоритетов обществознания, которые
при скоординированном подходе сами расположатся по степени важности и актуальности.
Однако всему этому должны предшествовать проводимые по государственному заказу
и под эгидой государства конференции обществоведов - для разработки концепции
развития национального обществознания, его основных ориентиров и четкого формулирования
национальных приоритетов в этой области.
|