Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Итоги парламентских выборов и первые впечатления

Как и предполагалось, парламентские выборы в Армении мало чем отличались по своему сценарию от президентских, и их итоги вызывают такое же недоверие в обществе, как и итоги выборов главы государства. Не надо обольщаться некоторыми дипломатичными заявлениями представителей ОБСЕ/ПАСЕ о «прогрессе» по сравнению с президентскими выборами.

На самом деле международное сообщество за парламентские выборы поставило Армении «двойку с плюсом». Большой разницы между «двойкой» за президентские выборы и «двойкой с плюсом» за парламентские выборы мы не видим. Последствия действия властей, ответственных по закону за проведение выборов, скорее всего, приведут к частичной международной изоляции страны в ряде авторитетных региональных организаций. Например, может быть заморожено членство Армении в Совете Европы. Впрочем, этот вопрос будет окончательно решен в конце первого летнего месяца в Страсбурге. Что касается формальных итогов выборов, то во многом они соответствуют прогнозам многочисленных экспертов, хотя, если быть более точным, есть и неожиданности. Но обо всем по порядку. Итак:

- пакет конституционных изменений, которые так хотел провести президент Роберт Кочарян, не был поддержан требуемым числом избирателей на референдуме. Таким образом, ВПЕРВЫЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 12 ЛЕТ (т.е. с момента распада Советского Союза), НА ТЕРРИТОРИИ ВСЕГО ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕЙСТВУЮЩАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ/АДМИНИСТРАЦИЯ НЕ СМОГЛА ПРОВЕСТИ НА РЕФЕРЕНДУМЕ НУЖНЫЙ ЕЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. Следует отметить, что против конституционных изменений выступали только оппозиционный блок «Ардарутюн»/ «Справедливость» и маловлиятельное сегодня Армянское общенациональное движение (менее 1% голосов избирателей на минувших выборах). Они вели последовательную, системную и массированную контрпропаганду против предложенного Р.Кочаряном пакета конституционных реформ. Таким образом, реальная оппозиция может записать «Нет!», сказанное избирателями конституционным реформам, в свой политический актив. Хотя по официальным данным, голоса избирателей на референдуме разделились почти поровну, нам известно, что в тех мажоритарных округах, где выборы прошли относительно честно (таких наберется не более полутора десятков из 56), соотношение голосов «за» конституционные реформы и «против» было 1 : 4-5. Отметим также то обстоятельство, что все остальные 19 политических партий и блоков, принявших участие в парламентских выборах, поддерживали пакет конституционных изменений, но делали это как-то пассивно, непоследовательно, плохо аргументируя свою позицию. Как президент, так и оппозиция будут стараться использовать итоги референдума в своих политических целях. Так, Р.Кочарян и его команда будут говорить о том, что референдум прошел демократично, следовательно, с соблюдением транспарентности и международных стандартов избирательных процессов в Армении не все так плохо. Оппозиция же будет увязывать провал пакета конституционных реформ Р.Кочаряна прежде всего с его низким уровнем легитимности и реальным, а не формальным рейтингом;

- успех республиканцев был прогнозируем. Однако, ради справедливости, отметим, что большинство отмеченных международными и местными наблюдателями нарушений «Избирательного кодекса» происходили именно в тех мажоритарных округах, где победу одержали кандидаты, прямо или косвенно поддерживаемые Республиканской партией. В новом составе Национального Собрания партия официально будет иметь фракцию в 33-35 депутатов. Одновременно, по мнению большинства экспертов, реальное число голосов, которые сегодня контролируют премьер- министр Андраник Маркарян и министр обороны Серж Саркисян, не менее 60. Исходя из этого числа, возможны следующие сценарии действия вышеупомянутого политического дуэта: а) Республиканская партия вступает в коалицию с партией «Оринац ер-кир»/«Страна законности» и предоставляет ей несколько неключевых портфелей в составе правительства. Лидер «младшего партнера» по возможной коалиции Артур Багдасарян становится спикером/вице-спикером парламента (А.Маркарян сохранит пост главы правительства). Таким образом, правительство республиканцев и «Оринац еркир» может получить устойчивость и стабильное большинство в Национальном Собрании, а Серж Саркисян остается на посту министра обороны; Ь) республиканцы сделают попытку сформировать однопартийное правительство во главе с А.Маркаряном. Серж Саркисян - занимает пост спикера; с) может быть сформирована «большая коалиция» в составе республиканцев, «Оринац еркир» и АРФ-Дашнакцутюн/ «Национальное единство» (А.Ге-гамян), которые и распределят между собой портфели в правительстве и кресла в Национальном Собрании. Возможны и другие сценарии, но, в целом, они, скорее всего, будут модификациями трех вышеупомянутых вариантов;

- успех партии «Оринац еркир» (мы предполагаем, что партия будет контролировать в новом составе Национального Собрания до 20 мандатов, хотя в официальном составе фракции их будет меньше) обусловлен несколькими аспектами: массированным финансированием, в котором, как мы предполагаем, были задействованы источники одной из западноевропейских стран; грамотно проведенная предвыборная кампания, которую, видимо, спланировали западные и, возможно, российские имиджмейкеры. Партия, во время выборов, сумела сыграть на «оппозиционном поле» и своим суперпопулизмом оттянуть некоторую часть голосов оппозиционного электората (коммунистов, «Национального единства» и блока «Ардарутюн»). Лидер партии Артур Багдасарян не скрывает своих президентских амбиций и связей с Францией;

- реально блок «Ардарутюн» набрал, видимо, в два раза больше голосов, но традиции «воровства» голосов избирателей у оппозиции с помощью массированных фальсификаций, видимо, вошли в кровь и плоть политической жизни Армении. В этом свете вполне логичным выглядит заявление руководства блока о том, что оно не признает итоги прошедших парламентских выборов. Учитывая мощное давление всей государственной машины против единственной реально оппозиционной силы блока «Ардарутюн», а также его ограниченные финансово - информационные возможности, видимо, можно считать, что 14-17 мандатов в новом составе Национального Собрания не так плохо. Особенно, если к этому добавить успех блока, связанный с провалом пакета конституционных изменений, инициированных президентом;

- итоги выборов в парламент для традиционной армянской партии АРФ-Дашнакцутюн еще долго будут предметом дискуссий. И дело не только в том, что партия, последние 5 лет поддерживающая политику президента и правительства, в отличие от республиканцев и «Оринац еркир», так и не смогла увеличить своего реального представительства в Национальном Собрании. Особо отметим то обстоятельство, что в отличие от парламентских выборов 1999 года АРФ-Дашнакцутюн имела достаточно солидный доступ к «административному ресурсу», практически ничем не ограниченные информационные и финансовые возможности. Однако, руководство партии, не сделав поправку на реальные итоги президентских выборов, однозначно связало свой успех на выборах с политической поддержкой Р.Кочаряна. Руководство партии также подверглось острой критике в прессе за то, что в первой десятке партийного списка были два беспартийных человека, протекцию которым составил Грант Варданян -один из самых состоятельных людей сегодняшней Армении. Таким образом, два депутата из 11, прошедших по спискам АРФ-Дашнакцутюн, будут подчиняться не политическим решениям руководства партии/ фракции, а Гранту Варданяну. Учитывая результаты парламентских выборов, атакжето обстоятельство, что в 2004 году должно состояться очередное Собрание (съезд) АРФ- Дашнакцу-тюн, можно предположить, что лидеры партии Грант Маргарян и Ваган Оганесян могут подвергнуться острой критике со стороны функционеров различных звеньев. Вполне возможно, что партия не получит портфелей в новом составе правительства и станет оппозиционной к нему в парламенте, продолжая при этом поддерживать президента Р.Кочаряна;

- как крайне неудачные можно расценить итоги выборов для партии «Национальное единство» по сравнению с парламентскими выборами 1999 года. Хотя формально партия набрала больше голосов, чем 4 года назад, и даже увеличила свое представительство в парламенте, ее результаты необходимо сравнивать не с последними выборами в Национальное Собрание, а с последними президентскими выборами, на которых лидер «Национального единства» Арташес Гегамян получил свыше 17% голосов. Отказ поддержать во втором туре президентских выборов С.Де-мирчяна и фактическая сделка с «партией власти» (С.Саркисян) окончательно перевели в глазах части избирателей «Национальное единство» из рядов радикальной оппозиции в состав подконтрольной/«карман-ной» оппозиции. Руководство партии надеется поучаствовать в дележе парламентских кресел (руководители постоянных комиссий,вице-спикер)и,возможно, на определенных условиях, войдет в состав правительства;

- настоящей сенсацией парламентских выборов в Армении можно считать преодоление 5%-ного барьера голосов избирателей мало кому известной до этого Объединенной партией трудящихся (ОПТ), которая была создана менее года назад одним из армянских магнатов Гурге-ном Арсеняном. Успех партии в пропорциональной части выборов обусловлен не столько солидными финансовыми возможностями ее лидера (по нашей оценке, во время предвыборной кампании куда более внушительные средства потратили патроны партий «Могучая Родина», рамкавар- азатакан Армении, демократическо- либерального союза и некоторых других), сколько грамотным проведением кампании и эффективным расходованием имеющихся средств. Так, судя по всему, Г.Арсенян достаточно прагматично посчитал, сколько конкретно голосов необходимо набрать для преодоления заветного 5%-ного барьера, и сосредоточил свои ресурсы в нескольких мажоритарных округах. Между тем, другие партии, имеющие даже большие стартовые возможности, разъезжали в это время по всей стране и распыляли ресурсы. Кроме того, Г.Арсенян реально появился на телеэкранах за 10-14 дней до голосования, когда избиратель уже порядком устал от Андрани-ка Маркаряна и Сержа Саркисяна, Артура Багдасаряна, Вагана Оганесяна, Арташеса Гегамяна и пр. Используя ряд несложных приемов, Г.Арсенян сумел создать у части избирателей позитивный имидж «нового человека». И еще одно не менее важное обстоятельство: преодолением 5%- ного барьера ОПТ и ее лидер не обязаны Р.Ко-чаряну, А.Маркаряну или С.Саркисяну.

Прогнозируя политический курс ОПТ в Национальном Собрании на ближайшие 6 месяцев, мы полагаем, что партийная фракция будет демонстрировать лояльность как правительству, так и президенту. От более долгосрочных прогнозов мы пока воздержимся. Подводя итоги парламентских выборов, мы не можем не отметить, что полностью подтвердился прогноз многихэкспертов о полном политическом провале армянских коммунистов всех мастей, которые все вместе не смогли набрать и 2,5% голосов избирателей. Если коммунисты не сменят партийное руководство и не проведут чистку партийных рядов, то они рискуют в обозримом будущем оказаться на задворках политической жизни Армении. Пожалуй, самым негативным образцом политических ин-вестиций в Армении стала партия рамкавар- азатакан Армении (ПРАА). Очередной провал ПРАА не связан с нехваткой средств, отсутствием «административного ресурса», фальсификациями или недостатком времени для выступления в телеэфире. Главная проблема в том, что массированные финансовые инвестиции на этот раз были сделаны в абсолютно провальный политический проект, возглавлять который предоставили Рубену Мирзаханяну, человеку, который, по ряду причин, имеет крайне низкий авторитет у избирателей. Результат - налицо. Мы полагаем, что одним из главных итогов восьмимесячного выборного марафона в Армении (выборы в органы местного самоуправления, два тура президентских выборов, конституционный референдум, выборы в Национальное Собрание) стало ослабление позиций внутри «партии власти» Роберта Коча-ряна и его команды. В политической ситуации есть немало «подводных камней», и это несмотря на внешне устойчивые позиции «партии власти» после серии выборов. Однако, по каким конкретным сценариям станут развиваться события, станет ясно после первой сессии нового парламента страны (она состоится в середине июня) и формирования нового состава правительства.

Давид Петросян, Ереван

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении