Итоги парламентских выборов и первые впечатленияКак и предполагалось, парламентские выборы в Армении мало чем отличались по своему сценарию от президентских, и их итоги вызывают такое же недоверие в обществе, как и итоги выборов главы государства. Не надо обольщаться некоторыми дипломатичными заявлениями представителей ОБСЕ/ПАСЕ о «прогрессе» по сравнению с президентскими выборами.
На самом деле международное сообщество за парламентские выборы поставило Армении
«двойку с плюсом». Большой разницы между «двойкой» за президентские выборы и
«двойкой с плюсом» за парламентские выборы мы не видим. Последствия действия
властей, ответственных по закону за проведение выборов, скорее всего, приведут
к частичной международной изоляции страны в ряде авторитетных региональных организаций.
Например, может быть заморожено членство Армении в Совете Европы. Впрочем, этот
вопрос будет окончательно решен в конце первого летнего месяца в Страсбурге.
Что касается формальных итогов выборов, то во многом они соответствуют прогнозам
многочисленных экспертов, хотя, если быть более точным, есть и неожиданности.
Но обо всем по порядку. Итак:
- пакет конституционных изменений, которые так хотел провести президент Роберт
Кочарян, не был поддержан требуемым числом избирателей на референдуме. Таким
образом, ВПЕРВЫЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 12 ЛЕТ (т.е. с момента распада Советского Союза),
НА ТЕРРИТОРИИ ВСЕГО ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕЙСТВУЮЩАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ/АДМИНИСТРАЦИЯ
НЕ СМОГЛА ПРОВЕСТИ НА РЕФЕРЕНДУМЕ НУЖНЫЙ ЕЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. Следует отметить,
что против конституционных изменений выступали только оппозиционный блок «Ардарутюн»/
«Справедливость» и маловлиятельное сегодня Армянское общенациональное движение
(менее 1% голосов избирателей на минувших выборах). Они вели последовательную,
системную и массированную контрпропаганду против предложенного Р.Кочаряном пакета
конституционных реформ. Таким образом, реальная оппозиция может записать «Нет!»,
сказанное избирателями конституционным реформам, в свой политический актив.
Хотя по официальным данным, голоса избирателей на референдуме разделились почти
поровну, нам известно, что в тех мажоритарных округах, где выборы прошли относительно
честно (таких наберется не более полутора десятков из 56), соотношение голосов
«за» конституционные реформы и «против» было 1 : 4-5. Отметим также то обстоятельство,
что все остальные 19 политических партий и блоков, принявших участие в парламентских
выборах, поддерживали пакет конституционных изменений, но делали это как-то
пассивно, непоследовательно, плохо аргументируя свою позицию. Как президент,
так и оппозиция будут стараться использовать итоги референдума в своих политических
целях. Так, Р.Кочарян и его команда будут говорить о том, что референдум прошел
демократично, следовательно, с соблюдением транспарентности и международных
стандартов избирательных процессов в Армении не все так плохо. Оппозиция же
будет увязывать провал пакета конституционных реформ Р.Кочаряна прежде всего
с его низким уровнем легитимности и реальным, а не формальным рейтингом;
- успех республиканцев был прогнозируем. Однако, ради справедливости, отметим,
что большинство отмеченных международными и местными наблюдателями нарушений
«Избирательного кодекса» происходили именно в тех мажоритарных округах, где
победу одержали кандидаты, прямо или косвенно поддерживаемые Республиканской
партией. В новом составе Национального Собрания партия официально будет иметь
фракцию в 33-35 депутатов. Одновременно, по мнению большинства экспертов, реальное
число голосов, которые сегодня контролируют премьер- министр Андраник Маркарян
и министр обороны Серж Саркисян, не менее 60. Исходя из этого числа, возможны
следующие сценарии действия вышеупомянутого политического дуэта: а) Республиканская
партия вступает в коалицию с партией «Оринац ер-кир»/«Страна законности» и предоставляет
ей несколько неключевых портфелей в составе правительства. Лидер «младшего партнера»
по возможной коалиции Артур Багдасарян становится спикером/вице-спикером парламента
(А.Маркарян сохранит пост главы правительства). Таким образом, правительство
республиканцев и «Оринац еркир» может получить устойчивость и стабильное большинство
в Национальном Собрании, а Серж Саркисян остается на посту министра обороны;
Ь) республиканцы сделают попытку сформировать однопартийное правительство во
главе с А.Маркаряном. Серж Саркисян - занимает пост спикера; с) может быть сформирована
«большая коалиция» в составе республиканцев, «Оринац еркир» и АРФ-Дашнакцутюн/
«Национальное единство» (А.Ге-гамян), которые и распределят между собой портфели
в правительстве и кресла в Национальном Собрании. Возможны и другие сценарии,
но, в целом, они, скорее всего, будут модификациями трех вышеупомянутых вариантов;
- успех партии «Оринац еркир» (мы предполагаем, что партия будет контролировать
в новом составе Национального Собрания до 20 мандатов, хотя в официальном составе
фракции их будет меньше) обусловлен несколькими аспектами: массированным финансированием,
в котором, как мы предполагаем, были задействованы источники одной из западноевропейских
стран; грамотно проведенная предвыборная кампания, которую, видимо, спланировали
западные и, возможно, российские имиджмейкеры. Партия, во время выборов, сумела
сыграть на «оппозиционном поле» и своим суперпопулизмом оттянуть некоторую часть
голосов оппозиционного электората (коммунистов, «Национального единства» и блока
«Ардарутюн»). Лидер партии Артур Багдасарян не скрывает своих президентских
амбиций и связей с Францией;
- реально блок «Ардарутюн» набрал, видимо, в два раза больше голосов, но традиции
«воровства» голосов избирателей у оппозиции с помощью массированных фальсификаций,
видимо, вошли в кровь и плоть политической жизни Армении. В этом свете вполне
логичным выглядит заявление руководства блока о том, что оно не признает итоги
прошедших парламентских выборов. Учитывая мощное давление всей государственной
машины против единственной реально оппозиционной силы блока «Ардарутюн», а также
его ограниченные финансово - информационные возможности, видимо, можно считать,
что 14-17 мандатов в новом составе Национального Собрания не так плохо. Особенно,
если к этому добавить успех блока, связанный с провалом пакета конституционных
изменений, инициированных президентом;
- итоги выборов в парламент для традиционной армянской партии АРФ-Дашнакцутюн
еще долго будут предметом дискуссий. И дело не только в том, что партия, последние
5 лет поддерживающая политику президента и правительства, в отличие от республиканцев
и «Оринац еркир», так и не смогла увеличить своего реального представительства
в Национальном Собрании. Особо отметим то обстоятельство, что в отличие от парламентских
выборов 1999 года АРФ-Дашнакцутюн имела достаточно солидный доступ к «административному
ресурсу», практически ничем не ограниченные информационные и финансовые возможности.
Однако, руководство партии, не сделав поправку на реальные итоги президентских
выборов, однозначно связало свой успех на выборах с политической поддержкой
Р.Кочаряна. Руководство партии также подверглось острой критике в прессе за
то, что в первой десятке партийного списка были два беспартийных человека, протекцию
которым составил Грант Варданян -один из самых состоятельных людей сегодняшней
Армении. Таким образом, два депутата из 11, прошедших по спискам АРФ-Дашнакцутюн,
будут подчиняться не политическим решениям руководства партии/ фракции, а Гранту
Варданяну. Учитывая результаты парламентских выборов, атакжето обстоятельство,
что в 2004 году должно состояться очередное Собрание (съезд) АРФ- Дашнакцу-тюн,
можно предположить, что лидеры партии Грант Маргарян и Ваган Оганесян могут
подвергнуться острой критике со стороны функционеров различных звеньев. Вполне
возможно, что партия не получит портфелей в новом составе правительства и станет
оппозиционной к нему в парламенте, продолжая при этом поддерживать президента
Р.Кочаряна;
- как крайне неудачные можно расценить итоги выборов для партии «Национальное
единство» по сравнению с парламентскими выборами 1999 года. Хотя формально партия
набрала больше голосов, чем 4 года назад, и даже увеличила свое представительство
в парламенте, ее результаты необходимо сравнивать не с последними выборами в
Национальное Собрание, а с последними президентскими выборами, на которых лидер
«Национального единства» Арташес Гегамян получил свыше 17% голосов. Отказ поддержать
во втором туре президентских выборов С.Де-мирчяна и фактическая сделка с «партией
власти» (С.Саркисян) окончательно перевели в глазах части избирателей «Национальное
единство» из рядов радикальной оппозиции в состав подконтрольной/«карман-ной»
оппозиции. Руководство партии надеется поучаствовать в дележе парламентских
кресел (руководители постоянных комиссий,вице-спикер)и,возможно, на определенных
условиях, войдет в состав правительства;
- настоящей сенсацией парламентских выборов в Армении можно считать преодоление
5%-ного барьера голосов избирателей мало кому известной до этого Объединенной
партией трудящихся (ОПТ), которая была создана менее года назад одним из армянских
магнатов Гурге-ном Арсеняном. Успех партии в пропорциональной части выборов
обусловлен не столько солидными финансовыми возможностями ее лидера (по нашей
оценке, во время предвыборной кампании куда более внушительные средства потратили
патроны партий «Могучая Родина», рамкавар- азатакан Армении, демократическо-
либерального союза и некоторых других), сколько грамотным проведением кампании
и эффективным расходованием имеющихся средств. Так, судя по всему, Г.Арсенян
достаточно прагматично посчитал, сколько конкретно голосов необходимо набрать
для преодоления заветного 5%-ного барьера, и сосредоточил свои ресурсы в нескольких
мажоритарных округах. Между тем, другие партии, имеющие даже большие стартовые
возможности, разъезжали в это время по всей стране и распыляли ресурсы. Кроме
того, Г.Арсенян реально появился на телеэкранах за 10-14 дней до голосования,
когда избиратель уже порядком устал от Андрани-ка Маркаряна и Сержа Саркисяна,
Артура Багдасаряна, Вагана Оганесяна, Арташеса Гегамяна и пр. Используя ряд
несложных приемов, Г.Арсенян сумел создать у части избирателей позитивный имидж
«нового человека». И еще одно не менее важное обстоятельство: преодолением 5%-
ного барьера ОПТ и ее лидер не обязаны Р.Ко-чаряну, А.Маркаряну или С.Саркисяну.
Прогнозируя политический курс ОПТ в Национальном Собрании на ближайшие 6 месяцев,
мы полагаем, что партийная фракция будет демонстрировать лояльность как правительству,
так и президенту. От более долгосрочных прогнозов мы пока воздержимся. Подводя
итоги парламентских выборов, мы не можем не отметить, что полностью подтвердился
прогноз многихэкспертов о полном политическом провале армянских коммунистов
всех мастей, которые все вместе не смогли набрать и 2,5% голосов избирателей.
Если коммунисты не сменят партийное руководство и не проведут чистку партийных
рядов, то они рискуют в обозримом будущем оказаться на задворках политической
жизни Армении. Пожалуй, самым негативным образцом политических ин-вестиций в
Армении стала партия рамкавар- азатакан Армении (ПРАА). Очередной провал ПРАА
не связан с нехваткой средств, отсутствием «административного ресурса», фальсификациями
или недостатком времени для выступления в телеэфире. Главная проблема в том,
что массированные финансовые инвестиции на этот раз были сделаны в абсолютно
провальный политический проект, возглавлять который предоставили Рубену Мирзаханяну,
человеку, который, по ряду причин, имеет крайне низкий авторитет у избирателей.
Результат - налицо. Мы полагаем, что одним из главных итогов восьмимесячного
выборного марафона в Армении (выборы в органы местного самоуправления, два тура
президентских выборов, конституционный референдум, выборы в Национальное Собрание)
стало ослабление позиций внутри «партии власти» Роберта Коча-ряна и его команды.
В политической ситуации есть немало «подводных камней», и это несмотря на внешне
устойчивые позиции «партии власти» после серии выборов. Однако, по каким конкретным
сценариям станут развиваться события, станет ясно после первой сессии нового
парламента страны (она состоится в середине июня) и формирования нового состава
правительства.
Давид Петросян, Ереван
|