Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Сергей Манукян — прима-джазмен СНГ

Джаз... Джазовая музыка... Наверное, у разных людей -в зависимости от возраста, профессии и социального положения в обществе - разное представление. Отсюда и, наверное, разное отношение к джазу и джазовой музыке: от пренебрежительно-негативного через равнодушно-безразличное до фанатично-восторженного. Даже в толстых словарях - наших первых авторитетных помощниках - нет ни единого толкования этого понятия

Возникшее на заре XIX века это английское слово -jazz-band (джаз-банд) первоначально означало «оркестр», в состав которого обязательно входили духовые и ударные инструменты плюс рояль.Старшее наше поколение помнитвремя, когда у нас в стране не только не было джаз-оркестров, но и как-то осуждалось прослушивание джазовой музыки. Такая музыка считалась пошлой, антинародной и являлась неприятной отрыжкой западной космополитической культуры.Но она существовала, мы ее по ночам слушали по приемнику на коротких волнах, нам наши друзья-знакомые артисты и спортсмены привозили пластинки с записями Луи Армстронга, Эллы Фицджералд и т. д.

Истинные поклонники искусства любили и этот жанр музыкальной культуры, со временем получивший не только место и право нажизнь, но впоследствии оказавший и заметное влияние на творчество современных композиторов. Под шапкой «эстрадных оркестров» так или иначе звучали джазовые произведения всемирно известных композиторов, пусть даже не на элитных площадках. Появились со временем и у нас в стране официально джазовые оркестры и джазовые исполнители...

Сергей Манукян... Нету нас в стране, да и во всем СНГ настоящего меломана, который бы не знал это имя. Родившись в 1955 году в городе Грозном в армянской семье: отец - степанаванец, мать - зан-гезурская, он с юных лет потянулся к музыке. В 12 лет Сережа уже играл в профессиональном оркестре в столице Чечено-Ингушетии. Продолжая получать музыкальное образование, Сергей Манукян параллельно работал как музыкант, выступал и как солист, и в различных ансамблях. В 26 лет он покинул родной Грозный и поехал работать в Сочи - в самый модный черноморский курорт для самых, скажем так, уважающих себя отдыхающих. Темпы авторитета и популярности Манукяна растут в геометрической прогрессии.В 1981 году он удостаивается звания лучшего вокалиста джаза.

-У многих джазовых музыкантов, - говорит в беседе со мной Сергей, - были предшественники, у которых можно было перенять их опыт, чему-то научиться. Как это ни обидно, у меня не было предшественников, в нашей стране я первый джазовый вокалист.Первый... Хочу подчеркнуть не только в порядковом смысле, как числительное.

В еженедельном электронном журнале «Полный джаз» (выпуск № 39) есть такие строки: «Три ночи в клубе «New York Times» (г. Новосибирск. - Прим. Р. Б.) помогли составить более-менее обширную картину, а обширное интервью Сергея для «Радио Новосибирск» раскрыло некоторые подробности жизни и работы современного джазового артиста, вокалиста № 1 в России (вероятно, и в СНГ тоже)».Потом пошли новые приглашения, конкурсы, победы и награды. Назову лишь одну из них: гран-при на фестивале «Ступенька к Парнасу».Назвав слово «Нью-Йорк», не могу не сказать, что именно в городе Нью-Йорке в лучшем джазовом клубе в 1989 году джазовый музыкальный фестиваль открывал Сергей Манукян. Там же он прожил и проработал целый год. Были и другие города: Одесса, Орел, Таллин, Новосибирск, Нижний Новгород и, конечно, Ереван.

Вернувшись на родину, он снова с головой ушел в работу: выступал в ночных клубах, ресторанах, стал сочинять музыку. Один за одним стали выходить музыкальные диски: и сольные, и в компании. Вот некоторые из них: «Сергей Манукян и группа «Авиценна»», «Секреты», «Твоя улыбка», «№ Концерт в Нижнем Новгороде», «Хорошие новости из Москвы».

Он даже сыграл в кинофильме самого себя - музыканта в картине «Пассажир из Сан-Франциско».
- Сергей, скажите, пожалуйста, оказывает ли на Ваше творчество Ваше армянское происхождение? - спросил я у него.
- Думаю, что да, - отвечает музыкант. - Когда я импровизировал в США, мне говорили, что у меня есть интонация Востока: и места, и народа. Так, при исполнении американской джазовой песни я нередко использую элементы армянской музыки. Музыка понятна любому народу, - продолжает С. Манукян, - язык мелодии - единственный особый язык, оставленный нам Богом. Этот язык универсален. Он объединяет людей.

Хочу привести еще одну цитату из уже упомянутого журнала «Полный джаз»: «В отличие от множества других российских артистов С. Манукян не «исполняет песню» и не «работает» - он ПОЕТ. Даже если это с виду незатейливая песенка вроде «Caravan». Здесь он абсолютно оригинально и органично вплетает вокальную имитацию меланхоличной мелодии усталого бедуина. (Интересно, есть ли в Армении кочевники, верблюды и пустыни?)»

Отвечаю новосибирскому журналисту, автору этой статьи Александру Мездрикову: «Нет, господин Мездриков, в Армении нет пустынь - у нас в основном горы. Кочевники? Ну, если только цыгане?! А верблюды есть. И я их видел... Только в прекрасном ереванском зоопарке». Кстати, немалый успех у публики имеет С. Манукян, когда между музыкальными номерами он рассказывает всякие там шутки-прибаутки, анекдоты.

И мы, сотрудники редакции, попросили нашего гостя подарить нашим читателям какой-нибудь анекдот. И вот что он рассказал:
- Два армянина, пролежав более ста лет рядом на армянском кладбище Москвы, вдруг решили выйти из могил, пройтись по городу, посмотреть, как живут люди, как выглядит город. Вышли из ворот кладбища, прошли метров двести, потом вдруг говорит один другому:
- Послушай, брат джан, давай вернемся назад, мы кое-что забыли.
- А зачем? - спрашивает другой.
- Понимаешь, брат, нам надо взять наши могильные плиты, поскольку сейчас в Москве у всех темноволосых проверяют документы...
- А Вас, Сергей, хоть раз останавливали в Москве?
- Да, останавливали... но только не милиция, а девушки... И не только черноволосые...

Роберт Баблоян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении