Второе рождение Собора18 мая 2003 г. во Львове произошло знаменательное событие не только в жизни армянской общины Прикарпатья, но и для всех армян, проживающих в Украине. Католикос Всех армян Гарегин II торжественно освятил Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы Армянской Апостольской церкви.
Немного истории. В 1256 году русский князь Данило Галицкий основал у подножия
горы Высокого Замка город Львов. К тому времени на этом месте уже существовало
русское поселение — Под-замче. Среди множества сооружений здесь стоял и армянский
монастырь Ачкатар с церковью святой Анны, по некоторым источникам, эта церковь
была построена в 1183 году.
В1349 году городом Львовом и Галицией овладела Польша. В 1360году поляки заложили,
южнее старого города, новый Львов с центральной площадью «Рынок» и оборонительной
стеной в виде неправильной трапеции.В новом городе проживало много иностранцев.
Армянским поселенцам были выделены северные кварталы города, которые составляли
около одной пятой части города.На Армянской улице в 1393 году закончилось строительство
церкви Успения Святой Богородицы. А в Подзамче, недалеко от площади «Старый
Рынок», были построены две армянские церкви — Сурб Акоп в 1400 году и Сурб Хач
в 1629 году. После основания нового города Подзамче получило на-званиеАрмянскаяторговая
сторона. Здесь протекала Армянская речка, через которую проходил Армянский мост,
стояли Армянская баня и жилые дома. В настоящее время по этим местам проходит
улица Б. Хмельницкого, сохранилась площадь «Старый Рынок», а из четырех церквей
уцелела только одна — Армянский собор.
На протяжении столетий Львов развивался и хорошел, как город торговый, поэтому
его экономическим и административным центром являлась площадь «Рынок». С незапамятных
времен львовские армяне жили на трех Армянских улицах(Верхней, Нижней и Поперечной),
а также на улицах Русской и Краковской, армянам принадлежали и некоторые дома
на площади «Рынок».
Армяне во Львове имели также свою типографию. Печатание армянских книг во Львове
было одним из средств сохранения своей национальной культуры. Книгопечатание
явилось замечательным вкладом армян в историю культурной жизни Львова. Имеются
упоминания о том, что уже в 1600 годуульвовс-ких армян была своя типография
и вседелалосьдлятого, чтобы расширить эти возможности. В 1616 году армянином
Яном Кармадяном была основана воЛьвове новая типография, которая 15 декабря
1616 года выпустила первую книгу — Псалтырь. Позже были напечатаны астрологические
и медицинские произведения.
Великий польский просветитель Гжегож Пирамович (Григор Пирумян. 1735-1801)
родился в семье армянского купца во Львове. Он стал одним из крупнейших реформаторов
польского просвещения. Историк Садок Баронч в своих монографиях показал своим
соотечественникам славу и героическое прошлое армянского народа, влиял на подъем
национального самосознания. С. Баронч способствовал обновлению армянских национальных
учреждений в Галиции, принимал непосредственное участие в восстановлении памятников
армянской архитектуры, в строительстве армянских школ и общежитий. То, что прошлым
Украины интересовался историк-армянин, разбудило среди украинской общественности
интерес к жизни армян.
Таким образом, деятельность С. Баронча, служившая и армянскому и украинскому
народам, способствовала более близкому взаимному ознакомлению обоих народов,
и его следует считать одним из первых выразителей армяно-украинской дружбы в
науке. Одним из наиболее деятельных членов армянской общины Львова был Теодор
Торо-сович. Он родился в 1789 году в городе Станиславе (ныне Ивано-Франковск).
Окончил местную гимназию и Венский университет. С 1812 г. работал в аптеках
Львова, в 1819 году открыл свою аптеку и вел весьма плодотворную научно-исследовательскую
деятельность. В Трус-кавце — всемирно известном курорте — установлена мемориальная
доска со следующей надписью: «Первоисследователю лечебных минеральных вод курорта
Трускавец Теодору Торосовичу, 150-летию основания курорта. 1827—1977».
Армянские поселенцы с присущей им энергией активно создавали необходимые условия
существования и процветания поселений. Во Львове есть памятники плодотворной
жизни армян, которые говорят сами за себя и в особых пояснениях не нуждаются.
Но эта область, к сожалению, еще недостаточно изучена — богатые материалы архивов
и библиотек Польши и Западной Украины ждут своих исследователей. Но вернемся
в наши дни. 18 мая 2003 года во Львов на праздник освящения Кафедрального Собора
Успения Пресвятой Богородицы Армянской Апостольской церкви съехались представители
армянских общин Харькова, Днепропетровска, Киева, Донецка, Черкасс, Одессы,
Крыма и других го родов Украины под руководством Союза армян Украины, священнослужители
ААЦ из Армении и Украины. Значимость события была подчеркнута присутствием высоких
официальных лиц и приглашенных гостей, среди которых — всемирно известный певец,
артист и общественный деятель ШарльАзнавур, первый президент Украины Леонид
Кравчук, председатель Национального Собрания Армении Армен Хачатрян, президент
Армянской Академии наук Фадей Саркисян, ректор Ереванского Университета Радик
Мартиросян, гости из Италии, Англии и многие другие. Церемония освящения храма
прошла при огромном количестве прихожан, которые хотели видеть своими глазами
всю красоту, величие и традиционность, с какой проводил Католикос Всех армян
Гарегин И эту святую миссию.
После освящения Собора во дворе церкви был дан матах (жертвоприношение), где
несколько тысяч львовян смогли участвовать в процедуре национального армянского
угощения с блюдами из свежей баранины и со стаканом красного вина.Вечером того
же дня во Дворце железнодорожников состоялось торжественное заседание и концерт,
посвященный этому празднику. Наторжественном заседании выступили главаУкраин-ской
епархии ААЦ Григорис Буни-атян и мэр города Львова В. Бу-няк, президент Союза
армян Украины Нвер Мхитарян и первый президент Украины Леонид Кравчук, зам.
главы администрации Львовской области Владимир Мельник и председатель НС Армении
Армен Хачатрян, Католикос Всех армян Гарегин И и Посол Армении в Украине Грач
Сил-ванян. Все выступающие подчеркнули важность открытия Кафедрального Собора
ААЦ во Львове и дружбу между народами Армении и Украины, Чрезвычайный и Полномочный
посол РА в Украине, Дуаейн дипкорпуса Грач Силва-нян, в частности, сказал: «В
исторических судьбах армянского народа во все времена Армянская Апостольская
церковь играла значительную роль.
Она являла собой пристанище, где умиротворялась тревога сердца, усмирялись
притязания рассудка, прекращались споры и разногласия. Одновременно она была
и пристанищем, где находили покой и убежище преследуемые и гонимые за веру.
Благодаря церкви через века проходили и сохранялись мудрость, письменность,
труды великих мыслителей. Исторически сложилось так, что культурный рост армянских
общин по времени, как правило, совпадал с культурным взлетом страны обитания,
т.е. с той средой, где нашему народу предоставлялась возможность для творчества.
Украина для армян всегда была такой страной. Именно здесь, во Львове, в 1363
году открылась армянская церковь. Именно здесь в 1616 году была основана армянская
типография.
Именно в Украине за годы независимости стало возможным строительство 5 новых
армянских церквей, армянских воскресных школ, издание газет и журналов, воздвижение
памятников С. Параджанову и братьям Айвазовским и сегодня возврат и переоткрытие
Армянского Кафедрального Собора.
Мы глубоко убеждены, что приезд Святейшего Католикоса во Львов станет важной
вехой в отношениях между нашими странами и народами, послужит доброму делу развития
и упрочения их исторически дружественных связей. Это несомненно свидетельство
заинтересованного и уважительного отношения руководства Украины к жизни армянского
населения».Из слов выступающих на торжественном вечере было ясно, что за последние
неполные два года в жизни армян Украины произошли большие позитивные перемены,
и несомненно это свидетельство созидательных устремлений Союза армян Украины
во главе с его президентом народным депутатом Украины Ивером Мхитаряном. Нельзя
не отметить ту положительную роль, которую играет в деле сплочения армян вокруг
церкви Украинская епархия Армянской Апостольской церкви под руководством Архиепископа
Григориса Буниатяна.
Григорий Анисонян, Львов—Москва
|