Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Детское творчество - загадка

3 апреля с. г. в Доме Лазаревых на вечере, организованном Культурным Центром посольства Республики Армения в Российской Федерации, чудесным образом соединилось, казалось бы, несоединимое: художественное творчество армянской девочки; мертвая природа, возрожденная к жизни сердцем и руками женщины, прежде не подозревавшей, что она -художник; музыка ее мужа, профессионального композитора; и, наконец, правда о себе, поведанная человеком, потерявшим в Нагорном Карабахе все: родной дом, единственную любовь, лучшие надежды.

Преодолев нежелание жить, никогда раньше не слагавшая стихов женщина однажды услышала «приказ»: ПИШИ! - и полились стихи. (Она уверяет, что может читать их бесконечно). Это необычная поэзия: чтение Цовинар сродни древнему искусству «плакальщиц», - жаль только, что его содержание почерпнуто из «новейшей» истории: трагедии в Нагорном Карабахе. Но поразительно: прекрасные глаза рассказчицы не плачут, но как будто даже улыбаются, когда она читает свои стихи, в которых любви и доброты гораздо больше, чем глухого отчаянья. В этот вечер в Доме Лазаревых встретились разные судьбы и разные взгляды на мир.

«Будьте как дети!» -учит Писание, и, действительно, кто бы не желал сохранить в себе детскую способность открыто смотреть на мир, но, увы, не только взрослые, но далеко не все дети умеют так радоваться и удивляться, так «примечать» и видеть, как 12-летняя Маги Овсе-пян! На первой в ее жизни персональной выставке представлены почти все жанры - от натюрмортов до композиций и коллажей, выполненных в смешанной технике. Разумеется, девочку привлекают цветы и пейзажи (особенно зимние); есть здесь композиции на библейские и мифологические сюжеты; запечатлены обыкновенное чаепитие и день рождения, праздник Рождества; увековечены «любимые игрушки», - и все-таки больше всего Маги интересуют люди. На выставке - целая галерея портретов, начиная с акварельного портрета мамы, написанного 6-летней девочкой в 1996 году, и кончая двойным «свадебным» портретом «На счастье», выполненным на холсте в масле. (Этой своей картиной Маги гордится особенно - м.б., оттого, что она - из самых последних.)

Ребенок, наделенный даром не только видеть, но и, запечатлев увиденное, делиться своими открытиями с окружающими, -редкость и радость! Светлое настроение передается всем, кто - через картины 12-летней художницы -попадает в прекрасный мир Маги Овсепян. А таких людей немало, и не только в нашей стране: с 1999 года Маги -постоянная участница программ Благотворительного фонда Владимира Спивакова, лауреат Международных выставок детского рисунка. Ее работа «Памяти 11 сентября» передана Американскому Культурному Центру в Москве. Представляя юную художницу собравшимся, ее взрослый «собрат», художник Айк Аслиян сказал о том, что его больше всего удивило: едва взглянув на работы девочки, он сразу узнал в них Армению. И не только в сюжетах, таких, как «Эч-миадзин» или «Наши горы», не только в прекрасных армянских лицах, которых так много на выставке, - самое удивительное и тонкое - армянские краски и ощущение света... Откуда они у девочки, в годовалом возрасте покинувшей Армению: вотуже 11 лет Маги с семьей живет в Подмосковье! Детское творчество - всегда загадка! Но по-своему не менее феноменальное явление - представленное в этом же зале очень «взрослое» искусство Ирины Шуть-работы, выполненные ПОЛНОСТЬЮ ИЗ ЦВЕТОВ (так называется эта «выставка в выставке»).

Завораживают редкая красота и филигранная отделка каждой из необычных «картин», напоминающих тончайшую японскую вышивку на шелке. Но ведь здесь нет ни шелковых нитей, ни шелкового полотна и даже целое - «плод» воображения художника здесь продиктован не свободным волеизъявлением, а тем, что может предложить природа. Глядя на эти композиции, отказываешься верить, что их автор не умеет рисовать.

«Я никогда не занималась искусством профессионально, но всю жизнь страстно любила музыку, а иногда, для обретения душевного равновесия,лепила фигурки из пластилина,- рассказывает Ирина Шуть, по образованию - инженер-программист.
- После переезда с семьей в Англию в 1993 году, особенно в первые трудные годы адаптации, когда невозможность адекватно выразить себя на чужом языке оборачивалась постоянным стрессом, моя потребность в искусстве обострилась и даже приняла неожиданный поворот. Гуляя по соседнему парку, я часто подбирала опавшие деформированные листья, в которых мне чудились волшебные очертания и краски. Так, из засохшей зелени сама собой возникла моя первая картинка, из которой я сделала поздравительную открытку к Рождеству».Этот портрет клоуна со странным-печальным и на-смешливым-выражением глаз удивительно напоминает таинственный персонаж из последнего фильма Ингмара Бергмана «Побегал, пошумел», в русском прокате почему-то получившего название «В присутствии клоуна».

Клоун запечатлен на поздравительной открытке Ирины Шуть, не видевшей этот фильм, но даже если б она его и видела, то едва ли смогла бы воспроизвести запомнившийся персонаж.

- Моим соавтором в прямом смысле является природа, точнее, это я пытаюсь стать на время ее соавтором, - говорит Ирина Шуть.
А между тем, ее работы не имеют ничего общего с «гербарием», изящными женскими букетами из засушенных цветов. Ее красивые и печальные композиции, полные загадочных знаков, рождают ассоциации - живописные, музыкальные, иногда связанные со сказками, - они взывают к фантазии зрителей, приглашают «войти» в этот заколдованный мир....(Было быхо-рошо, если бы созданные из хрупкого материала работы обрели «вечную» жизнь в художественном альбоме, если бы нашелся писатель, увидевший в них некий скрытый сюжет.)
Хотя Ирина Шуть упрямо отрицает свое авторство, задумаемся, такли уж мало чувствовать себя «соавтором» природы? По мнению Эдвина Фишера, музыканта-философа, художник -тот, кто обладает органом для восприятия неисчерпаемых, все новых вариантов извечных тем, рождаемых природой. Человек так «чудесно» устроен, говорил он, что его тончайшие органы, предназначенные для восприятия высших тайн, обычно остаются без применения. И лишь в редких случаях этот сокрытый в нас «приемник» настроен на ту волну, которая позволяет проникнуть в суть вещей. И внезапно приходят - звук, цвет, слово, крик птицы, жест, взгляд - и вот оно, откровение!.. Воттакое внезапное откровение - как спасение! - посетило Ирину Шуть в один из самых трудных моментов ее жизни. И тогда же, в эти первые годы жизни в Англии, годы в буквальном смысле полуголодного существования, когда Ирина, в отчаянии бродя по осеннему парку, училась понимать, что «говорят» выжженные на солнце или поврежденные непогодой цветы и листья, - в это же самое время ее муж, композитор Владислав Шуть обдумывал заказанную ему симфонию - первое созданное им в Англии сочинение. Даже несведущий в музыке человек ощутит в ее музыке, написанной современным языком, душевное томление, ностальгическое чувство, знакомое каждому эмигранту. Но, оказывается, ностальгия - не только настоящая беда и испытание, - для художника, если только он сумеет справиться с этой болезнью, ностальгия может стать и источником вдохновения (история искусств знает немало тому примеров). Симфония Владислава Шутя имеет название: «High cross», что значит «Высокий крест». Священное для нас слово «Крест» имеет далеко не единственное толкование в европейских языках (композитор провел целое исследование на эту тему). Это «непраздное» любопытство подстегнуло фантазию художника: ведь слова«перекресток» или «сплетенье», а в музыке -перекрещивание и противопоставление различных тем -приводят часто к совершенно неожиданным и поразительным результатам...Но так ли уж неожиданно сходство симфонии Владислава Шутя с композициями из цветов его жены, которое уловил композитор и дирижер Ар-шак Гадзиян, один из вдохновителей вечера?

Вечера, надо сказать, на редкость удачного! Его устроители - директор Культурного Центра при посольстве Республики Армения в Российской Федерации Рубен Авшарян, художник Айк Аслян и музыкант Аршак Гадзиян - создали своего рода художественное произведение, в котором причудливо и естественно соединились и переплелись миры армянской девочки, только вступающей в жизнь, и ее взрослой со-отечественницы, светло поющей свое горе; эта спонтанная поэзия оказалась рядом со столь же неожиданным для самой художницы искусством Ирины Шуть, ныне живущей в Англии; а эти работы, рожденные в «соавторстве» с природой, прекрасно дополнила и оттенила музыка ее мужа, профессионального композитора. Приятным сюрпризом вечера было присутствие в зале дочери Ирины и Владислава Шуть, ученицы лондонской музыкальной школы Иегуди Менухина Ники; в исполнении талантливой юной пианистки мы услышали Рапсодию си минор Брамса. Эмоциональная, осмысленная и уверенная игра девочки оставила непередаваемо праздничное впечатление...

Дети, в какой бы части планеты они ни жили, -самая большая надежда в нашем хрупком мире. Мне кажется знаменательным, что этот чудесный, лишенный намека на «официальность» вечер, без заранее приготовленных речей, состоялся именно здесь, в историческом Доме Лазаревых, всегда открывавшем двери всему, что нуждалось и заслуживало поощрения.

М. Ельянова

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении