Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Прощание с шарманкой

Шарманка - несложный механический органчик. Изобретена в начале 18 века в Северной Италии, в настоящее время относится к вымирающим музыкальным инструментам. Русское название «шарманка» инструмент получил отпереина-чивания названия популярной тогда немецкой песенки «Шар-мант Катрине» - «Прелестная Катрин».

И пусть простит наш читатель за ту щемящую сердце грусть по «городу, которого нет», звучащую лейтмотивом в очерках о Тбилиси и тбилисцах. Как не грустить, если все чаще и чаще приходится в описании имен и явлений прибегать к определениям: «последний», «уходящий», «вымирающий» и т.п. Глядя на нынешнюю необустроенную действительность, до боли хочется в тот старый город, в детство к по-доброму озорным, ироничным дедушкам, патриархальным бабулям, к тому размеренному быту, в котором было так спокойно и уютно. И когда становится уж совсем невмоготу, идешь на Авлабар, где в хитросплетениях нетронутых временем улочек, как и двести лет назад, стоит двухэтажный домик последнего не только в Тбилиси, а во всей Вселенной шарманного мастера Акопа Ки-тесова. Какое счастье, что пока еще есть реальная возможность причаститься к милой старине не в обстановке музейной выхо-лощенности, а вживую пообщаться с посланником из прошлого, последним из славного племени «амкаров» Акопом Ога-незовичем Китесовым, ктомуже в абсолютно тифлисском интерьере.Дядя Акоп всегда охотно рассказывает об истории своего славного рода и о музыкальном чуде - шарманке, ставшей его судьбой. Инструмент называет по-тбилисски - «аргани» и обижается, если его относят к «вымирающим», поправляет: «неумирающий».

Волнуют слух давно забытые названия разновидностей «аргани»: оркестрион, органола, кор-нетион, шарманки фисгармон-ные, скрипичные, пяти- и шес-тирегистровые, маленькие и большие. Тревожат память канувшие в Лету имена первых тифлисских мастеров Серго Терте-рова, ВасоАмилова, Гриши Гри-кулова, клеймо которого и по сей день можно различить на особо музыкальных шарманках одесского фабриканта Иоганна Неча-ды со знаменитой Балковской, 191. Как всегда, с большой теплотой и уважением вспоминает своего отца, известного в Тифлисе краснодеревщика, начинавшего подмастерьем у Иоганна Нечады и вскоре ставшего его лучшим мастером и партнером.
А с каким уважением папа Акоп (так его называют дома) вспоминает о знаменитых тифлисских шарманщиках, выделяя в каждом из них лишь им присущие черты: Али-папа, Бедни Артуш, Рангия, Захар Осканов, Артем Тикиджев, Карп Караулов, Коля Хосруашвили, Лексо, Баг-рат, Карапет, Гогла Кухиев... . «Ах, что это было за время, - вспоминает папа Акоп. - Извозчик Коля Тедошвили приезжал на своем фаэтоне, и боевой шарманщик Сандрик Качауров становился на фаэтоновы приступки и, стоя, так играл, проезжая через весь вечный наш город».

С особой грустью вспоминает недавно ушедшего из жизни старого товарища Аркадия Рева-зова, который всю жизнь коллекционировал шарманки, создал домашний музей, на базе которого организован Государственный музей музыкальных инструментов. И еще один штрих к тби-
лисскому характеру - вся богатейшая коллекция была завещана государству Аркадием Васильевичем безвозмездно.
Всего за свою долгую и в общем счастливую жизнь мастер Акоп изготовил около 40 шарманок, судьбу которых продолжает отслеживать и сегодня. Он наперечет знает, где и в чьих руках находятся его любимицы, каждую из которых может отличить по голосу. Часть из них находится за рубежом, ну а другие время от времени возвращаются к своему папе Акопу, кто для поправки музыкального здоровья, кто для обновления репертуара. В мастерской Акопа Оганезовича целая нотная библиотека, в которой хранятся нотные записи более трехсот мелодий, набитых им в разное время на музыкальные валики. Папа Акоп переживает, когда приходится перебивать валики, набранные еще его отцом.
Уникальнейшей профессией отца в совершенстве овладел продолжатель славного рода Ки-тесовых - Вано, выпускник филфака Тбилисского университета и универсальный музыкант. Надо было видеть счастливое лицо Вани, вернувшегося под вечер домой с оптового рынка стройматериалов с двумя обструганными досками подмышкой. Надо было видеть глаза папы Акопа, когда он любовно поглаживал эти заурядные на первый взгляд бруски, которые оказались дефицитнейшими заготовками из выдержанной особым способом липы, незаменимой при реставрации музыкальной части «аргани».Ваня решительно пресек нашу попытку сослаться на позднее время и покинуть гостеприимный дом Китесовых и предложил оценить звучание двух инструментов, отреставрированных им и папой Акопом.

Отец и сын присели на низенькие табуреточки друг против друга, передвинули регистры каждый на своем «аргани» и поочередно, плавно вращая отполированные до лакового блеска рукоятки шарманок, сыграли одну и туже мелодию «Циви замтари» («Холодная зима»). Инструмент папы Акопа звучал по-органному, торжественно и печально, Ванин - звонко и празднично. Высшей наградой обоим были слезы на наших глазах, нам казалось, что мы прощаемся с шарманкой. Несколько обнадежил нас трехлетний забавный карапуз Лука, который весьма профессионально перехватил у дяди Вани рукоятку шарманки и,ловко передвинув рычажок, стал наяривать что-то свое, веселое.«Растет смена», - решили мы.
Уже за накрытым столом в этой исконно тифлисской обители мы подняли тост за истинных носителей уходящего в прошлое «карачохельского» духа, щедро отмеченного Божьей искрой.

«Мне и рубля не накопили строчки», - писал поэт о себе и, очевидно, о них, дорогих моему сердцу тбилисских «мока-лаках» Китесовых, вежливо отказавшихся от самых лестных предложений переехать на сытые хлеба в Москву, в Австрию и даже в Калифорнию и навсегда оставшихся в нашем старинном городе, в своем затерявшемся в авлабарских переулках двухсотлетнем домишке, уже ставшем нашей Историей.

Михаил Татевосов

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении