Ереван как европейский городПерспективы дальнейшего развития Еревана как европейского города обсуждались накануне в ходе семинара, организованного Центром «Общественный диалог и развитие» в одном из конференц-залов столичной гостиницы «Конгресс». Основным докладчиком на семинаре был мэр Еревана Роберт Назарян.
Первым делом столичный градоначальник заявил, что нынешний статус Еревана,
считающегося областью, препятствует эффективной разработке и реализации перспективных
программ развития города. Муниципальные программы разрабатываются в годовом
формате, что и диктует «ситуационное» решение проблем, возникающих в коммунальной,
транспортной, строительной и других сферах. «В таких условиях нельзя, да и бесполезно
про-водитьэффективную экономическую политику»,- отметил мэр Еревана. По его
словам, к назначаемому мэру у иностранных партнеров несерьезное отношение, и,
таким образом, невозможно рассчитывать на долгосрочное сотрудничество. Как подчеркнул
Роберт Назарян, идею введения выборности мэра поддержал и президент Армении
Роберт Кочарян. «В этом вопросе у меня нет личного интереса, и я, скорее всего,
не стану выдвигать свою кандидатуру, если будут проводиться выборы мэра Еревана»,
- сказал г-н Назарян.
В придании Еревану «гибридного статуса» столичный мэр склонен винить авторов
Конституции 1995 года. Вместе с тем, он заметил, что подготовленный в настоящее
время пакет конституционных изменений с некоторыми оговорками уже содержит некоторые
положительные подвижки в этом вопросе. Он также подчеркнул важность принятия
закона о Ереване, как об отдельной общине со своим бюджетом. Это позволит конкретизировать
планы дальнейшего развития. Есть тому и прецедент - подобным статусом обладают
крупнейшие города Франции - Париж, Лион, Марсель.
На содержание городских инфраструктур вместе с расходами на здравоохранение
ежегодно тратится примерно $35 млн, что примерно в 50 раз меньше городского
бюджета Л иона, сопоставимого по масштабам с Ереваном. Площадь озеленения в
10 раз меньше общепринятых международных стандартов для развитых европейских
городов. Из года в год, по словам Роберта Назаря-на, проблемы Еревана только
усугубляются. В бедственном положении находится жилищный фонд, дороги, в условиях
резкого увеличения численности автотранспортных средств нужны новые транспортные
развязки. На саночистку ежегодно тратится 1 млрд 100 млн драмов от необходимых
2 млрд 100 млн.
Однако Роберт Назарян не стал излишне сгущать краски и отметил также и положительные
подвижки в работе муниципалитета. К 15 мая будет завершен «ямочный» ремонт столичных
улиц, изрядно пострадавших из-за суровой зимы. За последние 15 лет проводятся
беспрецедентно широкомасштабные дорожные работы, на проведение которых выделено
440 млн драмов. Уже отремонтировано 38 тыс кв м, а общая площадь дорог, подлежащих
ремонту - 138 тыс кв м . Ремонт-но-восстановительные дорожные работы проводят
16 строительных организаций. Кроме того, на сегодняшний день на 187 столичных
улицах восстановлено внешнее освещение. Чтобы понять, чего это стоило, достаточно
вспомнить, как еще в середине 90-х (когда, казалось, было безвозвратно уничтожено
освещение вечернего Еревана, воспетого не в одной песне) «оборотистые» граждане
растаскивали - фонарные столбы на отопление теплиц, провода в металлолом, а
собственно фонари стали неплохим украшением для частных палисадников.
«Злом», методично вытесняющим детские площадки, столичный мэр назвал гаражи,
более 90% которых оказались незаконнорожденными. «Помню, как депутаты еще Верховного
Совета независимой Армении призывали строить самовольно гаражи и обещали их
потом легитимизировать», - сказал Роберт Назарян. По его словам, один из граждан
Лиона армянского происхождения пообещал помочь в разработке и строительстве
подземного гаража в округе Шенгавит. Если начало окажется удачным, подобные
гаражи будут построены и в других районах города.
Продолжаются работы по обустройству Северного проспекта, который, по выражению
мэра, станет лучшей визитной карточкой столицы Армении.
Роберт Назарян отметил необходимость введения высоких пошлин для торговых объектов,
действующих в центре Еревана, с одновременным предоставлением льгот для окраинных
магазинов. Это поможет в значительной мере оживить торговлю на окраинах. В развитых
странах мира применяется именно такая система, когда в окраинных супермаркетах
все товары дешевле чуть ли не в два раза по сравнению с «элитными» центральными
магазинами.
Также продолжаются работы по формированию системы локального отопления. К подобному
шагу подталкивает и то обстоятельство, что система централизованного отопления
фактически утеряна. Морально и физически изношены практически все магистрали
и котельные. В нынешнем сезоне на отопление потрачено на 30% больше газа из-за
того, что «отапливаемые» жильцы сливают воду для хозяйственных нужд через вентили,
предназначенные прежде всего для прокачки системы. Долги населения в данной
сфере достигают 4200 млн драмов.
А содержанию на надлежащем уровне жилого фонда, по словам Роберта Назаря-на,
будет способствовать становление кондоминиумов при активном содействии со стороны
государственных структур и органов местного самоуправления. В обсуждении участвовал
и вице-мэр Вардан Вардапетян, который назвал важным фактором для развития Ереванаукреп-ление
международных связей. Сегодня Ереван сотрудничает с 25 крупными столицами мира.
Со своей стороны главный архитектор города Нарек Саркисян подчеркнул, что Ереван
был спроектирован Таманяном в европейском духе, но с учетом армянской специфики.
Наиболее удачными, по его словам, за последний год оказались проекты нового
здания посольства Великобритании, офиса Республиканской партии и реконструкция
верхних этажей «Детского мира». Павел Гевондян
|