Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Нагорно-Карабахская Республика:геополитическая реальность

Окончание. Начало в №2 '2003

С учетом сложного геополитического окружения Армении, неурегулированности Карабахского вопроса Россия по-прежнему будет оставаться приоритетом в армянской внешнеполитической стратегии. Однако это вовсе не исключает возможность расширения влияния США на Армению.
Вступление Турции в ЕС и продвижение ее интересов в СНГ пока что соответствуют стратегическим интересам США. Америка заинтересована в нормализации армяно-турецких отношений, в локализации армянского буфера на пути Турции в тюркский мир. Видимо, с этой целью продиктованы инициативы Госдепартамента по организации так называемой турецко-армянской комиссии примирения, попытки урегулирования Карабахского вопроса ценой территориальных обменов и предоставления Турции пространственной связи с тюр-коязычными странами СНГ. Но в Вашингтоне прекрасно осознают, что для воздействия на Армению необходимо считаться с ее национальными интересами и позицией армянской общины США. Это означает признание Геноцида армян, политическое урегулирование Карабахского вопроса, возрождение Севрского договора, образование правительства Западной Армении в изгнании,восстановление исторической справедливости в отношении Армении и установление мандата США на Западную (Турецкую) Армению.
Именно через сильную Армению США будут способны сдерживать в перспективе непредсказуемую Турцию. Именно через Армению США и Россия могут взаимодействовать для обеспечения безопасности в регионе. Отсюда следует, что баланс интересов, а не давление США или России в Закавказье и Армении, в частности, способны обеспечить развитие армянского государства в Закавказье и Малой Азии.
Если Соединенные Штаты хотят играть роль на Кавказе, им должно быть выгодно существование здесь сильной России и оказание ей помощи в повторном самоутверждении в качестве сильной державы.

- Что Вы думаете о внутриполитической обстановке в НКР? Удалось ли руководству НКР добиться формирования демократической модели государственного управления, что, по мнению экспертов, очень важный фактор в рамках противостояния с Азербайджаном, с его тоталитарным режимом?
- Бесспорно, что внешняя и внутренняя политика тесно взаимосвязаны и в свою очередь являются концентрированным выражением экономического развития государства. Важным достижением внутриполитической ситуации и в государственном управлении НКР является курс на строительство демократического правового государства и общества, а также относительная политическая стабильность, как важное условие строительства молодой республики.
Прогрессивное развитие Карабаха и Армении, окончательное решение Карабахского - Армянского вопроса возможны только на пути демократии, примата силы права над правом силы. Если мы не сумеем обеспечить полноценную возможность защиты интересов, прав и свобод личности, общества, государства и нации, то вряд ли будет возможно реализовать наше право на свободную и независимую жизнь. Именно этим целям посвящается борьба армянского народа за освобождение Арцаха от Азербайджана, именно этой цели служит идея Свободной, Объединенной и Независимой Армении.
В противном случае, за какую свободу и независимость ведется национальная борьба, если нет возможности реализовать свои социальные права в условиях независимого существования; кому нужна свободная территория, если ты - народ не хозяин своей земли; за что боролись и погибали тысячи сынов и дочерей армянского народа на полях Карабахской войны, если жизнь в Карабахе не станет свободной и не позволит обеспечить самодостаточное развитие армянского государства; кто будет отвечать за судьбы сотен и тысяч армянских беженцев, вынужденных переселенцев и трудовых мигрантов, покидающих территорию независимой Армении и Карабаха?..

Понятно, что социальное общество стремится к идеалам гуманизма и справедливости, но жизнь гораздо сложнее лозунгов, нельзя полностью гарантировать искоренение социальной несправедливости. Однако стремление к такому обществу
- неотъемлемое право всех поколений и народов, демократическая же модель построения государства - единственно вер-
ный путь прогрессивного развития. Наше желание и приверженность демократическим принципам не должны оставаться лишь декларацией, необходимо формирование самодостаточного общества через систему реформ в области экономики, политики и права.
Летом с.г. мне довелось посетить Нагорный Карабах. Реальная оценка состояния экономики республики позволяет выявить комплекс недостатков, связанных с: проблемами поствоенного времени; авторитарной системой управления; высокой концентрацией экономической власти; сращиванием силовых ведомств с ведущими фирмами; возникновением громоздкого аппарата по надзору и контролю; пробуксовкой либеральных реформ; низким уровнем привлечения иностранных инвестиций с участием диаспоры.

Мелкому и среднему бизнесу остается мало места для независимой деловой активности. Так называемое гуманитарное инвестирование административных органов не стимулирует развитие экономики, а способствует лишь росту коррупции и взяточничества чиновников, расслоению общества и поощряет миграционные настроения.

Разрушение машинно-тракторных станций (МТС), старение и ограниченные возможности сельскохозяйственной техники, острая нехватка запчастей - все эти следствия войны становятся причиной пробуксовки рыночных реформ, бесполезности развития фермерских хозяйств, приостановки принятия закона о частной собственности на землю, замедления темпов уборки урожая. В условиях неурегулированности Карабахского вопроса, возможности возобновления военного конфликта земельная реформа требует скорейшего решения, ибо воин-ка-рабахец - собственник земли объективно заинтересован в защите этой земли для своих потомков, следовательно, для будущего Карабаха. Инвестирование и техническое вооружение карабахских хозяйств способно за короткое время восстановить парк МТС, расширить рынки сбыта сельскохозяйственной продукции Арцаха, позитивно влиять на оздоровление экономики республики и хозяйственной кооперации Нагорного Карабаха с Арменией и Ираном. Важным направлением экономического возрождения выступает транспорт и состояние внутренних коммуникаций НКР, которые имеют как хозяйственное, так и оборонное значение. Позитивным началом можно считать строительство стратегической автодороги Горис - Лачин - Степанакерт и Север - Юг. Однако низкий уровень эксплуатации и обслуживания дорог позволяет выявить серьезные упущения в области про-филактико-ремонтных работ. Отсутствие нормальных транспортных коммуникаций и устаревший автопарк в республике являются существенным изъяном экономической политики исполнительных органов НКР.
Важным элементом экономики выступает налоговая политика. Современный Карабах заинтересован в поступлении внешних инвестиций, под которыми мы понимаем, прежде всего, инвестиции армянских бизнесменов из стран диаспоры. Естественно, что экономические интересы диктуют необходимость формирования привлекательной и централизованной налоговой системы, низкого налогового сбора и прозрачного механизма контроля. В бизнесе, как и в политике, приоритетом являются интересы субъектов правоотношений. Бизнес-сотрудничество нельзя превращать в дотационные статьи государственного бюджета либо в «благотворительность» на благо узкой группы высокопоставленных чиновников.

Одним из первых инвесторов и меценатов карабахской экономики и общества является известный российский бизнесмен ган-дзасарец Левой Айрапетян. Благодаря его титаническим усилиям в селе Банк Мардакертского района НКР построен высокотехнологичный деревообрабатывающий комбинат «ЛЕС АТА БАНК», отвечающий современным требованиям производства. Введение в эксплуатацию этого предприятия позволило создать дополнительные рабочие места на 200 человек, принять и разместить в Банке 56 семей из районов Армении, а также расширить рынки сбыта карабахского леса в странах дальнего зарубежья. Помимо этого, г-н Айрапетян отреставрировал церковный комплекс XIII в. Ганд-засар, строит дороги, осуществляет широкую благотворительность, рассматривает возможность реализации новых бизнес-проектов в НКР.

Трудно представить, что из-за личных политических взглядов и отношения бизнесмена к отдельным высокопоставленным должностным лицам организовывается в условиях Карабаха полицейская операция по травле и выдавливанию неугодного человека. Вряд ли можно поверить, что преуспевающий крупный бизнесмен и меценат с высокой положительной репутацией в политических, деловых и творческих кругах Армении, России, США, Швейцарии и других стран станет скрывать доходы и не уплачивать налоги пустеющей из-за экономической беспечности чиновников государственной казне НКР. Правовая же некомпетентность и методы действий сотрудников правоохранительных органов НКР позволяют считать, что правовой вакуум и нигилизм в республике становятся нормой жизни. А это уже не только следствие экономических проблем, а серьезная политическая патология и нравственная деградация.
Укрепление правопорядка не означает использование военно-полицейских методов для установления порядка по воле руководителя, а не согласно его величеству Закону. Отсюда возникает синдром «вывихнутой» логики. Что у нас является законом? Воля народа, класса, нации, иной социальной группы либо же это монаршеский каприз, возведенный в закон? Однако время монархов прошло, а ставка на полицейское государ-
ство - есть тоталитаризм и попрание демократии. В таких условиях личность, независимо от статуса, не может себя чувствовать свободным человеком, не может не опасаться за свою безопасность. Приведенный пример позволяет предупредить, что любые незаконные действия в отношении гражданина России и резидента США Левона Гургеновича Айрапетяна могут серьезно осложнить положение руководства непризнанной де-юре НКР и навлечь на себя санкции международного права и действия международных правоохранительных и правозащитных организаций. Нелишним будет напоминание изречения Талейрана: «На штыки можно опереться, но на них нельзя сидеть».
Такое положение нетерпимо, ибо экономический кризис способствует росту критической массы негативных явлений в обществе, создает основу внутреннего подрыва устоев государства, приводит к отторжению потенциальных инвесторов с карабахского рынка. Если в республике жесткому и необоснованному прессингу подвергаются патриоты, самодостаточные личности, бизнесмены и меценаты, имеющие карабахские корни и внесшие свой вклад в завоевания и укрепление НКР, то какая реакция может сформироваться у других наших соотечественников и друзей Арцаха?..
Вполне закономерно сделать вывод, что состояние экономических реформ, инвестиционный климат в Арцахе во многом являются результатом принятой модели политического управления. Насколько целесообразно в НКР функционирование президентской системы управления при отсутствии дееспособной оппозиции политических партий, общественных объединений и парламентских фракций? Концентрация власти в руках одного человека неизбежно будет приводить к рецидивам в системе управления, поиску лучшего из худших, клановости, коррупции, формированию культов и культиков, вседозволенности и другим негативным проявлениям. В конечном итоге - это слабость управления и отдаление общества от власти, прогресси-рование социального расслоения и обнищания масс, рост эмиграционных потоков и сокращение численности населения, концентрация социального взрыва и уязвимость безопасности НКР.
В Степанакерте назревает внутриполитический кризис, кризис власти.

Нужно искать пути разрешения внутренних проблем через процесс реализации демократических реформ и налаживание многовекторных связей с диаспорой, строительство правового общества и государства. Только так мы сумеем сохранить Свободу и Независимость НКР.
- В каких же реформах, на Ваш взгляд, нуждается НКР на нынешнем этапе? Какие преобразования необходимы в первую очередь?
- Процесс реформации в НКР должен охватить все стороны жизнедеятельности общества и государства, как базисные экономические отношения, так и политическую надстройку - систему управления, соотношения власти и общества, правовую сферу.
В области экономических преобразований следует взять курс наустановление многоукладной формы собственности на средства производства с обязательным элементом государственной, корпоративной и частной собственности. Необходимо активное вовлечение диаспоры в экономическую жизнь края, налаживание прямых связей с производителем, учет экономических закономерностей и интересов рынка, планирование и офшорное программирование технологического развития НКР.
Мне думается, что одной из первоочередных программ общеармянского взаимодействия по линии Армения - Арцах - Диаспора может стать идея разработки некоего армянского «плана Маршалла» с целью оказания действенной и адресной помощи для экономического возрождения и поступательного развития, укрепления государственной мощи и безопасности РА и НКР. В этом процессе должны участвовать все части мирового армянства. При этом создание «Всемирной Армянской Организации» позволит обеспечить оптимальные организационные формы реализации экономической, политической, технологической, гуманитарной и научной поддержки исторической Родины.

В сфере политических преобразований целесообразно начать формирование новой политической элиты со ставкой на молодежь, общественные объединения и функциональные политические партии. Партийное строительство в условиях НКР должно учитывать национальный и зарубежный опыт, отражать национальные, социальные, социал-демократические и либерально-демократические интересы общества.
Важной составляющей демократического государства является совершенствование законодательства, разработка и принятие комплекса законодательных и нормативных актов применительно к регламентации основных сфер жизнедеятельности общества и государства (в частности законы о разграничении полномочий и ответственности органов законодательной, исполнительной и судебной власти; о национальной безопасности; о борьбе с коррупцией; о собственности; о СМИ; о партиях, общественных организациях и объединениях; гражданский, уголовный, налоговый и трудовой кодексы; и др.).
Серьезной политической реформой в НКР можно считать целесообразность замены президентской формы правления на парламентскую республику с сильным парламентом и сильным премьер-министром с подо-тветственным кабинетом министров. Однако и здесь необходимо время, эволюционный путь становления дееспособных политических партий и общественных объединений, которые способны будут в обозримой перспективе сформировать дееспособный парламент при наличии мощной оппозиции. Карабахское мелик-ство в эпоху средневековья является историческим свидетельством отсутствия в Арцахе высокой концентрации власти в руках одного человека. Следовательно, нужны политические инвестиции в карабахскую молодежь, в будущую политическую и национальную элиту НКР.
- Вопрос о роли личности в истории всегда остается актуальным в политической повестке. Как Вы относитесь к Президенту Армении Роберту Ко-чаряну? Считаете ли Вы целесообразным выдвижение на высший пост Армении выходца из Карабаха или представителя диаспоры? На кого, на Ваш взгляд, должен быть похож Президент Армении - Франклин Рузвельт, де Голль, Уин-стон Черчилль?
- Действительно, в исторических процессах всегда проявляется роль личности, как с положительной, так и отрицательной точек зрения. Мне думается, Ваш вопрос, в какой-то степени, связан с предвыборной президентской кампанией в Армении. Избрание и первого, и второго Президента РА явилось следствием той политической ситуации, которая сложилась в условиях армянского государства в 1990-х гг. Как представитель российской диаспоры и армянин, безусловно, я с большим уважением отношусь к Президенту Армении, поскольку он возглавляет нашу историческую Родину -Армению. Мы долго ждали того часа и возможности, когда возродится независимая армянская государственность.

Что же касается непосредственно личности нынешнего Президента РА Роберта Кочаряна, то, во-первых, его политическая биография тесно связана с Карабахским национально-освободительным движением, провозглашением Нагорно-Карабахской Республики и победами Армии Обороны НКР; во-вторых, будучи Президентом и Карабаха (1994-1997 гг.), и Арм ен и и (1998-2002 гг.), Кочарян не допустил расползания гражданской войны и уступок в урегулировании Карабахского вопроса; в-третьих, при правлении Кочаряна в Ереване прошли знаковые общеармянские форумы «Армения -Диаспора», (1999 и 2002)и «Всеармянское молодежное совещание» (2002), состоялись Панар-мянские игры, что свидетельствует о поиске новых форм системного взаимодействия по линии историческая Родина - Диаспора; в-четвертых, Кочарян прекратил политические преследования национальных партий и провозгласил тре-бованиеАрмении о ликвидации последствий Геноцида армян в соответствии с международным правом; в-пятых, Армения по-прежнему остается стратегическим союзником России, пытается дополнить активное армяно-российское военно-политическое сотрудничество экономическим взаимодействием, атакже развивает связи с другими актуальными странами мира (США, ЕС, Иран, Сирия, Греция, Аргентина и т.д.).
Однако положительныедости-жения администрации Роберта Кочаряна контрастируют с реальным положением экономики РА, ситуацией в области инвестиций, борьбы с коррупцией. Вместе с тем данные направления политической жизни требуют не только декларативных намерений, но и конкретного содержания, они зависят и не зависят от воли одного человека (то есть Президента). Для этого необходимо время, нужны законы и принципы, самодостаточная власть и эффективная оппозиция.
Относительно карабахского происхождения Президента Армении полагаю, что давно уже пора прекратить подобные спекуляции и ущербные разговоры. Почему карабахец не может возглавлять Армению, в чем его недостаток? Если мы считаем Арцах неотъемлемой частью Армении и ведем национальную борьбу за это право, то почему карабахский армянин не должен претендовать либо управлять Арменией? То же самое, кстати, относится и к органам власти и управления НКР. Вопрос не в происхождении конкретного кандидата, а в его личном, политическом и деловом соответствии на претендуемую должность. На мой взгляд, с принятием Закона об избрании Президента и Закона о двойном гражданстве в РА и НКР на высший пост в армянском государстве вправе будут претендовать и лучшие представители армянской диаспоры.
Изживать проблемы местничества и клановости следует сверху, с высших органов управления, тогда и в обществе придет осознание единства, консолидации и объединения нации вокруг общих интересов и приоритетных задач. Если же армяне станут делиться по месту рождения, жительства и диалектам,то они способны будут лишь отдалиться друг от друга.
Что касается заключительной части Вашего вопроса, то, как мне представляется, Президент Армении должен быть похож, во-первых, на себя, во-вторых, уважительно относиться к своей национальной истории и аккумулировать положительный опыт выдающихся национальных исторических личностей, и уже в-третьих, безусловно, учитывать политический опыт и достижения мировых политиков разных времен и народов.

Беседу вел Григорий Анисонян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении