Нагорно-Карабахская Республика:геополитическая реальностьОкончание. Начало в №2 '2003
С учетом сложного геополитического окружения Армении, неурегулированности
Карабахского вопроса Россия по-прежнему будет оставаться приоритетом в армянской
внешнеполитической стратегии. Однако это вовсе не исключает возможность расширения
влияния США на Армению.
Вступление Турции в ЕС и продвижение ее интересов в СНГ пока что соответствуют
стратегическим интересам США. Америка заинтересована в нормализации армяно-турецких
отношений, в локализации армянского буфера на пути Турции в тюркский мир. Видимо,
с этой целью продиктованы инициативы Госдепартамента по организации так называемой
турецко-армянской комиссии примирения, попытки урегулирования Карабахского вопроса
ценой территориальных обменов и предоставления Турции пространственной связи
с тюр-коязычными странами СНГ. Но в Вашингтоне прекрасно осознают, что для воздействия
на Армению необходимо считаться с ее национальными интересами и позицией армянской
общины США. Это означает признание Геноцида армян, политическое урегулирование
Карабахского вопроса, возрождение Севрского договора, образование правительства
Западной Армении в изгнании,восстановление исторической справедливости в отношении
Армении и установление мандата США на Западную (Турецкую) Армению.
Именно через сильную Армению США будут способны сдерживать в перспективе непредсказуемую
Турцию. Именно через Армению США и Россия могут взаимодействовать для обеспечения
безопасности в регионе. Отсюда следует, что баланс интересов, а не давление
США или России в Закавказье и Армении, в частности, способны обеспечить развитие
армянского государства в Закавказье и Малой Азии.
Если Соединенные Штаты хотят играть роль на Кавказе, им должно быть выгодно
существование здесь сильной России и оказание ей помощи в повторном самоутверждении
в качестве сильной державы.
- Что Вы думаете о внутриполитической обстановке в НКР? Удалось ли руководству
НКР добиться формирования демократической модели государственного управления,
что, по мнению экспертов, очень важный фактор в рамках противостояния с Азербайджаном,
с его тоталитарным режимом?
- Бесспорно, что внешняя и внутренняя политика тесно взаимосвязаны и в свою
очередь являются концентрированным выражением экономического развития государства.
Важным достижением внутриполитической ситуации и в государственном управлении
НКР является курс на строительство демократического правового государства и
общества, а также относительная политическая стабильность, как важное условие
строительства молодой республики.
Прогрессивное развитие Карабаха и Армении, окончательное решение Карабахского
- Армянского вопроса возможны только на пути демократии, примата силы права
над правом силы. Если мы не сумеем обеспечить полноценную возможность защиты
интересов, прав и свобод личности, общества, государства и нации, то вряд ли
будет возможно реализовать наше право на свободную и независимую жизнь. Именно
этим целям посвящается борьба армянского народа за освобождение Арцаха от Азербайджана,
именно этой цели служит идея Свободной, Объединенной и Независимой Армении.
В противном случае, за какую свободу и независимость ведется национальная борьба,
если нет возможности реализовать свои социальные права в условиях независимого
существования; кому нужна свободная территория, если ты - народ не хозяин своей
земли; за что боролись и погибали тысячи сынов и дочерей армянского народа на
полях Карабахской войны, если жизнь в Карабахе не станет свободной и не позволит
обеспечить самодостаточное развитие армянского государства; кто будет отвечать
за судьбы сотен и тысяч армянских беженцев, вынужденных переселенцев и трудовых
мигрантов, покидающих территорию независимой Армении и Карабаха?..
Понятно, что социальное общество стремится к идеалам гуманизма и справедливости,
но жизнь гораздо сложнее лозунгов, нельзя полностью гарантировать искоренение
социальной несправедливости. Однако стремление к такому обществу
- неотъемлемое право всех поколений и народов, демократическая же модель построения
государства - единственно вер-
ный путь прогрессивного развития. Наше желание и приверженность демократическим
принципам не должны оставаться лишь декларацией, необходимо формирование самодостаточного
общества через систему реформ в области экономики, политики и права.
Летом с.г. мне довелось посетить Нагорный Карабах. Реальная оценка состояния
экономики республики позволяет выявить комплекс недостатков, связанных с: проблемами
поствоенного времени; авторитарной системой управления; высокой концентрацией
экономической власти; сращиванием силовых ведомств с ведущими фирмами; возникновением
громоздкого аппарата по надзору и контролю; пробуксовкой либеральных реформ;
низким уровнем привлечения иностранных инвестиций с участием диаспоры.
Мелкому и среднему бизнесу остается мало места для независимой деловой активности.
Так называемое гуманитарное инвестирование административных органов не стимулирует
развитие экономики, а способствует лишь росту коррупции и взяточничества чиновников,
расслоению общества и поощряет миграционные настроения.
Разрушение машинно-тракторных станций (МТС), старение и ограниченные возможности
сельскохозяйственной техники, острая нехватка запчастей - все эти следствия
войны становятся причиной пробуксовки рыночных реформ, бесполезности развития
фермерских хозяйств, приостановки принятия закона о частной собственности на
землю, замедления темпов уборки урожая. В условиях неурегулированности Карабахского
вопроса, возможности возобновления военного конфликта земельная реформа требует
скорейшего решения, ибо воин-ка-рабахец - собственник земли объективно заинтересован
в защите этой земли для своих потомков, следовательно, для будущего Карабаха.
Инвестирование и техническое вооружение карабахских хозяйств способно за короткое
время восстановить парк МТС, расширить рынки сбыта сельскохозяйственной продукции
Арцаха, позитивно влиять на оздоровление экономики республики и хозяйственной
кооперации Нагорного Карабаха с Арменией и Ираном. Важным направлением экономического
возрождения выступает транспорт и состояние внутренних коммуникаций НКР, которые
имеют как хозяйственное, так и оборонное значение. Позитивным началом можно
считать строительство стратегической автодороги Горис - Лачин - Степанакерт
и Север - Юг. Однако низкий уровень эксплуатации и обслуживания дорог позволяет
выявить серьезные упущения в области про-филактико-ремонтных работ. Отсутствие
нормальных транспортных коммуникаций и устаревший автопарк в республике являются
существенным изъяном экономической политики исполнительных органов НКР.
Важным элементом экономики выступает налоговая политика. Современный Карабах
заинтересован в поступлении внешних инвестиций, под которыми мы понимаем, прежде
всего, инвестиции армянских бизнесменов из стран диаспоры. Естественно, что
экономические интересы диктуют необходимость формирования привлекательной и
централизованной налоговой системы, низкого налогового сбора и прозрачного механизма
контроля. В бизнесе, как и в политике, приоритетом являются интересы субъектов
правоотношений. Бизнес-сотрудничество нельзя превращать в дотационные статьи
государственного бюджета либо в «благотворительность» на благо узкой группы
высокопоставленных чиновников.
Одним из первых инвесторов и меценатов карабахской экономики и общества является
известный российский бизнесмен ган-дзасарец Левой Айрапетян. Благодаря его титаническим
усилиям в селе Банк Мардакертского района НКР построен высокотехнологичный деревообрабатывающий
комбинат «ЛЕС АТА БАНК», отвечающий современным требованиям производства. Введение
в эксплуатацию этого предприятия позволило создать дополнительные рабочие места
на 200 человек, принять и разместить в Банке 56 семей из районов Армении, а
также расширить рынки сбыта карабахского леса в странах дальнего зарубежья.
Помимо этого, г-н Айрапетян отреставрировал церковный комплекс XIII в. Ганд-засар,
строит дороги, осуществляет широкую благотворительность, рассматривает возможность
реализации новых бизнес-проектов в НКР.
Трудно представить, что из-за личных политических взглядов и отношения бизнесмена
к отдельным высокопоставленным должностным лицам организовывается в условиях
Карабаха полицейская операция по травле и выдавливанию неугодного человека.
Вряд ли можно поверить, что преуспевающий крупный бизнесмен и меценат с высокой
положительной репутацией в политических, деловых и творческих кругах Армении,
России, США, Швейцарии и других стран станет скрывать доходы и не уплачивать
налоги пустеющей из-за экономической беспечности чиновников государственной
казне НКР. Правовая же некомпетентность и методы действий сотрудников правоохранительных
органов НКР позволяют считать, что правовой вакуум и нигилизм в республике становятся
нормой жизни. А это уже не только следствие экономических проблем, а серьезная
политическая патология и нравственная деградация.
Укрепление правопорядка не означает использование военно-полицейских методов
для установления порядка по воле руководителя, а не согласно его величеству
Закону. Отсюда возникает синдром «вывихнутой» логики. Что у нас является законом?
Воля народа, класса, нации, иной социальной группы либо же это монаршеский каприз,
возведенный в закон? Однако время монархов прошло, а ставка на полицейское государ-
ство - есть тоталитаризм и попрание демократии. В таких условиях личность, независимо
от статуса, не может себя чувствовать свободным человеком, не может не опасаться
за свою безопасность. Приведенный пример позволяет предупредить, что любые незаконные
действия в отношении гражданина России и резидента США Левона Гургеновича Айрапетяна
могут серьезно осложнить положение руководства непризнанной де-юре НКР и навлечь
на себя санкции международного права и действия международных правоохранительных
и правозащитных организаций. Нелишним будет напоминание изречения Талейрана:
«На штыки можно опереться, но на них нельзя сидеть».
Такое положение нетерпимо, ибо экономический кризис способствует росту критической
массы негативных явлений в обществе, создает основу внутреннего подрыва устоев
государства, приводит к отторжению потенциальных инвесторов с карабахского рынка.
Если в республике жесткому и необоснованному прессингу подвергаются патриоты,
самодостаточные личности, бизнесмены и меценаты, имеющие карабахские корни и
внесшие свой вклад в завоевания и укрепление НКР, то какая реакция может сформироваться
у других наших соотечественников и друзей Арцаха?..
Вполне закономерно сделать вывод, что состояние экономических реформ, инвестиционный
климат в Арцахе во многом являются результатом принятой модели политического
управления. Насколько целесообразно в НКР функционирование президентской системы
управления при отсутствии дееспособной оппозиции политических партий, общественных
объединений и парламентских фракций? Концентрация власти в руках одного человека
неизбежно будет приводить к рецидивам в системе управления, поиску лучшего из
худших, клановости, коррупции, формированию культов и культиков, вседозволенности
и другим негативным проявлениям. В конечном итоге - это слабость управления
и отдаление общества от власти, прогресси-рование социального расслоения и обнищания
масс, рост эмиграционных потоков и сокращение численности населения, концентрация
социального взрыва и уязвимость безопасности НКР.
В Степанакерте назревает внутриполитический кризис, кризис власти.
Нужно искать пути разрешения внутренних проблем через процесс реализации демократических
реформ и налаживание многовекторных связей с диаспорой, строительство правового
общества и государства. Только так мы сумеем сохранить Свободу и Независимость
НКР.
- В каких же реформах, на Ваш взгляд, нуждается НКР на нынешнем этапе? Какие
преобразования необходимы в первую очередь?
- Процесс реформации в НКР должен охватить все стороны жизнедеятельности общества
и государства, как базисные экономические отношения, так и политическую надстройку
- систему управления, соотношения власти и общества, правовую сферу.
В области экономических преобразований следует взять курс наустановление многоукладной
формы собственности на средства производства с обязательным элементом государственной,
корпоративной и частной собственности. Необходимо активное вовлечение диаспоры
в экономическую жизнь края, налаживание прямых связей с производителем, учет
экономических закономерностей и интересов рынка, планирование и офшорное программирование
технологического развития НКР.
Мне думается, что одной из первоочередных программ общеармянского взаимодействия
по линии Армения - Арцах - Диаспора может стать идея разработки некоего армянского
«плана Маршалла» с целью оказания действенной и адресной помощи для экономического
возрождения и поступательного развития, укрепления государственной мощи и безопасности
РА и НКР. В этом процессе должны участвовать все части мирового армянства. При
этом создание «Всемирной Армянской Организации» позволит обеспечить оптимальные
организационные формы реализации экономической, политической, технологической,
гуманитарной и научной поддержки исторической Родины.
В сфере политических преобразований целесообразно начать формирование новой
политической элиты со ставкой на молодежь, общественные объединения и функциональные
политические партии. Партийное строительство в условиях НКР должно учитывать
национальный и зарубежный опыт, отражать национальные, социальные, социал-демократические
и либерально-демократические интересы общества.
Важной составляющей демократического государства является совершенствование
законодательства, разработка и принятие комплекса законодательных и нормативных
актов применительно к регламентации основных сфер жизнедеятельности общества
и государства (в частности законы о разграничении полномочий и ответственности
органов законодательной, исполнительной и судебной власти; о национальной безопасности;
о борьбе с коррупцией; о собственности; о СМИ; о партиях, общественных организациях
и объединениях; гражданский, уголовный, налоговый и трудовой кодексы; и др.).
Серьезной политической реформой в НКР можно считать целесообразность замены
президентской формы правления на парламентскую республику с сильным парламентом
и сильным премьер-министром с подо-тветственным кабинетом министров. Однако
и здесь необходимо время, эволюционный путь становления дееспособных политических
партий и общественных объединений, которые способны будут в обозримой перспективе
сформировать дееспособный парламент при наличии мощной оппозиции. Карабахское
мелик-ство в эпоху средневековья является историческим свидетельством отсутствия
в Арцахе высокой концентрации власти в руках одного человека. Следовательно,
нужны политические инвестиции в карабахскую молодежь, в будущую политическую
и национальную элиту НКР.
- Вопрос о роли личности в истории всегда остается актуальным в политической
повестке. Как Вы относитесь к Президенту Армении Роберту Ко-чаряну? Считаете
ли Вы целесообразным выдвижение на высший пост Армении выходца из Карабаха или
представителя диаспоры? На кого, на Ваш взгляд, должен быть похож Президент
Армении - Франклин Рузвельт, де Голль, Уин-стон Черчилль?
- Действительно, в исторических процессах всегда проявляется роль личности,
как с положительной, так и отрицательной точек зрения. Мне думается, Ваш вопрос,
в какой-то степени, связан с предвыборной президентской кампанией в Армении.
Избрание и первого, и второго Президента РА явилось следствием той политической
ситуации, которая сложилась в условиях армянского государства в 1990-х гг. Как
представитель российской диаспоры и армянин, безусловно, я с большим уважением
отношусь к Президенту Армении, поскольку он возглавляет нашу историческую Родину
-Армению. Мы долго ждали того часа и возможности, когда возродится независимая
армянская государственность.
Что же касается непосредственно личности нынешнего Президента РА Роберта Кочаряна,
то, во-первых, его политическая биография тесно связана с Карабахским национально-освободительным
движением, провозглашением Нагорно-Карабахской Республики и победами Армии Обороны
НКР; во-вторых, будучи Президентом и Карабаха (1994-1997 гг.), и Арм ен и и
(1998-2002 гг.), Кочарян не допустил расползания гражданской войны и уступок
в урегулировании Карабахского вопроса; в-третьих, при правлении Кочаряна в Ереване
прошли знаковые общеармянские форумы «Армения -Диаспора», (1999 и 2002)и «Всеармянское
молодежное совещание» (2002), состоялись Панар-мянские игры, что свидетельствует
о поиске новых форм системного взаимодействия по линии историческая Родина -
Диаспора; в-четвертых, Кочарян прекратил политические преследования национальных
партий и провозгласил тре-бованиеАрмении о ликвидации последствий Геноцида армян
в соответствии с международным правом; в-пятых, Армения по-прежнему остается
стратегическим союзником России, пытается дополнить активное армяно-российское
военно-политическое сотрудничество экономическим взаимодействием, атакже развивает
связи с другими актуальными странами мира (США, ЕС, Иран, Сирия, Греция, Аргентина
и т.д.).
Однако положительныедости-жения администрации Роберта Кочаряна контрастируют
с реальным положением экономики РА, ситуацией в области инвестиций, борьбы с
коррупцией. Вместе с тем данные направления политической жизни требуют не только
декларативных намерений, но и конкретного содержания, они зависят и не зависят
от воли одного человека (то есть Президента). Для этого необходимо время, нужны
законы и принципы, самодостаточная власть и эффективная оппозиция.
Относительно карабахского происхождения Президента Армении полагаю, что давно
уже пора прекратить подобные спекуляции и ущербные разговоры. Почему карабахец
не может возглавлять Армению, в чем его недостаток? Если мы считаем Арцах неотъемлемой
частью Армении и ведем национальную борьбу за это право, то почему карабахский
армянин не должен претендовать либо управлять Арменией? То же самое, кстати,
относится и к органам власти и управления НКР. Вопрос не в происхождении конкретного
кандидата, а в его личном, политическом и деловом соответствии на претендуемую
должность. На мой взгляд, с принятием Закона об избрании Президента и Закона
о двойном гражданстве в РА и НКР на высший пост в армянском государстве вправе
будут претендовать и лучшие представители армянской диаспоры.
Изживать проблемы местничества и клановости следует сверху, с высших органов
управления, тогда и в обществе придет осознание единства, консолидации и объединения
нации вокруг общих интересов и приоритетных задач. Если же армяне станут делиться
по месту рождения, жительства и диалектам,то они способны будут лишь отдалиться
друг от друга.
Что касается заключительной части Вашего вопроса, то, как мне представляется,
Президент Армении должен быть похож, во-первых, на себя, во-вторых, уважительно
относиться к своей национальной истории и аккумулировать положительный опыт
выдающихся национальных исторических личностей, и уже в-третьих, безусловно,
учитывать политический опыт и достижения мировых политиков разных времен и народов.
Беседу вел Григорий Анисонян
|