Энергетическая безопасность -хребет национальной безопасностиНа вопросы агентства ДЕ-ФАКТО отвечает завлабораторией возобновляемой энергетики Института энергетики РА, эксперт ООН Ара Марджанян.
— Несколько лет назад Армения испытывала трудности с поставкой энергоносителей
- это и аварии на газопроводе, и задержки составов с мазутом. Сейчас положение
вроде бы стабилизировалось -аварий на газопроводе из России в Армению почти
нет. Тем не менее, энергетика Армении почти полностью работает на привозном
сырье. Насколько нам известно, в обсуждаемом сейчас в парламенте страны законопроекте
о национальной безопасности отсутствует понятие энергетической независимости.
Насколько этот законопроект отражает действительность в данном аспекте и вообще
- что такое для Армении энергетическая безопасность?
— В первом варианте законопроекта о национальной безопасности не было понятия
энергетической безопасности, которая, с моей точки зрения, является основой
экономической стабильности и безопасности страны в целом. Энергетическая безопасность
- хребет национальной безопасности, ибо Армения на 97% зависит от импортируемого
топлива, которое к тому же идет только по одному -северному пути из России.
Это ставит большие проблемы перед грамотно разработанной концепцией национальной
безопасности. В идеале Армения должна иметь разумный минимум зависимости от
импортаэнергоно-сителей и максимальное разнообразие маршрутов их ввоза. Абсолютно
независимых стран нет. Но разумная независимость обязательна, особенно в экстремальных
ситуациях: общерегиональная политическая нестабильность, стихийные бедствия
и так далее. Подвоз энергоносителей нужен по всем четырем направлениям, то есть
из России, Ирана, Турции и Азербайджана. К сожалению, политически пока невозможен
путь через Турцию и Азербайджан, но если рассматривать долгосрочную перспективу,
то Армения должна быть готова принимать энергоносители со всех четырех направлений
и обеспечить их транзит. Сейчас в парламенте во втором чтении слушается этот
законопроект, и следует ожидать, что соответствующие положения найдут в нем
свое достойное место.
— Наверное, в этой связи есть смысл говорить о диверсификации энергетики, другими
словами, о производстве электроэнергии посредством разных носителей?
— Политика диверсификации энергетики в свое время была провозглашена приоритетной
со стороны министерства энергетики Армении. Одним из составных элементов в нее
входят и разнообразие энергоносителей - газ, гидроэнергия, атомная энергия,
и новые возобновляемые источники- в первую очередь ветроэнергетика.
Что касается солнечной энергии, то она пока не имеет промышленного значения.
Сегодняшние мировые технологии не позволяют рассматривать ее какпромыш-леннозначимый
компонент энергетики. Это очень дорого. Что недорого и очень доступно- это снабжение
населения горячей водой на основе солнечной энергии. А вот ветроэнергетика на
сегодняшний день - бурно развивающаяся отрасль энергетики в мире. Мы наблюдаем
настоящий бум: каждые полтора-два года мощности ветроэнергетики приблизительно
удваиваются. Она вполне конкурентоспособна с газом, обходится дешевле, чем сжиганиеугля
или мазута, в некоторых случаях ветроэнергетика даже дешевле, чем атомная энергетика,
хотя и дороже гидроэнергетики. Тем не менее, за ветроэнергетикой - большое будущее.
— Проведены ли оценки ветроэнергетических ресурсов Армении?
— В этом плане последние 3 года для Армении стали переломными. Благодаря международным
грантам были реализованы 3 программы по оценке ветроэнергетического ресурса
на беспрецедентном для региона техническом и качественном уровне. По данным
проведенных исследований выяснилось, что север и северо-запад Армении имеют
ветроэнергетический потенциал порядка 300 МВт с ежегодной выработкой до 1 миллиарда
кВт/ч. Причем период окупаемости этих станций составляет от 7 до 9 лет. Потенциал
достаточно внушительный и с экономической точки зрения привлекательный. Оценки
показывают, что Армения стоит на пороге серьезных инвестиционных проектов. Образовавшаяся
сейчас пауза связана с общеполитической ситуацией в мире, но, повторяю, потенциал
есть. Мы знаем перспективные площадки, представляем технологию. Проект стоит
примерно $350 млн и должен быть реализован поэтапно.
Раньше весь этот комплекс, то есть ветроэнергетика, солнечная и геотермальная
энергетика и т.д., назывался «альтернативной энергетикой». Это не совсем удачный
термин, поскольку с технической точки зрения ветро- и гидроэнергетика являются
возобновляемыми, но никак не альтернативными. Они не могут служить базовой энергетикой
для Армении или какой-либо другой страны. Мы должны иметь базовые источники
примерно науровне 60%, остальное можно покрыть за счет возобновляемой энергии.
Таким образом снижается бремя зависимости и появляется источник энергосбережения.
— Но ведь у нас есть еще и Армянская АЭС, которая дает большую часть потребляемой
электроэнергии...
— В качестве одного из элементов политики диверсификации энергетики я бы отметил
вопрос, связанный с АЭС. Атомная станция аккумулировала в себе наиболее значимый
инженерный потенциал страны. Будущее станции -это остро дебатируемый вопрос,
имеющий как собственно энергетическую сторону, так и социальный, политический
и, если угодно, геополитический аспект. Здесь имеет смысл говорить только о
собственно энегетическом аспекте. К сожалению, даже во вполне профессиональной
среде относительно АЭС часто приходится слышать следующие положения: атомная
энергетика - это локальный (местный), возобновляемый и экологически чистый источник
энергии и фактор, повышающий энергетическую независимость нашей республики.
Я лично считаю такой подход в корне неверным. Дело в том, что атомная энергетика
для Армении не является локальной, мы ввозим ядерное топливо, и опять-таки только
из России. Оно не является и «возобновляемым источником» в обычном понимании
этого термина. Положение об «экологической чистоте» атомной энергии базируется
на том факте, что при этом не сжигается ископаемое топливо и не образуются выбросы
парниковых газов. Однако достаточно подойти к этому вопросу профессионально
и всесторонне, и станет очевидным тот несомненный «экологический риск», который
связан с АЭС. Достаточно упомянуть комплекс проблем, связанных с вывозом и/или
хранением т.н. «горячих» и «холодных» от-
ходов. Положение о повышении энергетической независимости тоже достаточно эфемерно,
однако этот вопрос выходит за рамки собственно энергетической проблематики.
На мой взгляд, тут сложилась ситуация, когда перспектива атомной энергетики
в Армении противопоставляется вопросу о развитии возобновляемой энергетики,
в первую очередь ветроэнергетики. Такое противопоставление вредно и не соответствует
сути вещей. АЭС производит базовую энергию, и сетевая ветроэнергетика не может
тут заменить ни АЭС, ни, скажем, Разданскую ГРЭС. Но ветроэнергетика, действительно
использующая местный, возобновляемый и экологически чистый источник энергии,
может, к тому же, существенно облегчить бремя зависимости от ввозимых энергоносителей.
Нужно и то и другое.
— Есть ли программы по энергетике, связанные с Нагорным Карабахом?
— За истекшие два -три года было несколько попыток провести ресурсологические
исследования в НКР, но, к сожалению, никакой комплексной программы там не реализовано.
А между тем объективные показатели говорят, что развитие энергетики может стать
очень интересной и перспективной ветвью экономики НКР. Мы подсчитали, что ветроэнергетический
режим наЗодском перевале очень благоприятный. В Степанакерте есть костяк кадров,
который может установить мониторинговые мачты и обеспечить съем и обработку
информации. Проблемы здесь организационные, но сделать можно многое. Сейчас
в институте «Армгидроп-роект» разрабатывается программа развития гидроэнергетики
республики и модернизации Сарсангского гидроэнергетического узла.
Карине Тер-Саакян
|