«Сухой» остаток«Росавиакосмос» объявил победителя конкурса по созданию регионального самолета, длившегося больше полугода. Им стало ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) с проектом семейства самолетов RRJ. Новый региональный самолет должен заменить устаревшие ТУ-134 — сейчас эксплуатируется около 200 этих машин, причем большая их часть летает почти 20 лет.
В конкурсе «Росавиакосмоса» помимо ГСС участвовали ОАО «Туполев» с 72-местным
самолетом ТУ-414 и ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева»
(ЭМЗ) с машиной М-60-70. Выбор «Росавиакосмоса» объясняется двумя причинами:
более тщательной, чем у конкурентов, проработкой проекта и наличием у ГСС такого
солидного партнера, как Boeing. По словам гендиректора ГСС Андрея Ильина, стоимость
проектирования, начала производства, испытаний и сертификации RRJ составляет
около $600 млн. Из них до $120 млн. будет выделено из бюджета в этом году. 80%
конструкторских работ выполнит ГСС (остальные придутся на долю АК «Ильюшин»
и ОКБ имени Яковлева). Boeing также обеспечит финансовую поддержку проекта,
выделит специалистов и поделится с ГСС технологиями. Цена RRJ не определена,
но уже в 2004 году ГСС планирует получить от 40 до 60 заказов. «Исследования,
которые мы проводили втечение последних двух лет, показали, что сформировался
обширный рынок для нового конкурентоспособного регионального самолета», — заметил
председатель совета директоров компании ГСС Михаил Погосян. В частности, заказ
на закупку 15 RRJ уже поступил из «Аэрофлота», ведутся переговоры и с иностранными
авиакомпаниями.
Как прогнозируют аналитики «Сухого», спрос на самолеты RRJ до 2022 года на
международных и внутренних рынках составит порядка 630 самолетов. Это позволит
начать выпуск машин на Новосибирском авиастроительном производственном объединении
(входит в АВПК «Сухой», выпускает истребители СУ). В ближайшее время ГСС объявит
победителя своего конкурса — на силовую установку для RRJ. По предварительным
данным, победителем может стать альянс Snecma и НПО «Сатурн». Двигатель планируется
сертифицировать в 2005 году. Впрочем, почивать на лаврах ГСС еще рано. Проигравшие
в конкурсе «Росавиакосмоса» ЭМЗ и ОАО «Туполев» не собираются закрывать собственные
проекты. Например, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, готовыми
вложить в разработку ТУ-414 $300 млн. Уже определен базовый завод — Казанское
авиастроительное производственное объединение. К тому же RRJ отстает от своего
главного конкурента — украинского самолета АН-148 (имеющего сходные характеристики)
— по срокам выхода на рынок. АН-148 может появиться на рынке уже в 2005 году
— это примерно на два года раньше RRJ. Кстати, «Аэрофлот» уже заказал 25 самолетов
АН-148. Еще одним козырем украинского проекта может стать цена самолета: $14—18
млн. Если проект RRJ окажется намного дороже, его перспективы нельзя будет назвать
слишком радужными.
Иван Гидаспов
|