Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Храм или Вавилонская башня?

Когда сегодня в армянской среде речь заходит о религии и церкви, то почти всегда ощущается напряжение. Одни умалчивают свою веру, опасаясь непонимания, другим просто нечего сказать, третьи «оправдываются»: «Бога люблю, а церковь и священников нет», смешивая при этом понятия церковной иерархии и самой церкви, что далеко не одно и то же. Многие полагают, что Бог отвернулся от армян, не понимая, что Он давно испытывает наш народ и, значит, в этом кроется высший смысл. Причины нашего душевного разброда разные, но очевидно одно: брошенный в пучину противоречивой жизни человек не выдерживает напора обстоятельств и прогибается, в том числе и потому, что не в ладах с самым твердым духовным стержнем христиан - Библией.

Слово «шунч» в армянском языке имеет два значения - «дух» и «дыхание». По-армянски Библия называется Аствацашунч, что в переводе означает «Божий Дух», а если точнее, «дыхание Бога». Люди, ощутившие это «дыхание», знают, что Евангелие (Аветаран) не сказки, а обрамленная в мощнейшую метафору вечная Истина. В нем (особенно в «Апокалипсисе») «совмещены периоды времени - настоящее, прошедшее и будущее в едином моменте созерцания». Чем больше человек общается с Книгой книг, тем сильнее эта истина входит в сознание, становится его духовной опорой, и манипулировать такой личностью очень трудно. Но, увы, основная масса людей читает книги Писания от случая к случаю или вовсе их не читает. Думается, что сегодня, в столь непростое для нашей церкви (да и не только церкви) время, когда многие армяне в Москве дезориентированы и не знают, где крестить детей и венчаться, у какого священника причащаться и просить совета, очень важно вспомнить некоторые истины из Евангелия. Вспомнить не для оторванных от суровых реалий нравоучений, а для попытки хотя бы немного приблизиться к той высочайшей вершине, в стремлении к которой и можно что-то изменить к лучшему. «И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Матфей, 21: 12-13). И добавлено: «...дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоанн, 2:16). Очищение Иерусалимского храма оставило глубокую печать в памяти народа, который, в конце концов, за три года до разрушения римлянами Иерусалима (70-й год)уничтожил все прихра-мовые базары сыновей Анны. Вместе с тем, слова Христа вызвали затаенную ненависть, ибо Он затронул различные имущественные интересы первосвященников, которые в массе своей были людьми далекими от благочестия. Трагическая развязка началась тогда, но у этой истории нет конца. Множество раз она разыгрывалась прежде, но и сегодня встает извечный вопрос: «Где наша дорога к Храму?».

Уже третий год в Москве вокруг Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви разгорается конфликт, имеющий весьма отдаленное отношение к вере. Московские армяне терпеливо ждали, что наши умудренные опытом иерархи вот-вот решат дело миром, однако служители церкви, увы, не смогли Божьим судом укротить человеческие страсти и оказались в суде мирском.

Казарос (Тиран) Кюрегян не сразу был лишен епископского сана и должностей в Российской епархии Армянской апостольской церкви. Ему было предоставлено несколько возможностей выхода из создавшейся вокруг него ситуации. Не воспользовался, а предпочел борьбу за власть и церковное имущество. Нельзя сказать, что Эчмиадзин не выказал терпения по отношению к опальному архиепископу, но ради нейтрализации негативных последствий для паствы, которая по нашим религиозным канонам символизирует саму Христову церковь, необходимо было поистине Христово терпение. Человеку в повседневной жизни проявить по-добноетерпениенелегко, но первосвященники в решении важнейших внутрицерковных вопросов иметь его обязаны. Прежде чем наказывать провинившегося иерарха, можно бы было проявить внимание к верующим, общающимся с ним как с духовным пастырем многие годы, объяснить им причины лишения его должностей и сана. Да, на стороне защитников опального есть невыдержанные, нетерпимые к нынешнему Эчмиадзину функционеры, но среди заблуждающейся части паствы немало совестливыхлюдей, и попробовать смягчить их сердца можно на основе высочайших постулатов Иоанна Златоуста (Ованес Воскеберан). Этот великий христианский пастырь, проживший, кстати, два последних года своей жизни в тогдашней Армении (г. Кукуз, 404-406 гг.), говорил: «И мы ведем войну, но наша война неживых делает мертвыми, а мертвых (духовно) живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы ты меня ни бранил, от чистого сердца говорю тебе: мир, ибо любовь Отца во мне». Про нас ли, армян, сказано?
Каковы же результаты трехлетнего противостояния? Деликатные внутрицерковные проблемы превращены в публичную мирскую тяжбу и отданы на бесконечное рассмотрение чиновникам, ловким адвокатам, судьям. По сути дела, эти действия укрепляют людей в убеждении, что в церковных делах мирской суд выше Божьего. Почему из-за локальных групп людей, у которых вопросы веры так сильно переплелись с материальными интересами, должны страдать простые прихожане, и чему они могут научиться в такой обстановке, кроме еще большего недоверия к священнослужителям и власти? Паства и ее религиозные чувства унижены: люди по много месяцев не ходят в церковь, к причастию, сердца их черствеют, слабеет вера. Почему мы должны ездить на венчание или крестины в Ереван или Петербург? А что делать неимущим? Как тут не вспомнить наставления Иисуса: «...все, что они (фарисеи и книжники. - Г.А.) велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людей, а сами не хотят и перстом двинуть...» (Матфей, 23: 3-4). Разрыв между словом и делом существовал во все времена, но в наши дни он увеличился до невообразимых размеров, потому что мы часто не помним, а иногда сознательно «затираем» истинное значение многих важнейших слов и понятий.
В буквальном смысле слово «дьявол» по-гречески означает силу, разбрасывающую, разделяющую одних людей от других (именно в этом смысле оно употреблено у Ксенофонта). Переносное же значение этого слова -клеветник, обольститель, который, сея раздор и смуту в мыслях и чувствах людей, в результате разрывает связь между Богом и человеком. «Сатана» - слово древнееврейское и означает противник, который, противодействуя Богу, вершит зло на земле. Только такое глубинное понимание смысла этих слов и понятий дает возможность по-настоящему оценить усилия по объединению (иначе - соборности) людей для добра, ибо: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матфей, 12: 25).
Неужели нам не суждено иметь своего кафедрального собора в Москве, где армяне уже несколько веков живут и верят в Бога? Церковь «Сурб Арутюн» (Святое Воскресение) на армянском кладбище окружена со всех сторон могилами (даже в самый радостный день армяне там думают о смерти). Есть еще одна прелестная часовня рядом с кольцевой дорогой, но она «стеснена» развлекательными заведениями. Строительство собора «Сурб Хач» (Святой Крест) застыло на нулевом цикле, олицетворяя такой же нулевой уровень нашего стремления к духовному возрождению. О каком строительстве «храма в душах» может идти речь, если мы не можем построить даже храм из камня. «Золотой телец» давно водрузился не только на всем светском пространстве, но и в эпицентре нашей веры, и ослабленная десятилетиями коммунистического строя церковь превращается в объект, где делят сферы влияния различные политические и экономические силы. «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото... Что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?» (Матфей, 23: 16- 19).

В начале своих земных страданий Христос, принявший во время крещения «зрак» (глаз) человека, «... возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола» (Матфей, 4:1). Он подвергся искушению не как Бог (Бога испытывать бессмысленно), а как «человек-раб», добровольно взваливший на себя ношу служения людям. Всем известны слова Христа, сказанные в пустыне искусителю: «Не хлебом одним будет жить человек...». Но немногие из тех, которым так тяжело сегодня достается «хлеб насущный», помнят, что это были первые слова измученного сорокадневным голодом Иисуса после принятия Им крещения. И это был первый наказ Спасителя нам всем. Так сколько же еще Вавилонских башен нам предстоит недостроить, прежде чем мы найдем ту самую дорогу к Храму?! Хотелось бы обратиться к тем влиятельным людям, в том числе и во властных структурах Москвы, от которых во многом зависит дальнейшая судьба строительства церкви «Сурб Хач» и благополучие наших церковных дел. Предположим, церковь построена. Кто будет ее освящать? Если мы строим храм Армянской апостольской церкви, то освящать ее должен Католикос Всех армян Гарегин И, а если не Веа-пар и предстоятель Российской епархии нашей церкви, тогда кто -лишенный сана Казарос Кюрегян? Если да, то возникает тяжкий вопрос: «Храм какой церкви мы построили?». Думается, что даже не автокефальной, так как и она «устанавливается признанием со стороны той церкви, из которой она выделилась». На территории России, где испокон веку действует Российская епархия Армянской апостольской церкви, у Эчми-адзина нет никаких оснований давать такое согласие.

Если бы мы были минимально грамотны в религиозных вопросах, то не пришлось бы напоминать элементарные вещи. Католикос Всех армян избирается пожизненно и при рукоположении двенадцати епископов получает Божью благодать (спасительную силу). Высшие иерархи армянской церкви - епископы - получают благодать через рукоположение Католикоса и таким же образом передают ее священникам, а последние - народу. Епископ, лишенный сана, лишается также данной ему Божьей силы. Если он при этом продолжает богослужение и, что вообще недопустимо, совершает таинства (крещение, причащение, венчание и др.), то они считаются недействительными, и, самое главное, человек, над которым совершается таинство, не получает благодати свыше. Вместе с тем, в церковь «Сурб Арутюн», без сомнения, ходить непременно нужно, но к другим священникам.

Процедура избрания Католикоса Гарегина II складывалась непросто, но он избран, рукоположен, миропомазан. Все священнослужители и их приходы, общины, приходские советы и церковные организации, находящиеся под сенью Эчмиадзина, должны подчиняться Католикосу как главному законодателю и верховному судье. Решения Католикоса могут не нравиться, могут задевать амбиции и имущественные интересы отдельных люде и и групп, но Веапар символизирует власть главного, имеющего «первенство чести» Престола армянской церкви. Централизованная структура власти нашей церкви есть тот непоколебимый стержень, благодаря которому в условиях многовекового отсутствия государства мы сумели сохраниться как этнос и как христиане. Может создаться впечатление, что в армянской церкви отсутствуют демократические принципы, но это далеко не так. В избрании Католикоса участвует армянский народ, не поделенный на государства. Осуществляющий выборы Церковно-Национальный Собор в большинстве своем состоит из избранных в армянских общинах мирян (по одному представителю от каждых 25 тысяч человек). Это означает, что свою высшую религиозную власть на демократической основе избирает народ, и на этом зиждется сила нашей церкви. Однако в эпоху псевдодемократии мы «в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем» (Достоевский) расширили свои права до неподчинения Святому Первопрестолу, решив, что можно разрушить вековые принципы и разбежаться по отдельным доморощенным церквам. А может быть, и вовсе зажить по принципу: каждому магнату по церкви? Но в этом случае действительно «всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».

Одним из основных «аргументов», выдвигаемых против Гареги-на И, является назначение его родного брата Езраса новым предстоятелем армянской церкви в России. Проблема церковной карьеры по кровному признаку непростая и очень древняя. Еще Иисус отказал матери будущих апостолов Иакова и Иоанна посадить ее сыновей по правую и левую руку от Себя (Матфей, 20: 23). Вместе с тем, Он брал в ученики людей, находящихся в родственных отношениях, и кровные узы не помешали апостолам, потому что величайшая христианская идея, воспринятая ими от Учителя, заключается не в стремлении к первенству и господству над людьми, а в служении им. Наше «замутненное» мирское сознание не позволяет видеть в Католикосе и епископе прежде всего братьев во Христе, а далее делается расхожий вывод: от единокровия в одном деле ничего хорошего не жди. Но тогда, может, подвергнуть сомнению святость взаимоотношений кровных родственников -Христа и Иоанна Крестителя, или вычеркнуть из христианской памяти житие некоторых из двенадцати апостолов, потому что они и вовсе были родными братьями: Петра и Андрея, техже Иакова и евангелиста Иоанна? Если предполагать в ближнем только искушение властью, то и любое другое назначение епископа Езраса было бы воспринято как продвижение по родственному признаку. А может быть, достойному священнику вообще не расти в своем служении людям? Отец Езрас десять лет верой и правдой служил армянской церкви в России,сплотил паству и своими руками воссоздал два изумительных армянских храма в Петербурге. В «малом» был верен - над «многим» поставлен.

Известно, что и для стороны епископа Езраса ситуация сложилась очень непросто. Тотже Иоанн Златоуст предупреждал: «...дотех пор, пока ты не взошел в суд, ты полный господин над собой, но как только переступишь за его порог, ты уже подневольный другого, и сколько бы ни усиливался, не можешь уже располагать собою, как хочешь». «Другой» - это противная сторона, а под «подневольностью» нужно понимать вынужденное ведение судебной тяжбы с противником, которая отвлекает от самого главного дела - служения пастве. В этой связи возникает вопрос: почему сегодня, когда дорога к храму «Сурб Арутюн» пока не свободна, наш уважаемый епископ Езрас не использует святые камни, освя-щенныеЭчмиадзином, для проведения внецерковных служб и проповедей? Ведь, насколько известно, по канонам нашей церкви это не возбраняется. Христос, а затем апостолы и вовсе проповедовали под открытым небом, «...ибо, где двое ил и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матфей, 18:20). Придут не двое и не трое, соберется большая часть паствы, и вера народа от этого только укрепится. Нынешняя же ситуация ведет к недопустимому разброду: ведь без пастыря рассеиваются овцы. Вот почему мы ждем приезда в Москву Католикоса Гарегина И и не видим никаких препятствий кэтому, даже если у Его Святейшества не будет возможности посетить церковь «Сурб Арутюн».

Все конфликтные вопросы должны быть решены внутри нашей церкви и общины. По нашему разумению, есть необходимость создать группу церковнослужителей и мирян для выработки компромиссных решений. В такую группу должны войти сторонники различныхточекзрения и, возможно, на завершающем этапе работы, приглашенные представители московских властей (думается, и им небезразлично, под сенью какой церкви будут находиться армянские храмы Москвы). В основу нормальной деятельности московских армянских церковных организаций должна лечь не только аргументация об их регистрации по букве российского закона, за которую можно спрятаться лишь формально, но, что самое главное, признание их Армянской апостольской церковью.
Размышления о мирных путях преодоления конфликта неминуемо ведут к завету Христа из знаменитой Нагорной проповеди: «...если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матфей, 5: 23). Спаситель говорит о возможности даже прервать службу в храме(!), если речь идет о примирении, потому что самый угодный «дар» Богу - мир между людьми. Если обе противостоящие стороны ведут речь только о служении людям (и ни о чем другом), то было бы полезно, прежде всего, смирить гордыню друг перед другом. Гордыня страшна в неправоте, но не менее опасна и в правоте: одна раньше, другая позже приводят к потере правильных ориентиров. Древние утверждали, что впереди гордыни бежит падение. Каждой стороне необходимо сделать по шагу назад: КазаросуКюрегя-ну покаяться и подчиниться воле Святого Эчмиадзина, а епископу Езрасу отозвать дело из мирского суда и просить Веапара простить провинившегося.
В конце своего земного пути Иисус взошел на крест и принял мучительную смерть за всех. Римский обычай отпускать по желанию народа одного преступника на еврейскую Пасху превратился в выбор между Христом и Вараввой - мятежным убийцей. Общеизвестно, кого толпа скорым человеческим судом отправила на смерть, но мало кто знает, что в армянском переводе Библии и некоторых древних списках Варавва называется также Иисусом-Вараввой! Хочется верить, что люди просто ошиблись, перепутали праведника с грешником, но, ксожалению, нет на то оснований... Так неужели не убережем Его храма, и «не останется здесь камня на камне»?

Гагик Арзуманян, Москва

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении