Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Этноколорист экспрессивного направления

4 марта 2003 г. в Москве, в Выставочном центре Московского отделения Союза художников России (МОСХ России) состоялось открытие выставки «Весенний вернисаж», на которой были представлены плоды творчества Артуша Григоряна и его брата, заслуженного художника Армении Анатолия Григоряна. Об Анатолии написано немало, нам же хотелось рассказать о творчестве Артуша, чьи произведения будут экспонироваться там же, на ул. Беговой, №7-9, близ метро «Беговая»

Артуш Григорян — художник «крепкой кисти», в нем сразу и бесповоротно чувствуется профессиональная прочная основа, хороший, проверенный временем вкус. Его работы по школе и, более того, по эмоциональной природе очень армянские. Есть в нем сердечная переполненность, которая выражена в совершенно свободном владении цветом. И цветовая гамма у него очень богата. Даже в небольших работах нет никакой цветовой аскетики. Палитра широко и вольно дышит, обретая плоть и кровь. Как это явственно у немалого числа современных армянских художников, именно цвет — основное, без преувеличения, поле художественного поиска. Этому поиску отдана и кисть Артуша Григоряна.
Родился он в 1951 году в Лени-накане, по-старинному в Гюмри, в весьма интеллигентной, уважаемой в городе семье. Рисовать начал с раннего детства. Этому способствовали атмосфера в семье и некоторое влияние са-
мого старшего из его братьев — Анатолий Григорян был уже признан, стал секретарем Союза художников Армении. Насчет семейных традиций все становится ясно, если упомянуть, что второй по старшинству, 1943 года рождения брат Аркадий, умерший в 2002 году, — скульптор, чья аллегорическая скульптура установлена у музыкальной школы, там, в родном ему Гюмри. Картина будет неполной, если не упомянем еще и брата Григория, чей год рождения — 1947. Нет, он не скульптор, не художник, но он виолончелист! Живет
в Атланте, в США. Его учитель Г. Талалян был близким другом М.
Ростроповича, потому молодой тогда художник Артуш с юности приобщился к тонкому музыкальному кругу и даже подержал в руках уникальную виолончель работы Гварнери,что произвело на него высокое и неизгладимое впечатление..

В первый раз Артуш поступил в высшее учебное заведение в Москве, в Текстильный институт, но было решено, что он отслужит сначала в армии, потом поступит в вуз. Так что Ереванский художественно-театральный институт художник закончил в 1979 году; а в 1977 году, еще студентом, стал лауреатом Всесоюзного конкурса«Дизайн-77». С 1980-го — член Союза художников СССР. Со временем у него в Ереване появилась и мастерская, которая до сих пор остается за ним. Среди творческих достижений тех, еще советских, лет — участие во многих выставках, среди которых были и зарубежные, например, в 1984-м в Марселе, в 1990-м в Марселе, Лионе, Балансе. В 1991-м к ним прибавилась Ницца. В 1992-м —Сейак, Тюль. В 1993-м —Экс он Прованс (все это во Франции). Там художник в 1992 и 1993 годах подолгу жил. Там учатся теперь его две дочери, проявляющие тоже художественные и музыкальные таланты. После землетрясения в Ленинакане он повез немало работ во Францию, сделал благотворительную выставку и все, что было продано, все средства от продажи строго сдал в фонд поддержки пострадавших от землетрясения. О трагедии не может спокойно вспоминать и нынешний Гюмри видеть ему тяжело — там погибли друзья, погибла жена брата Аркадия...

Теперь о работах Артуша Григоряна. Творчество его переживает, несмотря на сложности житейские, самый плодотворный период. Был ведь семилетний период молчания... А теперь еженощно (днем нет времени — приходится зарабатывать хлеб насущный) художник трудится, из-под его кисти возникают все новые и новые работы. Это прежде всего авторские работы масляной краской по бумаге или по пенокартону (новый материал!) и графические работы разного, в том числе классического, характера и построения. Но в стилевом отношении он не неоклассик, скорее этноколорист экспрессивного направления. Во всех почти его работах экспрессивно подано динамическое движение, они как-то по-особенному национально означены,означены соотношением красок, теплотой колорита... Его люди — всегда в движении. Даже застывший, казалось бы, поднеся му-лету — красное полотнище к рогам быка, тореадор запечатлен так, что еще миг — и он проснется в стремительном движении. На изображении под названием «Цирк» юноша жонглирует шарами, напоминающими гранат, и
цирковая атмосфера вихрится круговым вращением, переходит естественно в коловращение красок... Нечто похожее наблюдаем с женской фигурой в работе «Танец» (2002). В ней тоже явно заметен этот плавный и, одновременно, сильный, будто лишь на миг остановленный, динамичный жест.

Внутренний, красочный динамизм говорит о сильном художественном темпераменте художника. И это касается и его чисто цветовых работ, таких как «Весна» (2002), в которой доминируют краски и явственны всего две «тени» птиц... К подобному разряду отнесем «Стремление», «Танец шмеля», «На глубине», «Затмение» и др. В этот вид работ изредка вкраплен рас-плеск эмалевой краски, глубже подчеркивающей полихромность краски масляной... Например, в «Танцующем фонтане».
Что касается цирковой темы, то мы о ней упомянули неслучайно. Артуш Григорян создал психологические портреты клоунов. Запоминаются навеянный автору обликом Полунина «усталый клоун» и более раскованный, но менее психологичный «лукавый клоун». Характер! Вот что удалось передать здесь живописцу, часто предпочитающему чистую игру красок. Цветовыми преимущественно можно считать его натюрморты, там — изобретательность многотональных цветовых гамм и широта цветопередачи...

Свои возможности портретиста Григорян показал в графике. Они видны в исполненной мелом «Прядильщице», но много более — в портрете ученого-востоковеда И. А. Орбели. В нем есть что-то медальное, хотя даже больше просится на марку, которую можно было бы вполне выпустить в Армении. Кстати, в Москве вышла и была представлена на вечере в Посольстве Армении книга
Н.А. Григоряна «Научная династия Орбели», которая служит более чем достаточным основанием для любого, самого высокого увековечивания памяти всех братьев Орбели.
В скобках заметим, что в его творчестве определенную роль играют сны — он, бывает, проснется среди ночи и быстро зарисует найденный динамический ход — и этот набросок, сделанный условными штрихами, может стать началом или продолжением новой работы...

А. Григорян создает наброски, отбрасывает негодное к исполнению и снова ищет, пока не найдет... Пока не получится. А мы скажем: пока не обретет цельность, — к чему он бессознательно стремится. И часто успешно достигает.

К сожалению, мы не сможем рассмотреть многие достойные описания и осмысления работы, объем наших экскурсов естественно ограничен...
В творчестве живущего ныне в Москве художника и графика Артуша Григоряна еще надо отметить, в заключение, и сугубо армянские мотивы. Такова его работа «Отдых» (1996). Там фигура явно усталой женщины. Это хозяйка-армянка, сложив руки на коленях, отдыхает — она только что испекла лаваш... И три «плода» ее труда — три лаваша висят тут же, на привязанной к столбу веревке. Поза старой женщины будто подсмотрена в вечернем дворике старого Гюмри-Лени-накана, где жили и окончили свои дни старые родители художника...
У Артуша Григоряна есть псевдоним — Grig, в этом имени что-то от морских странствий, оно созвучно бригу, летящему по волнам,и,одновременно, оно закономерно напоминает имя Григория Просветителя, скорее всего, распространенная фамилия Григорян берет исток от этого прозвания, священного для Армении, для армян...

Станислав Айдинян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении