Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Календарный цикл Армянской Апостольской Церкви

В 301 году от Р.Х., когда Армения приняла христианство в качестве государственной религии, старый жреческий неподвижный календарь был заменен Юлианским календарем.

Юлий Цезарь в 45 г. до Р.Х. произвел реформу римского календаря, приняв за основу солнечный год из 365 дней и 6 часов. Избыток в 6 часов за 4 года составлял один день, который прибавлялся к февралю каждого четвертого года, состоявшего, таким образом, из 366 дней и именовавшегося високосным.

Для своего времени преимущества реформы Цезаря были неоспоримы, но из-за того, что солнечный год состоит не из 365 дней и 6 часов, а из 365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд, разница в 11 минут и 14 секунд в год за 128 лет привела к ошибке в один день.
Во время понтификата Папы Григориях!!! (1572—1585) разница, вызванная несовершенством Юлианского календаря, составляла уже 10 дней. День весеннего равноденствия, принятый на Никейском Вселенском Соборе (325 г.) за 21 марта, приходился на 11 марта. Папа Григорий XIII созвал Собор, который постановил принять проект календаря Пе-руджи Луиджи (Алоизия) Лилио (1520—1576) и после четверга 4 октября 1582 г. отбросить накопившиеся с 325 года (то есть со времени Никейского Собора) десять дней и следующим днем считать пятницу 15 октября. Таким образом, начиная с 1583 г. день весеннего равноденствия вновь приходится на 21 марта.
Для того, чтобы избежать подобной ошибки в будущем, Папа Григорий постановил считать високосными только те из вековых годов, число которых делится на 400 без остатка. Разница между Юлианским и Григорианским календарями, таким образом, заключается в том, что в Григорианском календаре каждые 400 лет за счет високосных годов прибавляется не 100 дней, как в Юлианском, а только 97, и в результате календарь почти соответствует астрономическому времени. В то время как Юлианский кален-
дарь дает ошибку в один день каждые 128 лет, Григорианский календарь дает расхождение в один день лишь за 3280 лет.
В 1582 году, посчитав Юлианский календарь устаревшим, его стали именовать старым стилем, а Григорианский календарь — новым стилем.
Вплоть до 1924 г. Армянская Церковь руководствовалась старым стилем. Переход на новый стиль был осуществлен повелением приснопамятного Католикоса Геворка V (1911 — 1930) в энциклике №349 от 6 ноября 1923 г. Согласно этому повелению с 1 января 1924 г. календарные вычисления в Армянской Церкви должны были осуществляться на основе нового стиля. В этой связи в энциклике отмечалось: «Мы, Верховный Патриарх Католикос Всех Армян и Глава Святой Армянской Церкви, сей патриаршей энцикликой постановляем принять купотреблению новый стиль начиная с 1924 года и праздновать все Господние и национальные праздники церковные по новому стилю».
Однако епархии Грузии, Нового Нахичевана, Северного Кавказа и Астрахани (ныне епархия Юга России), Греции, а также патриархия Иерусалима и др. продолжают руководствоваться старым стилем.

ПРИНЦИП СОСТАВЛЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ ААЦ

Все Христианские Церкви отмечают праздничные дни, основываясь на числах солнечных месяцев, т.е. большинство праздников имеют определенную дату, не зависящую от дня недели, на который выпадаетэто число.Например, Успение Пресвятой Богородицы всегда отмечается 15 августа, Воздвижение Животворящего Креста Господня — 14 сентября и т.д. Только Пасха и те Господние праздники, которые связаны с Пасхой (Вознесение, Сошествие Св. Духа и др.), отмечаются в определенные дни недели.
Армянская Церковь имеет особый календарь. В нем большинство праздников являются
переходящими, т.е. отмечаются в определенный день недели, и поэтому дата их празднования меняется из года в год. К непереходящим праздникам относятся только следующие:
— Богоявление — 6/19 янв.1;
— Обрезание Господне — 13/26 янв.;
— Сретение — 14/27 февр.;
— Благовещение — 7/20 апр.;
— Рождество Пр. Богородицы — 8/21 сент;
— Введение во храм Пр. Богородицы — 21 нояб./4 дек.;
— Зачатие св. Анною Пр. Богородицы — 9/22 дек.
Основой календарного цикла Армянской Церкви является Пасха — переходящий праздник, который в разные годы может отмечаться в период с 22 марта по 25 апреля.
Кроме Пасхи, существуют еще 4 праздника, которые являются точками отсчета для установления дат других праздников. Это:
— Успение Пр. Богородицы — ближайшее к 15/28 августа воскресенье;
— Воздвижение Животворящего Креста Господня — ближайшее к 14/27 сентября воскресенье;
— Масленица поста Рождественской пятидесятницы — воскресенье, выпадающее в период с 15/28 ноября по 21 ноября/4 декабря;
— Богоявление (Рождество Христово и Крещение) — 6/19 янв.
В соответствии с датами этих праздников устанавливаются также дни памяти святых и посты. Единицей исчисления является семидневный (недельный) цикл. К примеру, за 10 недель до праздника Пасхи начинается Передовой пост, который длится одну неделю. В течение следующих двух недель отмечаются дни памяти святых, а затем начинается семинедельный Великий пост, когда память святых отмечается только по субботам. В течение 7 недель после Пасхи, до Пятидесятницы, длится праз-днованиеХристова Воскресения, во время которого нет постов и дней памяти святых. Затем следует неделя празднования Пятидесятницы. Следующие 5 недель отведены праздникам в честь
святых, после чего начинается семидневный Преображенский пост. Эти 24 недели (171 день) от Передового поста до Преображения составляют пасхальный цикл, который повторяется каждый год.
Все воскресенья отведены Господним праздникам или являются днями воспоминания Воскресения Христова.
Все среды и пятницы — постные дни: пост в среду держится в память о страданиях Спасителя, а в пятницу — в память о смерти Иисуса Христа. Втечение семи недель от Пасхи до Пятидесятницы, атакже во время других Господних недель (9 дней Богоявления, 7 дней Троицы, 3 дня Преображения, 9 дней Успения и т.д.) среды и пятницы не являются постными днями. Если Господний праздник и пост совпадают, отмечается праздник.
Дни святых отмечаются в понедельник, вторник, четверг и субботу, если на эти дни не выпадает Господний праздник или пост. Все субботы в году посвящены святым, даже во время Великого и других постов субботы являются днями памяти святых.
Таким образом, все дни календаря Армянской Церкви делятся на 3 группы:
а) Господние праздники — 136 дней;
б) дни памяти святых — 112 дней;
в) постные дни — 117 дней.

ПОСТЫ

В Армянском церковном календаре, кроме постных дней недели — среды и пятницы, существуют особые дни постов.
— Великий, или сорокадневный, пост — 7 недель перед Пасхой;
— Рождественский пост — с 30 дек./12 янв. по 5/18 янв.;
— Передовой пост — третья неделя до Великого поста, с понедельника по пятницу;
— Преображенский пост — неделя перед праздником Преображения Господня, с понедельника по пятницу;
— Успенский пост — неделя перед Успением, с понедельника по пятницу;
— Воздвиженский пост — неделя перед Воздвижением Животворящего Креста Господня, с понедельника по пятницу;
— пост Рождественской Пя-
тидесятницы — в настоящее время сокращен до одной недели, с понедельника по пятницу.
Кроме перечисленных выше, существуют недельные посты, во время которых по понедельникам, вторникам и четвергам разрешается празднование дней памяти святых. К ним относятся следующие:
— пост св. Григория Про-
светителя — неделя перед праздником Обретения мощей св. Григория (V в.), с понедельника по пятницу;
— пост Варагского Креста — неделя перед праздником Явления Креста на горе Вараг(623 г.), с понедельника по пятницу;
— пост св. Иакова — неделя перед праздником св. Иакова Низибийского, с понедельни-
ка по пятницу.
Существует еще один недельный пост, который совпадает с Господним праздником. Это Ильинский пост — со второго по шестой день Троицы.
Епископ Езник Петросян, доктор Богословия

1 Первая дата по новому стилю, вторая — по старому.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении