Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Имеющие уши, да услышат

За многие десятилетия XX столетия мировая армянская общественность приложила огромные усилия для восстановления «провалов памяти» ведущих западных держав относительно геноцида армян в Османской империи. Эта титаническая работа привела к его признанию некоторыми государствами, в том числе Россией, но, к сожалению, оказалась недостаточной. Еще лет двадцать такой вязкой борьбы за справедливость, и мир окончательно забудет об «армянском вопросе». Уже сегодня в многостраничном списке требований к Турции по вступлению в Европейский Союз нет пункта о признании ею геноцида армян. Вполне возможно, что Европа в скором времени возьмет Турцию «на воспитание». Вопрос лишь в том, удастся ли это сделать с намеренно «зашоренными» глазами?

Писать монографии по истории геноцида нужно, но уповать на то, что их будут читать не только армяне и зарубежные специалисты, но и прозревающая в процессе чтения мировая общественность, не стоит. Для того, чтобы добраться до перегруженного сознания современного человека, необходимы более динамичные, если хотите, «жалящие» мозг методы влияния. И конференции сегодня нужны не для чтения в основном самим себе лекций о геноциде, а для обсуждения в свободной дискуссии различных точек зрения на проблему, для поиска нестандартных методов воздействия на мировое общественное мнение.

Проблема геноцида - во многом вопрос нашего будущего. Его всеобщее признание снимет «надсадность» восприятия армянами окружающего мира и позволит гармонично развиваться в дальнейшем. Предположим, случится чудо, и завтра Турция признает геноцид. Готовы ли мы к такому повороту событий, и есть ли у нас всесторонне проанализированный, систематизированный, выверенный план действий и требований к турецкому правительству? Конференции необходимы, прежде всего, для выработки подобных концепций.

Очевидно, что эта многогранная проблема нуждается в новых подходах. Мы привлекаем внимание мира к страшнейшей трагедии нашего народа, но сами не совершаем шагов, обязательных в любом цивилизованном обществе. К сожалению, приходится повторяться, ноу памятника Большому Егерну в Ереване нет ни одной символической именной могилы жертв геноцида, хотя известны фамилии многих погибших и без вести пропавших. Персональная память об этих людях рассыпалась вместе с нашим народом по всем армянским церквам мира, но теперь нам необходима ее концентрация. Пополняемые в результате поисков списки жертв должны ежегодно 24 апреля под персональное поминовение захораниваться в специальных капсулах в Мемориальном комплексе Геноцида в Ереване. У армян сегодня нет причин для того, чтобы всенародно не увековечить имена этих жертв. Через 90 лет после резни мы восстановим столько имен,сколько сможем. Мир это поймет. Не поймут только те, кто никогда не переставал спекулировать по поводу количества жертв и достоверности исторических событий. Стремление вырвать из забвения память о каждой оборванной в те страшные времена человеческой жизни является святым долгом армян всего мира.

Ни у одного здравомыслящего армянина нет сомнений, что Турция никогда по собственной воле не признает геноцид. Это может произойти только под сильным давлением международного сообщества. Пробиться со своей правдой сквозь толщу сложнейших реалий мировой политики, диаметрально противоположных интересов стран и народов, через частокол лоббирующих в различных направлениях партий, общественных организаций и даже спецслужб чрезвычайно трудно. Поэтому необходимо адресо-ватьусилия по решению проблемы не только сочувствующим нам политическим силам различных стран и международным организациям, но попробовать частично отдать судьбу вопроса непосредственно в руки людей: постараться создать такую общественную атмосферу, когда сами народы смогут заставить своих политиков принимать справедливые решения. Для реализации поставленных задач армяне мира должны сделать еще больший упор на менталитет современного цивилизованного человека, ориентированного, прежде всего, наличность и ее неприкосновенность, защиту прав человека, бесценность человеческой жизни.

Говоря о полутора миллионах жертв геноцида, мы их, за редким исключением, не персонифицируем, тем самым превращая проблему в какой-то степени в вопрос статистический. Сразу вспоминается циничная фраза, приписываемая отцу народов, о том, что, когда умирает один человек - это трагедия, а когда миллионы - это статистика. Евреям удалось придать холокосту общепризнанное, международное звучание не только за счет финансовых средств и лоббирования в правительствах и парламентах мира, а в том числе и потому, что они всегда прекрасно понимали силу персонального подхода в решении подобных вопросов. И не случайно даже в 2002 году, уже через многие годы после признания миром и Германией холокоста, они зачитали двадцать тысяч имен жертв на своем Мемориале в Израиле. Наша ошибка заключалась в том, что мы, собирая имена жертв, не создавали своих«списков Шинд-лера» с обратным знаком, с которыми можно было бы достучаться до сердца каждого нормального человека. Как вы думаете, сможет ли бундестаг ФРГ так легко не признать геноцид армян, если на суд немцев будет представлен, кроме документов, и персональный список хотя бы нескольких десятков тысяч жертв? Думается, что в данном случае возможна ситуация, при которой уже германская общественность не даст политикам снова «замотать» этот вопрос.

После каждой смены власти в Вашингтоне мы замираем в очень важном с точки зрения международного права ожидании - употребит или нет очередной президент США термин «геноцид» по отношению к армянской трагедии? Точка зрения американского президента очень важна, но на фоне сегодняшнего противостояния мира исламистской, да и не только исламистской, антропофагии весьма эффективным может стать непосредственное обращение к сознанию простого человека. Может ли нормальный американец, персонально почтивший память каждого из нескольких тысяч погибших соотечественников 11 сентября, отмахнуться от конкретного списка жертв армянского народа и не стать дополнительным фактором давления на своих высокопоставленных политиков в вопросе признания геноцида?

За давностью лет возможности для реализации высказанных предложении ограничены, но они существуют. Прежде всего, можно использовать уже имеющийся в Музее-институте жертв геноцида в Армении документированный список десятков тысяч погибших. Вместе с тем существенные возможности открывают современные компьютерные технологии. В ходе реализации многоцелевого интернет-проекта по поиску персоналий жертв геноцида (подробнее об этом в газете «Ноев Ковчег» за сентябрь 2001 года) можно добиться мультиплицированного эффекта - реализовать сам проект и одновременно сплотить народ, повысить технологический уровень развития нации, особенно молодежи. Другой, тесно связанный с первым проект - создание книги «История семей, переживших геноцид». Каждый армянин, чьи предки пострадали, сможет через Интернет написать историю своей семьи и таким образом принять участие в создании гиперкниги, у которой будут тысячи авторов -праправнуки погибших.

В сегодняшнем стремительно изменяющемся мире необходимо проводить четкую грань между действиями конъюнктурных политиков и мнением общественности различных стран. К примеру, нет необходимости доказывать правду о геноциде армян нынешним руководителям израильского государства - они прекрасно знают историю вопроса и цену своей политики двойных стандартов. Гораздо важнее созвать представительный «круглый стол» армянской и еврейской общественности по проблеме «Геноцид - Холокост», на котором участники обеих сторон могли бы в свете новых реалий выразить свое мнение по сути затрагиваемых проблем и донести его до своих народов и мировой общественности. Существуют трудности на пути организации такой встречи, но если придерживаться общечеловеческих нравственных принципов, то эта цель может оказаться достижимой. У каждого народа -своя «печать» от Бога. Армяне были избраны, чтобы через жесточайшие испытания и муки сохранить свою веру, культуру, а следовательно, и себя. Вера в своего Бога привнесла в историю евреев вместе с огромными достижениями и многовековые страдания, апофеозом которых стал холокост. Если богоизбранность народа подлинная, то она предполагает уважительное отношение к судьбе других наций и в том числе тех, чья трагическая история сопоставима с собственной.

Достаточно прочитать всего один абзац главы «Бунт» романа «Братья Карамазовы», чтобы понять, какдалеко перейден Турцией рубикон злодеяний. Слишком много жизней ни в чем не повинных детей, не говоря уже о тех, которыхДостоевский называл «съевшими яблоко», положила Османская империя к ногам своего мира(ислам означает «покорность Богу», а в расширительном понимании мусульман еще и «мир»). В главе «Великий инквизитор» писатель не пощадил и христиан, которые за два тысячелетия своего существования также «наломали немало дров». От их рук, кстати, погибали целые цивилизации (испанцы,например, в началеXVI века уничтожили почти всю протокультуру Мексики). Разницазаключаетсявтом, что христианский мир медленно, мучительно, но приходит к осознанию своих преступлений и кается. Папа римский приносит извинения за крестовые походы и средневековую инквизицию. Народы различных вероисповеданий просят прощение друг у друга: немцы у евреев, американцы у японцев, японцы у корейцев и т.д. Назовите хотя бы одну мусульманскую страну, которая покаялась за свои грехи перед кем-либо из иноверцев. Дождемся ли мы когда-нибудь этого? Сомнительно, так как даже террористические акты шахидов считаются исламистами деяниями Аллаха руками правоверных.

«...Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников...

Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе... Прими во вниманиедобро, а не зло. Пусть мы останемся в памяти наших врагов не как жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей...».

Эта чудом сохранившаяся молитва безвестного хасида, написанная на оберточной бумаге в фашистском концлагере смерти Дахау, к счастью, услышана и миром, и покаявшимися потомками мучителей. Услышаны ли будут те, у кого в сирийской пустыне не было ни клочка бумаги, ни возможности помолиться?

Имеющие уши, да услышат...

Г. Г.Арзуманян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении